Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:56, реферат
Экономическое благополучие государства напрямую зависит от того, как проводится политика в денежной системе. Денежно-кредитная политика является важнейшим инструментом в макроэкономике, поэтому целю данной курсовой работы является изучение денежного рынка, определение участников, а также инструменты денежного рынка. Основу денежной системы составляет равенство спроса денег на их предложение, но современная экономика такова, что из-за многих причин рыночный механизм не сохраняет должное равновесие денежного рынка, а значит, в данной курсовой работе необходимо рассмотреть, что влияет на изменения спроса и предложения.
Введение……………………………………………….………………………3
1.Теоретические основы функционирования денежного рынка……………………………………………………………………………...….5
1.1. Виды денег: товарные, символические и кредитные деньги……………………………………….…………………………………....….6
1.2. Понятие денежного рынка, его участники и инструменты и регулирование……………………………………..……………….………………7
1.3. Понятие денежной системы и денежной массы………………....……12
2. Анализ функционирования и развитие денежного рынка Республики Беларусь……………………………………………………………………….…….17
2.1 Анализ состояния денежно-кредитной сферы Республики Беларусь за 2010-2011гг…………………………………………………………………….……17
2.2 Анализ инструментов денежно-кредитной политики РБ в 2011 году.…………………………………………………………………………….……24
2.3. Анализ состояния банковского сектора в 2011 году…………..…...27
3. Проблемы и перспективы развития денежного рынка Республики Беларусь……………………………….…………………………………….……..30
3.1. Основные направления денежно-кредитной политики РБ в 2012 году………………………………………………………………………….……….30
3.2. Проблемы денежного рынка РБ и пути их решения………….……..32
Заключение……………………………………………………………..…….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..……..38
Таблица 2.3. Информация об основных показателях работы системы BISS.
Источник: [15].
По состоянию на 1 января 2012 г. в системе BISS работает 188 участников, из них 34 являются прямыми участниками (Национальный банк, банки Республики Беларусь и банки-нерезиденты). Количество косвенных участников (филиалы (отделения) банков Республики Беларусь, структурные подразделения Национального банка) за 2011 год сократилось с 212 до 154. Сокращение косвенных участников в системе межбанковских расчетов на фоне роста объемов платежей свидетельствует как о процессах концентрации капитала, так и о повышении эффективности работы банковской системы.
По основным показателям
оценки деятельности Национального
банка по обеспечению эффективного,
надежного и безопасного
3. Проблемы и перспективы развития денежного рынка Республики Беларусь.
3.1 Основные направления денежно-кредитной политики РБ в 2012 году.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2012 году
будет направлена на формирование условий для сбалансированного развития экономики.
Цель денежно-кредитной политики в 2012 году – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь.
Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.
С учетом погашения Республикой Беларусь обязательств (внутренних
и внешних) в иностранной валюте и привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны (3,7 млрд. долларов США на чистой основе) международные резервные активы в соответствии методологией Международного валютного фонда на конец 2012 года составят 6,1 – 7 млрд.долларов США согласно приложению.
Инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.
Национальный банк продолжит
использование гибкого
курсообразования, позволяющего адекватно реагировать на взаимные колебания курсов основных валют и сохранять внутреннюю и внешнюю сбалансированность экономики.
Обменный курс белорусского рубля будет формироваться при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. Национальный банк планирует проводить валютные интервенции в ограниченном объеме и только в целях сдерживания резких колебаний рублевой стоимости корзины иностранных валют.
Процентная политика в 2012 году будет направлена на достижение положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия сохранности сбережений вкладчиков.
С учетом снижения инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2012 года составит 20 – 23 процента годовых.
Для рыночного регулирования уровня ставки на однодневном межбанковском рынке Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит и своп овернайт, депозиты по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).
Кредитная эмиссия Национального банка будет осуществляться исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков. Национальный банк продолжит работу по развитию и укреплению банковской системы. Для повышения устойчивости функционирования и развития банковского сектора будет совершенствоваться система финансирования проектов, включенных в государственные программы. Наряду с деятельностью ОАО ”Банк развития Республики Беларусь“ по финансированию проектов, включенных в государственные программы, участие банков в таком финансировании должно осуществляться исключительно на конкурсной и добровольной основе [14].
Продолжится рост нормативного капитала банков до уровня, необходимого для покрытия принятых ими рисков. Важнейшей составляющей этого роста должно стать внесение средств инвесторами в уставные фонды банков.
Основным ориентиром совершенствования принципов и инструментов банковского надзора, в том числе пруденциальных требований и ограничений, будет использование международных стандартов и лучшей мировой практики в данной области.
Продолжится увеличение ресурсной базы банков посредством повышения эффективности их деятельности, привлечения средств национальных и иностранных инвесторов, кредиторов и вкладчиков.
В целях стимулирования деловой активности Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь продолжит формирование стабильного и эффективного финансового рынка путем совершенствования его инструментов, инфраструктуры, а также создания благоприятного инвестиционного климата.
Для повышения инвестиционной привлекательности банковской
системы и объективности оценки финансового положения банков будет продолжена работа по сближению национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в банках с международными принципами, правилами и стандартами.
В 2012 году будет обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной системы. Национальный банк продолжит работу по снятию валютных ограничений по операциям, проводимым между резидентами государств–участников Единого экономического пространства, а также по развитию и укреплению системы внутреннего контроля в банках в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.
В 2012 году продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства, а также банковских систем стран Евразийского экономического сообщества и других государств – участников Содружества Независимых Государств. Особое внимание будет уделено вопросам, связанным с функционированием Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также формированием и развитием соответствующей договорно-правовой базы.
Продолжится взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией, Европейским банком реконструкции и развития, Антикризисным фондом ЕврАзЭС, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.
Реализация денежно-кредитной политики, направленной на сбалансированное развитие экономики, должна создать условия для обеспечения устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе, повышения благосостояния и качества жизни населения [14].
3.2 Проблемы денежного рынка РБ и пути их решения.
Белорусская
экономика сегодня находится
на перепутье. Макроэкономические показатели
Беларуси на сегодняшний день неблагоприятны,
темпы экономического роста неустойчивы,
а уровень инфляции по-прежнему очень
высок. Одной из главных макроэкономических
проблем является неофициальная
долларизация белорусской экономики.
Например в январе-октябре 2009 года население
Беларуси купило валюты в банках на
781,4 млн. долларов США больше, чем
продало. Долларизация представляет собой
процесс замещения слабой национальной
валюты твёрдой валютой, в данном
случае долларами, которые в большей
или меньшей степени выполняют
все функции денег, но, прежде всего,
используются как средства сбережения.
Белорусские предприятия и
Долларизация
и инфляция в Беларуси тесно взаимосвязаны.
Растущая долларизация автоматически
ведёт к инфляции, поскольку спрос
на дополнительное «финансовое богатство»,
измеряемое в долларах, ведёт к
девальвации по причине недостаточного
предложения иностранной
Если же центральный банк не увеличивает предложение денег и кредита в национальной валюте, чтобы справиться с постоянным ростом издержек, вызванным девальвацией и ростом номинальной заработной платы, то неизбежно возникает острый кризис ликвидности. Заработная плата, налоги, пенсии и произведенная предприятиями продукция не могут быть оплачены в полном объёме в денежной форме. Тем самым стимулируется бартер. Ведь в экономике не хватает ликвидности, а центральный банк, опасаясь инфляции, не предоставляет необходимое для нормального функционирования денежной экономики количество денег. Этот сценарий точно отражает сложившуюся сегодня в Беларуси ситуацию, где наблюдается высокая инфляция, недостаток совокупного спроса, низкие темпы экономического роста или даже стагнация, рост убытков в секторе предприятий, увеличение запасов готовой продукции на складах, а так же рост неплатежей и объемов бартерных операций. Национальный банк Беларуси стоит перед дилеммой: любое увеличение предложения денег ведёт к росту темпов инфляции, а любое его снижение – к кризису ликвидности. Оба явления ведут к сбою механизма функционирования рыночной экономики.
Для обеспечения устойчивого роста экономики необходимо дальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.
Важнейшей задачей в институциональной области будет развитие системы институтов, необходимых для мобилизации финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе внедрения и распространения новых технологий:
Заключение
Проведенное исследование позволяет констатировать следующее.
Деньги являются всеобщим
эквивалентом в товарном мире. Движение
денег при выполнении ими всех
своих функций в наличной и
безналичной формах и представляет
собой денежное обращение. Под денежной
системой понимают форму организации
денежного обращения, отдельные
элементы которой находятся в
определенном единстве. Нарушение равновесия
на денежном рынке приводит к появлению
множества проблем, возможность
решения которых определяется применяемой
моделью регулирования налично-
Исторически сложилось два
типа денежных систем: система металлического
обращения и система обращения
неразменных на золото денежных знаков
– кредитных и бумажных денег.
Существование в стране той или
иной денежной системы предопределялось
многими экономическими и социально-политическими
условиями, прежде всего, уровнем развития
общественного производства. Процессы
глобализации в современной мировой
экономике затрагивают и сферу
денежного обращения, она давно
уже стала международной. Вместе
с тем состояние экономики
любой страны во многом зависит от
организации национального