Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:03, курсовая работа
Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры с помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Роль денежно-кредитной политики государства
Задачи и цели денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика в зарубежных странах
5
5
9
10
АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РК
Этапы развития денежно-кредитной политики государства
Анализ денежно-кредитная политика Национального банка РК
Денежно – кредитная политика в системе регулирования банковской деятельностью в Республике Казахстан
19
19
22
28
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В РК
Современная тенденция развития кредитной системы в мире
Пути совершенствования денежно-кредитной политики Национального банка
Большой приток иностранной валюты в страну и покупки иностранной валюты Национальным Банком на внутреннем рынке обусловили значительное в 2,7 раза увеличение чистых международных резервов Нацбанка до 19,1 млрд. долл. США.
Международные резервы страны в целом выросли в 2,2 раза до 33,2 млрд. долл. США. Из них деньги Национального фонда достигли 14,1 млрд. долл. США, увеличившись за год на 74,5%.
За 2007 год денежная база расширилась в 2,3 раза до 1 501 млрд. тенге. Узкая денежная база, т. е. база без учета срочных депозитов банков второго уровня в Национальном Банке составила 1 370 млрд. тенге, расширившись в 2,4 раза.
Рост денежной массы на 79,9% до 3 716 млрд. тенге был обусловлен, как увеличением чистых внешних активов банковской системы в 4,3 раза, так и ее внутренних активов – на 68%.
Более высокие темпы расширения денежной базы по сравнению с ростом денежной массы за 2007 год обусловили снижение денежного мультипликатора с 3,12 до 2,47.
Эмиссия
краткосрочных нот
Проводимые Нацбанком меры положительно сказались на результатах финансовой и макроэкономической стабилизации, достигнутой на фоне достаточно сложной и противоречивой ситуации на микроуровне.
Основной целью осуществляемой Нацбанком денежно-кредитной политики является поддержание стабильности национальной валюты, повышение ликвидности банковской системы и обеспечение адекватных условий для развития рынка. В банковской системе Республики Казахстан принадлежит важнейшая роль в достижении макроэкономической стабилизации, созданию условий для осуществления системных преобразований и формирования на этой основе предпосылок для преодоления спада производства и последующего роста инвестиций и производства.
Национальный
банк Республики Казахстана использует
классические денежно-кредитные инструменты:
регулирования объема предоставляемых
банком кредитов при финансировании определения
официальной ставки рефинансирования
установления нормы обязательных резервов,
проведение интервенций на валютном рынке
и операций как с государственными ценными
бумагами так и с ценными бумагами Нацбанка.
Объемы предоставляемых кредитов рефинансирования
и сроки на которые они предоставляются
сокращены до трех месяцев, так как они
должны помогать банкам решать краткосрочные
проблемы ликвидности. Активно функционируют
межбанковский кредитный рынок, созданный
на базе Казахстанской центральной клиринговой
платы. В проводимых торгах на межбанковском
рынке участвует Национальный Банк для
поддержания ликвидности и приемлемого
уровня процентных ставок. На межбанковском
денежном рынке в 2007 году наблюдалось
повышение активности баков по размещению
ликвидных средств, как в национальной,
так и в иностранной валюте.
Таблица 2 – Показатели межбанковского рынка
№ | Показатели |
2006 | 2007 |
1. | Объем межбанковских тенговых депозитов, млрд. тенге | 2296 | 9184 |
2. | Объем депозитов от банков второго уровня, млрд. тенге | 2712 | 8136 |
3. | Средневзвешенная ставка вознаграждения, % | 3,46 | 4,45 |
4. | Объем долларовых депозитов, млрд. долл. США | 119,2 | 158,7 |
5. | Ставка вознаграждения, % | 4,23 | 5,35 |
В 2007 году объем межбанковских тенговых депозитов увеличился по сравнению с 2006 годом более чем в 4 раза и составил 9184 млрд. тенге. При этом объем привлеченных Национальным банком депозитов от банков второго уровня за 2007 год по сравнению с 2006 годом увеличился более чем в 3 раза и составил 8 136 млрд. тенге. Средневзвешенная ставка вознаграждения по размещенным межбанковским тенговым депозитам в декабре 2007 года по сравнению с декабрем 2006 года повысилась с 3,46% до 4,45%. Повышение средневзвешенной ставки вознаграждения по размещенным межбанковским тенговым депозитам явилось результатом политики Национального Банка по удорожанию денег.
На межбанковском рынке валютных заимствований объем размещенных долларовых депозитов в 2007 году по сравнению с 2006 годом вырос на 20,3% и составил 158,7 млрд. долл. США. Средневзвешенная ставка вознаграждения по размещенным долларовым депозитам в декабре 2007 года по сравнению с декабрем 2006 года повысилась с 4,23% до 5,35%.
С 1995 года введена система ломбардного кредита, при котором кредиты банкам предоставляются под залог государственных ценных бумаг. Кредиты Министерства финансов на покрытие дефицита бюджета предоставляются в объемах утвержденных Законом «О республиканском бюджете». Ставка рефинансирования Нацбанка постоянно поддерживается позитивной в реальном выражении и в полной мере является параметром регулирования спроса на деньги.
Другой важной задачей Нацбанка является поддержание ставки на таком уровне, чтобы уровень формируемых с ее учетом депозитных ставок на рынке был несколько выше, чем уровень ставок по валютным депозитам с целью воздействия на степень долларизации экономики. Наблюдается устойчивая тенденция роста вкладов населения и увеличение роста доли вкладов населения в общей денежной массе, что, в свою очередь, позволяет увеличить ресурсы банков, а также возможности кредитования предприятий на микроуровне.
Эта положительная тенденция может укрепится в дальнейшем при непременном условии развитии конкуренции между банками и улучшения привлекательности вкладов, расширение видов и качества банковских услуг.
Наряду
с умеренно-жесткой
Развитие денежно-кредитной сферы в соответствии с прогнозами Нацбанка предполагает, что снижение инфляции, процентных ставок и инфляционных ожиданий, а также дальнейшее укрепление национальной валюты вызовут замедление скорости обращения денег. Снижение скорости обращения в условии стабилизации объема производства приведет к дальнейшему росту спроса на деньги. Расширение денежной массы предусматривается в оптимальных размерах, так как наряду с необходимостью и назреванием условий для расширения денег должны сохранится ограничительные принципы монетарной политики, обусловленные целью снижения инфляции. Основным каналом расширения денег станет мультипликативное воздействие со стороны банков второго уровня. С учетом возрастания банков второго уровня на рынке драгметаллов и валютном рынке в целом по банковской системе возрастут внешние активы.
Основными
инструментами регулирования
2.3 Денежно
– кредитная политика в системе
регулирования банковской деятельностью
в Республике Казахстан
Денежно – кредитная политика в системе регулирования банковской деятельностью в Республике Казахстан
Общее состояние экономики в большей мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные организации. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через Национальный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.
После
обретения Республикой
Двухуровневая
банковская система нашей страны
была сформирована в 1991 году с реорганизацией
государственных отраслевых банков и
наделением республиканских отделений
Госбанка СССР функциями центральных
банков суверенных государств, а также
созданием первых коммерческих банков.
Первый уровень новой банковской системы
представлен Национальным Банком и его
подразделениями в областях. Второй уровень
банковской системы представлен банками,
созданными как на основе ранее существовавших
специализированных банков, входивших
в систему специализированных банков
в рамках бывшего СССР, а именно Промстройбанк
(Туранбанк), Казвнешэкономбанк (Алембанк),
Жилсоцбанк (Кредсоцбанк), Казсбербанк,
Агропромбанк, так и вновь организованных
по инициативе физических и юридических
лиц.
Таблица 3 - Структура банковского сектора за период 2004-2007 гг
01.01.04 | 01.12.05 | 01.01.06 | 01.12.07 | |
Количество банков второго уровня, в т.ч.: | 37 | 35 | 35 | 34 |
-банки с иностранным участием | 17 | 16 | 16 | 15 |
Количество филиалов банков второго уровня | 368 | 355 | 355 | 378 |
Количество расчетно-кассовых отделов банков второго уровня | 1020 | 1020 | 1023 | 1087 |
Количество представительств банков второго уровня за рубежом | 8 | 10 | 10 | 11 |
Количество представительств банков-нерезидентов в Республике Казахстан | 14 | 20 | 20 | 18 |
Количество банков-участников системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц | 21 | 29 | 29 | 34 |
Количество банков, имеющих лицензию на осуществление кастодиальной деятельности | 10 | 10 | 10 | 9 |
В
структуре банковского сектора за
2004-2007 года наблюдался рост, количества
филиалов и расчетно- кассовых отделов
банков второго уровня. Следовательно,
возросло количество представительств
и количество банков-участников системы
обязательного коллективного гарантирования
вкладов физических лиц банков второго
уровня.
Банковская система Казахстана переживает период активизации деятельности в результате оживления экономики с середины 2000 г. Эта активность еще больше усиливается благодаря увеличению ликвидности в банковской системе по мере укрепления доверия к ней. В последние несколько лет наблюдались быстрые темпы экономического роста; ожидается, что и в ближайшие годы они сохранятся на высоком уровне, что обусловлено значительным оживлением внутреннего спроса и существенным увеличением объема выпускаемой продукции во всех отраслях. В Казахстане стабилизируется инфляция, наблюдаются тенденции к быстрому росту и развитию производства, экспорта и инвестиций. Все это позитивно влияет на развитие отечественной банковской системы. По состоянию на 01 января 2006 года в Казахстане работают 34 банков второго уровня, которые имеют разветвленную региональную сеть, насчитывающую 378 филиалов и 1087 расчетно-кассовых отдела банков (таблица 1).
Национальный Банк является основным проводником денежно – кредитной политики на территории Казахстана. [10, c.77]
Денежно – кредитная политика включает в себя методы и инструменты, принимаемые и реализуемые Национальным банком, для достижения макроэкономической стабилизации. В большинстве стран первичной целью денежно - кредитной политики является стабилизация цен. Однако, полномочия Национального банка РК также охватывает другие цели, включая обеспечение экономического рост, достижение полной занятости, внутреннюю финансовую стабильность, нормального функционирования платежной системы.
К числу основных инструментов денежно – кредитной политики проводимых НБ РК относятся [11, c.81]: