Использование различных видов и форм контроля на уроке иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:39, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – раскрыть комплексный подход к системе
контроля в обучении и выделить основные средства его реализации .
Объект данной работы - дать примеры для проверки устных и письменных, фронтальных и индивидуальных форм контроля. Все эти примеры были использованы мною на практике.
Предмет данной работы - роль различных форм и видов контроля на уроке английского языка и правильное использование их функции.
Задачи данной работы:
Проанализировать функции контроля, выделяемые некоторыми методистами.
Рассмотреть преимущества и недостатки всех форм контроля.
Рассмотреть проверки домашних заданий как важный подвид контроля.
Объяснить пользу технических средств при контроле.
Объяснить правильное употребление текущих и итоговых видов контроля.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….…. 3


Теоретическая часть.

1.1. Обучающая функция контроля
в обучении иностранного языка……………………………………4

1.2. Воспитывающие и корректировочные функции контроля
в обучении иностранного языка…………………………………….4

1.3. Функция обратной связи и стимулирующая функция контроля
в обучении иностранного языка……………………………………5

1.4. Устная и письменная форма контроля
в обучении иностранного языка………………………………...…6

1.5 Фронтальная и индивидуальная форма контроля
в обучении иностранного языка………………………………...…7

1.6. Проверка домашних заданий
в обучении иностранного языка…………………………….……10

1.7 Роль технических средств во время контроля……………….…...11

1.8 Требования к проведению контроля
в обучении иностранного языка……………………………….…12

1.9. Текущие и итоговые виды контроля
в обучении иностранного языка…………………………………13

II. Практическая часть………………………………………………...….19

Заключение…………………………………………………………...….29

Литература...................................................................................................31

Работа состоит из  1 файл

Fucking course paper.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

пружина  всякого  общения,  будь  то  говорение,  аудирование  или  чтение. Качество  решения  коммуникативной задачи  становится  главным  критерием в  оценке  речевых  умений. И  пусть  коммуникативная  задача  решена скупыми  средствами, минимальным  количеством  фраз,  но  если  она  решена, то  этого достаточно  для  получения  положительной  оценки.

      В  современной  методике  уточнено  понятие  «ситуация»  . Ситуация,

моделирующая   действительность,   динамична,  она – активный   фон

общения,  накладывающий  определённые обязательства   на   партнёров

общения. Поэтому   недостаточно просто  описать  ситуацию, важно  адекватно действовать  в соответствии  с новыми, постоянно меняющимися

ситуативными  условиями,  решать  вновь  возникающие  коммуникативные

задачи, что в свою очередь  предполагает  самостоятельное  комбинирование и перекомбинирование  языкового  материала,  заложенного  в  память . Именно мера  самостоятельности  даёт  основание  для дифференциации  положительной оценки .Нужно создать такую позицию , отталкиваясь  от  которой учащиеся  уже  не  могут  ограничиться  ,  например  , описанием  книги  по усвоенному  стереотипу , они  должны  суметь  убедить  других  прочитать понравившуюся  им  книгу. В  этом  состоит  коммуникативная  задача. Учащиеся  сами   должны  найти  необходимые  языковые  средства  ,

употребить  модально – оценочную  лексику.

       К  этому  и  следует  поощрять учащихся.

      Для  неподготовленной  речи  характерна  самостоятельность   учащихся ,

она  и  является  показателем  успешного  решения  коммуникативной  задачи.

 Именно  в   таком  направлении  разработаны   нормы  оценок: определяющим  в оценке  аудирования,  говорения  и  чтения  является  качество  решения

коммуникативной  задачи.

      Что  касается  языковой  правильности  речи  , т. е.  ее

«соответствия  нормам  изучаемого  языка»  , то  это  дополнительный

критерий  , который  даёт  возможность  конкретизировать оценку.  Известно,

 что  ошибки  могут  иметь  различный   вес  в  процессе  общения.  Одни

вовсе не  мешают  его  осуществлению  , другие  в  какой – то  мере  влияют

 на  него  , а  третьи – препятствуют  общению. Кроме  того,  существенно

и  соотношение  количества  ошибок  с  объёмом  высказывания  , т. е.

«плотность  ошибок».  Это  положение  также  нашло  отражение  в  нормах

оценок.

      Ориентация  в  первую  очередь   на  решение  коммуникативных   задач

при  обучении  и  контроле  должна  быть  известна  учащимся. Тогда  они

смогут  преодолеть  ошибко – боязнь  , часто  служащую  барьером  в

общении .

      Учащихся  следует  привлекать  к  оценке  ответов  своих   соучеников

с  точки  зрения того  , как  удалось  общение  , поставив  перед  ними

предварительно  задачи  смыслового  характера.

      Работа  же  над  исправлением  ошибок – это  прежде  всего  дело

учителя.  Во  время  высказывания  учеников  он  должен  по  возможности

незаметно  фиксировать  типичные  и  грубые  ошибки,  чтобы  после

высказывания  (беседы ,чтения ,аудирования )  побудить  всех  учеников  к

выполнению  тренировочных  упражнений  , способствующих  пониманию

допущенных  ошибок.

      Профилактикой  ошибок  является  систематическое  осуществление

открытого  контроля  усвоения  языковых  явлений  , который  является

важным  союзником  скрытого  контроля  в  поступательном  развитии

коммуникативных  умений.

        В  некоторых  случаях   открытый  контроль поможет   сконцентрировать

внимание  учащихся  на  существенном  грамматическом  явлении.  В

результате  перед  учащимися  возникает  ясная  речевая  перспектива.

      Этот  вид  контроля  следует  осуществлять  также  при  изучении

языкового  материала , когда  осуществляется  рецептивный  вид

деятельности  – чтение  и  аудирование .

      В  учебно- методических  комплексах  должно  быть  больше  упражнений, которые  побуждали  бы  учащихся  к  наблюдению  за  языковой  сторонойграфических  и  аудиотекстов.  Ориентация  обучаемых  на  их  понимание ,когда  не  ясна  языковая  форма , часто  приводит  к  приблизительному пониманию  и воспитывает  верхоглядство.  В  то  же  время известно , что формальные признаки  языковых  явлений обладают  ясным  сигнальным  значением. Число  формальных  признаков  определённо , их можно  без  особого  труда запомнить , и тогда  они  станут  надёжными  опорами  для  понимания.

Целенаправленный  контроль  помогает  высветить  нужную  форму.  Приведём конкретный  пример.  Учителям  и  методистам  известно , что  в  старших классах  при  чтении  текстов  тормозом  понимания  часто  являются  формы пассива , учащиеся не  всегда  узнают  их  и  поэтому  неправильно определяют  производителя  действия.  В  таком  случае  следует сформулировать  задание  иначе , чтобы уточнить  и  облегчить  понимание:

В  трёх  из  десяти  абзацев  этого  текста  содержатся  конструкции  с

глаголами  в  форме  Passive.  Определите , в каких.

      Таким  образом , основным  объектом  открытого  контроля  является

языковой  материал.  Кроме  того , этот  вид  контроля  может  быть

применён  при  обучении  подготовленной  форме  речи, сущность  которой

заключается  в том , что происходит  осознание и упорядочение

учащимися  как  содержания , так  и  языковой  формы  его  выражения .

Уровень  осознания  в  подготовленной  форме  речи  весьма  высок.

Опираясь  на  разнообразные  опоры , учащиеся  планируют  своё

высказывание  в  соответствии  с  заданным  стимулом.  Обычно  это

происходит  в  ходе  индивидуальной  самостоятельной  или  парной  работы.

Установка  на  контроль  может  способствовать  значительной

интенсификации  работы  над  этой  формой  учебной  речи.  Задания  при

этом  мыслятся  примерно  такие:  Составьте  программу  высказывания  в

следующей  ситуации  ( т. е. план  в  виде  тезисов  или  вопросов , к

каждому  пункту  плана  подберите  слова  и  словосочетания , которые

могут  понадобиться  в  высказывании ).  Эта  программа  проверяется  и

оценивается  учителем.  Контроль  выступает  здесь  как  инструмент

жёсткого  управления  деятельностью  учащихся  на  пути  « от  смысла  к

выражению »  ; ученики  учатся  приводить  в  единство  «мысль , ищущую

своего  выражения» (Л.В. Щерба)  с  соответствующими  языковыми  средствами, что  является  важной  основой  для  развития  неподготовленной  речи ; последняя  является  уже  предметом  скрытого  контроля.

      Наряду  с  текущим   контролем   в  учебном  процессе  должен иметь

место  и   итоговый  контроль , который  включает  в  себя  как

тематический ,  так  и  периодический  контроль .

      Тематический   контроль  проводится  обычно  по  завершении  изучения

темы . Сущность  контроля  в  том , что  речь  здесь  идёт  не  об

отдельных  элементах , а  о  понимании  системы , объединяющей  эти

элементы . Значительную  роль  при  этом  играют  синтетические ,

комплексные  задания , объединяющие  вопросы  об  отдельных  понятиях  темы, направленные  на  выявление информационных  связей  между ними . Таким образом ,  тематический  контроль  позволяет  контролировать  уровень развития  умений  и  навыков  по  теме .

        Предварительный  контроль  проводится  по  усвоении  большого  по

объёму  материала  обычно  в  конце  четверти ,  полугодия .

       Итоговый  контроль  играет  важную  роль  в  процессе  обучения .

Крайне  важно , чтобы  он  проводился  лишь  тогда , когда  учитель  уверен, что  большинство  учащихся  усвоило  соответствующий  учебный  материал .

 Он  должен  быть  посильным  для  учащихся , способствующим  формированию уверенности  в  их  силах  , в  противном  случае  интерес  к  процессу обучения  снижается .

      Экзамены  являются  средством   государственного  контроля  за  работой

 образовательных   учреждений .  В  нашей  отечественной   школе  экзамены

были  введены  в  1932 г. , методика  и  система  их  проведения  постоянно

 менялась , но  всегда  неизменными  оставались  необходимость  учёта

индивидуальных  особенностей  учащихся  и  объективность  в  оценке  знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть.

 

      Для  того  чтобы проверить  умения  и  навыки  устной  речи,  следует  применять  устные приёмы  проверки. Это занимает меньше времени, чем  письменная  проверка. Устная  форма  способствует  выработке  быстрой  реакции  на  вопрос, развитию  памяти  учащихся. Педагогическую практику я проходила в РСФМШИ им. Жаутыкова О.А. Я преподавала ученикам 10 «В» класса. В каждой группе было 14-16 учеников, что и позволило нам проводить как индивидуальный, так и фронтальные формы контроля. 

                            

  1. Примеры устного контроля.

 

        Одним из примеров проведения устного контроля является работа над текстом. Перед чтением текста ученики отвечают на вопросы учителя о тему, которая представлена в тексте. Затем, прочитав текст, учащиеся отвечают на вопросы о тексте. Так учитель проверяет речевые навыки и умения учеников, поняли ли они данный текст.

       1.For  many  of  us  love  is the  most  important  thing  in  our  life.

       Do you love smb.  people? …Do you know that love has it’s own

       holiday?… Of course it is St. Valentine’s Day.

 

 

      Here  is  the text “St. Valentine’s  day”.  Please read  it 

      &  then  answer  the  following questions:

 

   - When is  this  holiday  celebrated  in  Britain ?

   - What  is the  story  of  St. Valentine?

    - Is  it  funny  to  find  out  who  sent  you  the  card?

 

  Следующий вид примера позволяет проверить словарный запас учащихся и проверяет речевые навыки.

 

       2. Read  the  sets  given  below   &   find  the  unnecessary  word  in

       every  set  &  explain  your  choice .

       

          For example:

- wall, room, ceiling, carpet, sink, wash up, refrigerator, corner.

- book, desk, board, ruler,  rubber, knife, copy book, pencil.

- apple, orange, onion, banana, grape, grapefruit, cherry.       

 

     Обычно, грамматические упражнения выполняются в письменной форме, и на это уйдет много времени. А если эти упражнения будут проверяться устно, то можно сэкономить время. Учитель произносит предложения с ошибками, а ученики находят ошибки и исправляют.

  3. Correct  my  statements :

    - Today  there  are  very  few  people  who are  proud  of  being  able

      to  cook  well.

    - The  early  cave  man  ate  his  food  roasted.

    - Greek  civilization  didn’t  advance  cooking  at  all.

 

      Учитель заранее пишет на доске слова, используя которых, ученики должны составить предложения. Этот вид упражнения поможет проконтролировать грамматических знаний.

 

4. Make up sentences, using the words on the blackboard

 

  Models: I find this book particularly interesting.

                   He felt particularly well that day.

Easy, amusing, upset, well, happy, difficult, careful, fond of, hard

 

5. Give English equivalents for the following:

 

        1)  А: -  Это  гостиница, в  которой  мы  остановимся. Я  пойду и позабочусь  о номерах.

        В : - Хорошо, я подожду в холле.

 

2) А:  -   Мне  нужны  два  одноместных  номера.

             Мы  пробудем  здесь  около  недели.

    В:   - У  нас почти нет свободных  номеров.

            Вы  можете получить  один  двухместный  номер.

  А:    - Да, можем.

  В:    - Тогда можно ваши паспорта?

 А:    - Да, конечно, возьмите.

               Всё  правильно?

В:   - Да, вот  ваши ключи.

 

 

2).  Примеры  письменного  контроля .

 

        У  письменной  формы  контроля  имеются некоторые  преимущества .  Во-первых , ею  можно  охватить  одновременно всех  учащихся ;  во-вторых ,  гораздо  удобнее  обрабатывать  письменные работы , нежели  устные  ответы .  Ошибки  в  письменных  работах  легче квалифицировать  и  анализировать , поскольку  действия  ученика  точно зафиксированы.

 

   1. Make the table “Advantages  and disadvantages of different ways

      оf traveling”.

    For example:

   

Advantages

Disadvantages

  1. You will see new places
  2. You will see sightseeing of the country.
  3. You can meet new people.
  4. You will know their culture.
  5. You will eat local meals.
  1. You will be tired after traveling.
  2. You can be exhausted.
  3. You will spend much money.
  4. You will feel jet lag.
  5. If you go foreign countries, you will have problems with visa.

 

           Для  проверки  умения письменно  излагать  свои  мысли  можно  давать  учащимся  на  дом небольшие  сочинения  в  связи  с  пройденной  тематикой , например : «опишите  свой  день, свою  семью, чем вы  занимаетесь в школе » и т. д.

      Письменный  контроль  эффективнее   развивает  логическое  мышление ,

приучает  к  большей  точности  в  ответах .

 

2. Write  a  short  composition “Shopping ”.

 

Example:                  

                                                    Shopping

       When we want to buy something we go to a shop. There are many kinds of shops in every town or city, buy most of them have a food supermarket, a department store, men’s and women’s clothing stores, grocery, a bakery and a butchery. 
     I like to do my shopping at big department stores and supermarkets. They sell various goods under one roof and this is very convenient. A department store, for example, true to its name, is composed of many departments: ready-made clothes, fabrics, shoes, sports goods, toys, china and glass, electric appliances, cosmetics, linen, curtains, cameras, records, etc. You can buy everything you like there.

 

      Для  контроля правописания  можно  проводить  короткие  диктанты. 

Информация о работе Использование различных видов и форм контроля на уроке иностранного языка