Денежный рынок. Влияние изменения равновесия на денежном рынке на экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:56, реферат

Описание

Экономическое благополучие государства напрямую зависит от того, как проводится политика в денежной системе. Денежно-кредитная политика является важнейшим инструментом в макроэкономике, поэтому целю данной курсовой работы является изучение денежного рынка, определение участников, а также инструменты денежного рынка. Основу денежной системы составляет равенство спроса денег на их предложение, но современная экономика такова, что из-за многих причин рыночный механизм не сохраняет должное равновесие денежного рынка, а значит, в данной курсовой работе необходимо рассмотреть, что влияет на изменения спроса и предложения.

Содержание

Введение……………………………………………….………………………3
1.Теоретические основы функционирования денежного рынка……………………………………………………………………………...….5
1.1. Виды денег: товарные, символические и кредитные деньги……………………………………….…………………………………....….6
1.2. Понятие денежного рынка, его участники и инструменты и регулирование……………………………………..……………….………………7
1.3. Понятие денежной системы и денежной массы………………....……12
2. Анализ функционирования и развитие денежного рынка Республики Беларусь……………………………………………………………………….…….17
2.1 Анализ состояния денежно-кредитной сферы Республики Беларусь за 2010-2011гг…………………………………………………………………….……17
2.2 Анализ инструментов денежно-кредитной политики РБ в 2011 году.…………………………………………………………………………….……24
2.3. Анализ состояния банковского сектора в 2011 году…………..…...27
3. Проблемы и перспективы развития денежного рынка Республики Беларусь……………………………….…………………………………….……..30
3.1. Основные направления денежно-кредитной политики РБ в 2012 году………………………………………………………………………….……….30
3.2. Проблемы денежного рынка РБ и пути их решения………….……..32
Заключение……………………………………………………………..…….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..……..38

Работа состоит из  1 файл

ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК.docx

— 355.53 Кб (Скачать документ)

Таблица 2.3. Информация об основных показателях работы системы BISS.

Источник: [15].

По состоянию на 1 января 2012 г. в системе BISS работает 188 участников, из них 34 являются прямыми участниками (Национальный банк, банки Республики Беларусь и банки-нерезиденты). Количество косвенных участников (филиалы (отделения) банков  Республики  Беларусь,  структурные  подразделения  Национального  банка)  за 2011 год  сократилось  с 212  до 154.  Сокращение  косвенных  участников  в  системе межбанковских расчетов на фоне роста объемов платежей свидетельствует как о процессах  концентрации  капитала,  так  и  о  повышении  эффективности  работы  банковской системы. 

По основным показателям  оценки деятельности Национального  банка по обеспечению эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы в 2011 году достигнуты следующие результаты:

  • программно-технический  комплекс BISS  соответствует  требованиям  руководящих  документов  и  стандартов  Республики  Беларусь  по  обеспечению  технической
  • возможности проведения межбанковских расчетов;
  • случаев несанкционированного доступа в платежную систему не допущено; 
  • коэффициент доступности автоматизированной системы межбанковских расчетов для  банков (нарастающим  итогом  с  начала  года)  в 2011 году  составил 99,98 % дневного фонда рабочего времени при нормативе не ниже 99,5 % [15].

 

 

3. Проблемы и перспективы развития денежного рынка Республики Беларусь.

 

3.1 Основные направления  денежно-кредитной политики РБ в 2012 году.

 

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2012 году

будет направлена на формирование условий для сбалансированного  развития экономики.

Цель денежно-кредитной  политики в 2012 году – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь.

Наряду с достижением  цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.

С учетом погашения Республикой  Беларусь обязательств (внутренних

и внешних) в  иностранной валюте и привлечения  прямых иностранных инвестиций в экономику страны (3,7 млрд. долларов США на чистой основе) международные резервные активы в соответствии методологией Международного валютного фонда на конец 2012 года составят 6,1 – 7 млрд.долларов США согласно приложению.

Инструменты денежно-кредитной  политики в 2012 году направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.

Национальный банк продолжит  использование гибкого механизма

курсообразования, позволяющего адекватно реагировать  на взаимные колебания курсов основных валют и сохранять внутреннюю и внешнюю сбалансированность экономики.

Обменный курс белорусского рубля будет формироваться при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. Национальный банк планирует проводить валютные интервенции в ограниченном объеме и только в целях сдерживания резких колебаний рублевой стоимости корзины иностранных валют.

Процентная политика в 2012 году будет направлена на достижение положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия сохранности сбережений вкладчиков.

С учетом снижения инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2012 года составит 20 – 23 процента годовых.

Для рыночного регулирования уровня ставки на однодневном межбанковском рынке Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит и своп овернайт, депозиты по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).

Кредитная эмиссия Национального банка будет осуществляться исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков. Национальный банк продолжит работу по развитию и укреплению банковской системы. Для повышения устойчивости функционирования и развития банковского сектора будет совершенствоваться система финансирования проектов, включенных в государственные программы. Наряду с деятельностью ОАО ”Банк развития Республики Беларусь“ по финансированию проектов, включенных в государственные программы, участие банков в таком финансировании должно осуществляться исключительно на конкурсной и добровольной основе [14].

Продолжится рост нормативного капитала банков до уровня, необходимого для покрытия принятых ими рисков. Важнейшей составляющей этого роста  должно стать внесение средств инвесторами  в уставные фонды банков.

Основным ориентиром совершенствования  принципов и инструментов банковского надзора, в том числе пруденциальных требований и ограничений, будет использование международных стандартов и лучшей мировой практики в данной области.

Продолжится увеличение ресурсной  базы банков посредством повышения  эффективности их деятельности, привлечения  средств национальных и иностранных  инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

 В целях стимулирования  деловой активности Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь продолжит формирование стабильного и эффективного финансового рынка путем совершенствования его инструментов, инфраструктуры, а также создания благоприятного инвестиционного климата.

Для повышения инвестиционной привлекательности банковской

системы и  объективности оценки финансового  положения банков будет продолжена работа по сближению национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в банках с международными принципами, правилами и стандартами.

В 2012 году будет обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной системы. Национальный банк продолжит работу по снятию валютных ограничений по операциям, проводимым между резидентами государств–участников Единого экономического пространства, а также по развитию и укреплению системы внутреннего контроля в банках в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

В 2012 году продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства, а также банковских систем стран Евразийского экономического сообщества и других государств – участников Содружества Независимых Государств. Особое внимание будет уделено вопросам, связанным с функционированием Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также формированием и развитием соответствующей договорно-правовой базы.

Продолжится взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией, Европейским банком реконструкции и развития, Антикризисным фондом ЕврАзЭС, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.

Реализация денежно-кредитной политики, направленной на сбалансированное развитие экономики, должна создать условия для обеспечения устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе, повышения благосостояния и качества жизни населения [14].

 

 

3.2 Проблемы денежного рынка РБ и пути их решения.

 

Белорусская экономика сегодня находится  на перепутье. Макроэкономические показатели Беларуси на сегодняшний день неблагоприятны, темпы экономического роста неустойчивы, а уровень инфляции по-прежнему очень  высок. Одной из главных макроэкономических проблем является неофициальная  долларизация белорусской экономики. Например в январе-октябре 2009 года население  Беларуси купило валюты в банках на 781,4 млн. долларов США больше, чем  продало. Долларизация представляет собой  процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей  или меньшей степени выполняют  все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Белорусские предприятия и население  предпочитают хранить значительную часть своих активов в твёрдой  валюте, в основном в форме валютных депозитов в коммерческих банках, но также и в наличной форме, - настолько, насколько они не доверяют национальной банковской системе. Беларусь является одной из самых долларизованных стран. Доля наличных сбережений в твёрдой валюте в «финансовом богатстве» домохозяйств Беларуси и России одна из самых высоких в мире. На первый взгляд кажется, что долларизация способствует снижению инфляции – ведь используемая хозяйствующими субъектами и населением новая валюта является твёрдой. Однако в случае Беларуси верно прямо противоположное утверждение: долларизованные страны не могут создать стабильную национальную финансовую систему. В этой ситуации свои функции теряет такой институт, как центральный банк, который не способен стабилизировать работу банковской системы, использующей иностранную валюту. Долларизованная банковская система создаёт целый ряд проблем, включая «валютное несоответствие», т.е. низкий уровень резервов в иностранной валюте по отношению к депозитам. Так же не исключены «натиск на банки», усиление тенденции предоставления кредитов в иностранной валюте (по сравнению с кредитами в местной валюте) [12].

Долларизация  и инфляция в Беларуси тесно взаимосвязаны. Растущая долларизация автоматически  ведёт к инфляции, поскольку спрос  на дополнительное «финансовое богатство», измеряемое в долларах, ведёт к  девальвации по причине недостаточного предложения иностранной валюты. Девальвация вызывает рост цен на импортируемую продукцию, снижает  реальный располагаемый доход и  создаёт предпосылки для повышения  номинальной заработной платы, что  необходимо для компенсации потерь реального дохода. На определённом этапе девальвация автоматически  ведёт к росту номинальной  заработной платы, поскольку в противном  случае реальный доход сократится до недопустимо низкого уровня. Таким  образом, девальвация и номинальный  рост заработной платы стимулируют  друг друга и приводят в действие инфляционную спираль «девальвация – зарплата – цены». Как показывает опыт, в долларизованных экономиках цены и заработная плата индексируются  в иностранной валюте. Как только страна вступает в эту стадию, любая  девальвация немедленно приводит к  росту внутренних цен. Но не только растущая долларизация ведёт к инфляции. Даже при постоянном уровне долларизации любое увеличение предложения денег  и расширения объёма кредитования, равно как и создание «финансового богатства» в национальной валюте, будут конвертированы в доллары. Если же предложение иностранной  валюты постоянно (например, ввиду недостаточного роста экспорта), то девальвация  неизбежна. В такой ситуации пространство для действий центрального банка  по увеличению предложения денег  без инфляционного риска очень  ограничено.

Если  же центральный банк не увеличивает  предложение денег и кредита  в национальной валюте, чтобы справиться с постоянным ростом издержек, вызванным  девальвацией и ростом номинальной  заработной платы, то неизбежно возникает  острый кризис ликвидности. Заработная плата, налоги, пенсии и произведенная  предприятиями продукция не могут  быть оплачены в полном объёме в  денежной форме. Тем самым стимулируется  бартер. Ведь в экономике не хватает  ликвидности, а центральный банк, опасаясь инфляции, не предоставляет  необходимое для нормального  функционирования денежной экономики  количество денег. Этот сценарий точно  отражает сложившуюся сегодня в  Беларуси ситуацию, где наблюдается  высокая инфляция, недостаток совокупного  спроса, низкие темпы экономического роста или даже стагнация, рост убытков  в секторе предприятий, увеличение запасов готовой продукции на складах, а так же рост неплатежей и объемов бартерных операций. Национальный банк Беларуси стоит перед  дилеммой: любое увеличение предложения  денег ведёт к росту темпов инфляции, а любое его снижение – к кризису ликвидности. Оба  явления ведут к сбою механизма  функционирования рыночной экономики.

Для обеспечения устойчивого роста  экономики необходимо дальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной  и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.

Важнейшей задачей в институциональной  области будет развитие системы  институтов, необходимых для мобилизации  финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности  и конкурентоспособности на основе внедрения и распространения  новых технологий:

  • активизация рынка корпоративных бумаг;
  • расширение спектра инструментов фондового рынка;
  • совершенствовование финансовых услуг, оказываемых небанковскими институциональными инвесторами (инвестиционные фонды, финансовые, лизинговые, трастовые, страховые компании);
  • развитие специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способствующих накоплению и перераспределению капиталов (институт кредитной кооперации);
  • активизация развития системы финансовых рынков и институтов, включая банковский сектор и сеть небанковских финансовых организаций (портфельные фонды, фонды венчурного (рискового) капитала, лизинговые и факторинговые компании, страховые компании);
  • формирование эффективной системы финансового посредничества в экономике, что потребует развития доверия к институтам финансового посредничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенное исследование позволяет  констатировать следующее.

Деньги являются всеобщим эквивалентом в товарном мире. Движение денег при выполнении ими всех своих функций в наличной и  безналичной формах и представляет собой денежное обращение. Под денежной системой понимают форму организации  денежного обращения, отдельные  элементы которой находятся в  определенном единстве. Нарушение равновесия на денежном рынке приводит к появлению  множества проблем, возможность  решения которых определяется применяемой  моделью регулирования налично-денежного  обращения. Исходя из этого, повышается значение в денежном обороте наличных денег и контроля над их количеством  и структурой денежной массы.

Исторически сложилось два  типа денежных систем: система металлического обращения и система обращения  неразменных на золото денежных знаков – кредитных и бумажных денег. Существование в стране той или  иной денежной системы предопределялось многими экономическими и социально-политическими  условиями, прежде всего, уровнем развития общественного производства. Процессы глобализации в современной мировой  экономике затрагивают и сферу  денежного обращения, она давно  уже стала международной. Вместе с тем состояние экономики  любой страны во многом зависит от организации национального денежного  обращения. Устойчивое состояние и  стабильное развитие сферы денежного  обращения являются необходимым  условием развития экономики, а нарушение  денежного баланса неминуемо  приводит к экономическому кризису.

Информация о работе Денежный рынок. Влияние изменения равновесия на денежном рынке на экономический рост