Классификация процедур внутреннего контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 09:08, курсовая работа

Описание

Контроль - объективно необходимое слагаемое хозяйственного механизма при любом построении бизнеса. Внутренний контроль - это установленный руководством предприятия процесс, целью которого является надежная коммерческая политика и достижение поставленных предприятием задач, осуществляемый субъектами самой организации (собственники, администрация, персонал). От эффективности внутреннего контроля зависит эффективность функционирования предприятия, что является одним из условий эффективности построения бизнеса в целом. В современных условиях внутренний контроль как управленческая функция должен осуществляться на всех уровнях управления, и ориентироваться на: устойчивое положение организации на рынках; признание организации субъектами рынка и общественностью; своевременную адаптацию систем производства и управления организации к динамичной внешней.

Содержание

стр.
Введение
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕНЕГО КОНТРОЛЯ
5
1.1 Внутренний контроль, его цели, задачи, предмет и этапы организации
5
1.2 Принципы и составляющие системы внутреннего контроля
11
2. ПРОЦЕДУРЫ ВНУТРЕНЕГО КОНТРОЛЯ, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ВНУТРЕНЕГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
17
2.1 Классификация процедур и методов внутреннего контроля
17
2.2 Разделение обязанностей, система подтверждения полномочий и физические способы классификации контроля
21
Заключение
29
Список использУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
31

Работа состоит из  1 файл

41-2 Классификация процедур скинуть (1).doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

Успешно применяются  натуральные показатели: штуки, метры, тонны, литры — в зависимости  от отраслевой принадлежности предприятия. Для измерения рабочего времени  применяются такие показатели, как часы, машино-часы. При осуществлении внутреннего контроля объектами организации контроля и, соответственно, объектами проверки являются циклы деятельности предприятия: снабжения, производства, реализации.

Внутренний контроль осуществляется непрерывно. Отдельные контрольные мероприятия проводятся по мере надобности.

Руководство предприятия  самостоятельно устанавливает состав, сроки, периодичность контрольных  процедур.

Главный принцип организации  внутреннего контроля — целесообразность и экономичность. Аудиторское заключение по результатам обязательной аудиторской проверки в составе своей первой и третьей частей (вводной и итоговой) является открытым документом.

Каждый заинтересованный пользователь финансовой отчетности экономического субъекта может ознакомиться с аудиторским заключением по данной отчетности. Конфиденциальной информацией предприятия является только аналитическая часть аудиторского заключения и письменная информация аудитора руководству проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита.

При публикации финансовой отчетности указываются и результаты аудиторской проверки. Все документы внутреннего контроля носят сугубо конфиденциальный характер. Внутренний контроль призван организовывать его структуру, а также поддерживать ее в таком состоянии, чтобы в каждый момент времени она соответствовала целям предприятия. Если предприятие имеет только один вид деятельности и реализует свою продукцию только по договору поставки, ему соответствует одна структура внешнего контроля, если это же предприятие организует реализацию своей продукции в розницу через торговый павильон, структура внутреннего контроля должна быть изменена. Таким образом, основной целью внутреннего контроля является ведение деятельности в соответствии с установленными правилами.

Внутренний контроль решает следующие задачи [18]:

контроль над состоянием активов и недопущение убытков;

подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

анализ эффективности  функционирования системы внутреннего  контроля и обработки информации;

оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой. Таким образом, в рамках внутреннего контроля осуществляется не только детальный контроль над политикой и качеством менеджмента.

Внутренний контроль выполняет следующие функции:

проверка систем контроля в целях выработки политики компании в рамках законодательства;

оценка экономичности  и эффективности операций компании;

проверка уровня достижений программных целей;

подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений.

Ответственность за выполнение своих обязанностей аудитор несет только перед руководством предприятия.

Поскольку система контроля является важной составляющей управленческого  контроля в целом, для раскрытия  механизмов функционирования данной системы необходимо изучить особенности ее составных элементов, а для этого необходимо ее классифицировать по разным признаками.

Систему внутреннего  контроля классифицируют [20, c. 94]:

- по форме внутреннего контроля, который зависит от особенностей организационной и правовой структуры субъекта;

- видов и масштабов финансово-хозяйственной деятельности субъекта;

- рациональности и целесообразности охвата контролем сфер деятельности субъекта;

- отношения руководства организации и ведению контроля.

Также различают внутренний контроль в зависимости от применяемых  методов и приемов контроля (общие  методы контроля — индукция, дедукция, анализ, синтез, обобщение и другие, самостоятельно разработанные методы — замеры, взвешивание, пересчет, инвентаризация, наблюдение, экспертиза, сверка, обратная калькуляция, логическая и экономическая проверка, тестирование, анкетирование, опрос и т. д., специальные методы — методы экономической статистики, анализа, прогнозирования, моделирования и т. д.). Одна из наиболее развитых форм внутреннего контроля — внутренний аудит.

Организация внутреннего  контроля в форме внутреннего  аудита присуща крупным и некоторым  средним организациям, для которых  характерны:

усложненная оргструктура;

многочисленность филиалов, дочерних компаний;

разнообразие видов  деятельности и возможность их кооперирования;

стремление органов  управления получать достаточно

объективную и независимую  оценку действий менеджеров

всех уровней управления.

Кроме задач чисто  контрольного характера, внутренние аудиторы могут выполнять экономическую диагностику, разрабатывать финансовую стратегию, вести маркетинговые исследования, управленческое консультирование. К институтам внутреннего контроля относят и ревизионные комиссии, деятельность которых регламентирована действующим законодательством.

В зависимости от времени  контроль подразделяют на оперативный, тактический и стратегический.

В зависимости от данных, которые используются при контрольных  мероприятиях, различают фактический, документальный контроль и контроль показателей, полученных с помощью обработки средствами ЭВМ.

По этапам проведения контрольных мероприятий различают  предварительный, текущий и последующий  контроль. Контроль может быть плановым и внеплановым, разовым, постоянным и периодическим. По степени охвата данных может быть сплошным и выборочным.

В зависимости от типа системы внутреннего контроля он может осуществляться с помощью  систем ЭВМ или вручную, либо возможна частичная автоматизация отдельных  стадий контроля.

Неавтоматизированный  внутренний контроль осуществляется контролером-ревизором без применения средств ЭВМ.

Частично автоматизированный внутренний контроль осуществляется его  контролерами с применением средств  автоматизации в сочетании с  обработкой данных вручную. Контроль, осуществляемый с помощью средств автоматизации, ведется под руководством контролера-ревизора, что облегчает ему работу с большими массивами данных, экономит время, позволяет делать всесторонний анализ, задавая параметры выборки.

Следующий признак классификации  — значимость субъектов контроля в процессе осуществления контрольных операций.

По данному признаку разделяют:

1) контролеров-ревизоров,  непосредственно осуществляющих  контроль;

2) участников, в обязанности  которых входят функции контроля, — это различные специалисты предприятия. Данная классификация не исчерпывающая, но в ней приведены основные классификационные признаки, необходимые для правильного понимания системы внутреннего контроля.

Организация эффективно функционирующей системы внутреннего  контроля — это сложный многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы.

Критический анализ и  сопоставление определенных для  прежних условий хозяйствования целей функционирования организации, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, оргструктурой, а также с ее возможностями.

Разработка и документальное закрепление новой (соответствующей  изменившимся условиям хозяйствования) деловой концепции организации (что  собой представляет организация, каковы ее цели, что она может, в какой области имеет конкурентные преимущества, каково желаемое место на рынке), а также комплекса мероприятий, способного привести эту деловую концепцию к развитию и совершенствованию организации, успешной реализации еецелей, укреплению ее позиций на рынке.

Такими документами должны быть положения о финансовой, производственно-технологической, инновационной, снабженческой, сбытовой, инвестиционной, учетной и кадровой политике. Данные положения должны разрабатываться на основе глубокого анализа каждого элемента политики и выбора из имеющихся альтернатив наиболее приемлемых для данной организации. Документальное закрепление политики организации в различных сферах ее финансово-хозяйственной деятельности позволит осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль всех аспектов ее функционирования.

Анализ эффективности  существующей структуры управления, ее корректировка. Необходимо разработать  положение об организационной структуре, в котором должны быть описаны  все организационные звенья с  указанием административной, функциональной, методической подчиненности, направления их деятельности, функции, которые они выполняют, установлен регламент их взаимоотношений, права и ответственность, показано распределение видов продуктов, ресурсов, функций управления по этим звеньям. То же относится и к положениям о различных структурных подразделениях (отделах, бюро, группах и т. д.), к планам организации труда их работников. Необходимо разработать (уточнить) план документации и документооборота, штатное расписание, должностные инструкции с указанием прав, обязанностей и ответственности каждой структурной единицы. Без такого строгого подхода невозможно осуществлять четкую координацию функционирования всех звеньев системы внутреннего контроля организации.

Разработка формальных типовых процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственных операций. Это позволит упорядочить взаимоотношения работников по поводу контроля финансово-хозяйственной деятельности, эффективно управлять ресурсами, оценивать уровень достоверности (качества) информации для принятия управленческих решений.

Организация отдела внутреннего контроля (или другого специализированного контрольного подразделения).

При организации такого отдела необходимо учитывать основные требования к эффективности его  функционирования.

Может быть и большее  количество этапов оценки системы контроля в зависимости от индивидуальных особенностей экономического субъекта, подвергнутого проверке.

Общее знакомство с системой внутреннего контроля включает получение  информации о специфике и масштабах деятельности субъекта, представление о системе его бухгалтерского учета. Итоги первоначального знакомства позволяют принять решение о возможности использования в проверке системы внутреннего контроля. Если контролер-ревизор не может полагаться на систему внутреннего контроля, он должен спланировать свою проверку, таким образом, чтоб выводы его не основывались на доверии к этой системе. Низкая эффективность системы внутреннего контроля должна быть отражена в заключении о проверке субъекта.

 

1.2  Принципы и составляющие системы внутреннего контроля

 

Критерием эффективности  системы внутреннего контроля служит соблюдение принципов внутреннего  контроля организации [22, c. 60].

        1. Принцип ответственности.
  1. Принцип сбалансированности (сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения).
  2. Принцип подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации.
  3. Принцип своевременного сообщения об отклонениях.
  4. Принцип ущемления интересов (необходимо создавать специальные условия, при которых любые отклонения ставят какого-либо работника или подразделение организации в невыгодное положение и побуждают их к урегулированию проблем).
  5. Принцип интеграции (при решении задач, связанных с контролем, должны создаваться надлежащие условия для тесного взаимодействия работников функциональных различных направлений).
  6. Принцип заинтересованности администрации.
  7. Принцип компетентности, добросовестности и честности субъектов внутреннего контроля. Принцип компетентности состоит в проявлении контролером высокого уровня знаний при контроле финансово-хозяйственной деятельности, а также предполагает обязательное пополнение багажа знаний через курсы повышения квалификации, семинары, тренинги, необходимо постоянно быть в курсе всех последних изменений в законодательстве, изучать опыт и новые методы контроля, стремиться к повышению профессионализма.
  8. Принцип соответствия (степень сложности системы внутреннего контроля должна соответствовать степени сложности подконтрольной системы).
  9. Принцип постоянства (адекватное постоянное функционирование системы внутреннего контроля позволит вовремя предупреждать о возможности возникновения отклонений).
  10. Принцип приемлемости методологии внутреннего контроля (означает целесообразное распределение контрольных функций, целесообразность программ внутреннего контроля, а также применяемых методов).
  11. Принцип непрерывности развития и совершенствования (со временем даже самые прогрессивные методы управления устаревают).
  12. Принцип приоритетности (абсолютный контроль над обычными незначительными операциями не имеет смысла и будет только отвлекать силы от более важных задач).
  13. Принцип комплексности (нельзя добиться общей эффективности, сосредоточив контроль только над относительно узким кругом объектов).
  14. Принцип согласованности пропускных способностей различных звеньев системы внутреннего контроля.

Информация о работе Классификация процедур внутреннего контроля