Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:08, курсовая работа
Управленческий учет – это область знаний, которая необходима каждому, кто занимается предпринимательством. Менеджер несет ответственность за выполнение целей, поставленных ему администрацией или учредителями предприятия. Результаты деятельности менеджера во многом зависят от информации, которую он использует для планирования, контроля и регулирования управленческой деятельности принятия решений.
Другими
часто используемыми терминами
применительно к структурным
единицам компании являются "отделения",
"филиалы" (внутренние единицы
самого высокого уровня) и "подразделения"
единицы более низкого уровня.
Децентрализация управления требует
формализованного подхода к организационной
структуре компании, охватывающего
все структурные единицы сверху
донизу и определяющего места
каждого подразделения (сегмента, отделения)
с точки зрения делегирования
ему определенных полномочий и ответственности.
При этом обобщающим понятием становится
"центр ответственности". В
результате организационную структуру
современной компании можно рассматривать
как совокупность различных центров
ответственности, связанных между
собой линиями ответственности.
Как следствие, учетная система,
которая в рамках такой структуры
обеспечивает регистрацию, отражение,
накопление, анализ и предоставление
информации о затратах и результатах
и позволяет оценить
Центр ответственности - это часть организации, по которой целесообразно аккумулировать учетную информацию о деятельности такого центра. Отчеты центров ответственности должны включать только те статьи затрат и поступлений (доходов, выручки), на которые может повлиять менеджер центра. Его также можно назвать центром отчетности.
Цель учета по центрам
ответственности состоит в
С позиции управления деление организации на центры ответственности должно определяться спецификой конкретной ситуации и отвечать следующим основным требованиям:
Решающее влияние на создание центров ответственности оказывают производственная и организационная структура предприятия.
Производственная
структура предприятия
Организационная
структура предприятия
В рамках
организационной структуры
Линейным называют управление "по вертикали", при котором имеет место прямое подчинение нижестоящих звеньев предприятия строго определенным вышестоящим звеньям. Обычно линейная система характерна для управления цехами и участками предприятия.
Функциональное управление - это управление по отдельным функциям (финансами, снабжением, сбытом, кадрами, проектно-конструкторскими и технологическими разработками, делопроизводством, внешними экономическими связями и др.), при котором высшее звено руководит всеми или частью низовых, но только в пределах одной функции. При функциональном управлении у одного лица, подразделения могут быть разные руководители по разным функциям.
Наибольшее
распространение на практике получили
линейно-функциональные структуры
управления. В рамках такой структуры
линейные подразделения занимаются
основной деятельностью по выпуску
продукции, а специализированные функциональные
подразделения (такие как отдел
маркетинга, плановый, финансовый отделы,
отдел кадров, НИОКР) оказывают услуги
основным. В этом случае наиболее полно
реализуется сочетание
При матричном
подходе к организации
Построение
центров ответственности в
Для успешной
организации управленческого
Центры ответственности исходя из объема полномочий и ответственности необходимо подразделять на центры затрат, прибыли и инвестиций.
Центр затрат - это структурное подразделение предприятия, руководитель которого отвечает только за затраты. В рамках такого центра организуется планирование, нормирование и учет затрат факторов производства с целью контроля, анализа и управления процессами их использования.
Центр прибыли
- это подразделение, руководитель которого
отвечает как за затраты, так и
за прибыль. В таких центрах доход
есть денежное выражение выпущенной
продукции, расход - денежное выражение
использованных ресурсов, а прибыль-
разница между доходом и
Центр инвестиций - это подразделение, руководители которого отвечают не только за выручку и затраты, но и за капиталовложения. Целью такого центра является не только получение прибыли, но и достижение рентабельности вложенного капитала, доходности инвестиций и увеличение паевого капитала.
Руководитель любого центра ответственности для выполнения своих функций с определенной периодичностью и в определенном объеме должен составлять отчетность о деятельности вверенного ему центра ответственности.
Сегментарную отчетность можно определить как отчетность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса (центрам ответственности) организации [9]. Порядок ее составления для внешних пользователей установлен НСБУ, для внутренних пользователей он практически не разработан. Не находит отражения данный вопрос и в существующих нормативных документах. Решение проблем составления внутренней сегментарной отчетности отдано на откуп предприятиям.
Подобно
тому, как информация внешней финансовой
отчетности используется для анализа
финансового состояния
Кроме того,
сегментарная отчетность помогает в
работе самим менеджерам. Руководителю
любого уровня всегда следует знать,
насколько хорошо он работает. Если
его планы не выполняются, он должен
узнать об этом как можно раньше.
В противном случае менеджер не сможет
своевременно откорректировать планы
своего подразделения, и поставленная
перед ним цель окажется нереальной.
Таким образом, четко налаженный
контроль позволит руководителю центра
ответственности принимать
2.3 Проблемы
построения системы
Любая фирма в ходе своей деятельности должна принимать решения быстро и безошибочно, основываясь на тех данных, которые у нее имеются. Особенно это относится к торговым предприятиям, где каждый день задержки может стоить денег. Соответственно, если коммерческое решение базируется на неправильной информации, то оно с большой вероятностью может оказаться неверным. Вследствие этого компания может понести убытки. Плюс ко всему, фирма обязана делиться своей информацией с вышестоящими коллегами. А от того, какие данные будут предоставлены, зависит правильность принятия ими решений. Получается такая пирамида, где каждый конкретный сотрудник влияет на благополучие всей компании.
Зачастую
руководство больше внимания обращает,
как правило, на такие проблемы, как:
снижение налоговой нагрузки путём
использования различных схем; создание
структур под отдельных людей; рост
объёмов продаж с отставанием
во внедрении систем детального учёта
продукции; открытие или приобретение
некоторого числа юридических лиц
с узкой географической или производственной
специализацией; становление бухгалтерского
и налогового учёта; “политические”
вопросы и так далее. После
того, как сформированный таким образом
бизнес входит в стадию зрелости, руководство
начинает больше внимания уделять “тонким”
вопросам. Одновременно с этим оно
приходит к пониманию того, как
много денег в период становления
“ушло в песок” из-за отсутствия
эффективной системы
При построении системы управленческого учета в группе компаний возникает ряд проблем, основной из которых является отсутствие достаточной информации для принятия решений: поступающие из дочерних компаний отчеты содержат информацию о деятельности отдельно взятых компаний, но не о состоянии дел в группе компаний в целом.
К основным
проблемам можно также отнести
неоперативность сбора
Кроме того, не следует забывать, что система управления состоит из различных подсистем, которые относятся к одному из трех уровней управления: стратегическому, тактическому или оперативному. Эффективное управление группой компаний является результатом слаженного функционирования всех этих подсистем. Постановка систем стратегического управления, бюджетирования и др. начинается с системы качественного сбора и обработки управленческой информации, а это одна из задач управленческого учета. Именно информация управленческого учета, является базой для принятия грамотных управленческих решений на всех уровнях. Даже если внутри каждой отдельной компании налажена система управленческого учета, получение требуемой информации на уровне группы компаний зачастую оказывается довольно сложной задачей.
Управленческий
учет в группе компаний имеет особенности
по сравнению с управленческим учетом
на отдельно взятом предприятии. Помимо
традиционных задач, решаемых с помощью
управленческого учета на уровне
предприятия, на уровне группы компаний
дополнительно возникают
Казахстанский бухучет регулируется НСБУ и другими нормативными актами. Что касается управленческого учета, то порядок его ведения зависит только от специфики работы предприятия. У крупной компании, состоящей из нескольких предприятий, или у средней фирмы, разделенной в целях оптимизации управления на несколько юридических лиц, неизбежно возникают проблемы консолидации управленческих данных, которые поступают из разных подразделений. Для того чтобы избежать этих проблем, у всех юридических лиц необходимо, во-первых, привести управленческие планы счетов в соответствие друг с другом, а во-вторых, обеспечить одинаковую структуру и содержимое аналитических справочников учета. В противном случае финансисты каждой дочерней компании будут составлять отчетность по собственным правилам и для ее консолидации придется анализировать первичные документы.
Информация о работе Функции и особенности управленческого учета в современных условиях