Классификация процедур внутреннего контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 09:08, курсовая работа

Описание

Контроль - объективно необходимое слагаемое хозяйственного механизма при любом построении бизнеса. Внутренний контроль - это установленный руководством предприятия процесс, целью которого является надежная коммерческая политика и достижение поставленных предприятием задач, осуществляемый субъектами самой организации (собственники, администрация, персонал). От эффективности внутреннего контроля зависит эффективность функционирования предприятия, что является одним из условий эффективности построения бизнеса в целом. В современных условиях внутренний контроль как управленческая функция должен осуществляться на всех уровнях управления, и ориентироваться на: устойчивое положение организации на рынках; признание организации субъектами рынка и общественностью; своевременную адаптацию систем производства и управления организации к динамичной внешней.

Содержание

стр.
Введение
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕНЕГО КОНТРОЛЯ
5
1.1 Внутренний контроль, его цели, задачи, предмет и этапы организации
5
1.2 Принципы и составляющие системы внутреннего контроля
11
2. ПРОЦЕДУРЫ ВНУТРЕНЕГО КОНТРОЛЯ, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ВНУТРЕНЕГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
17
2.1 Классификация процедур и методов внутреннего контроля
17
2.2 Разделение обязанностей, система подтверждения полномочий и физические способы классификации контроля
21
Заключение
29
Список использУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
31

Работа состоит из  1 файл

41-2 Классификация процедур скинуть (1).doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

16. Принцип оптимальной  централизации (динамичность, устойчивость, непрерывность функционирования  системы обусловливаются единством  и оптимальным уровнем централизации оргструктуры организации).

17. Принцип единичной  ответственности (во избежание  безответственности недопустимо  закрепление отдельной функции  за двумя или несколькими центрами  ответственности).

18. Принцип функциональных  потенциальных имитаций (временное выбытие отдельных субъектов внутреннего контроля не должно прерывать контрольных процессов).

19. Принцип регламента (эффективность функционирования  системы внутреннего контроля  прямо связана с тем, насколько  подчинена регламенту контрольная деятельность в организации).

20. Принцип разделения  обязанностей.

21. Принцип разрешения  и одобрения.

22. Принцип взаимодействия  и координации. Важным аспектом  функционирования системы внутреннего  контроля является выполнение  принципов данной системы, соблюдение которых повысит доверие к ней как внешних пользователей и ревизоров, так и внутренних пользователей данными контроля.

Контроль необходимо осуществлять на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб организации.

Совокупность указанных принципов является основанием эффективности системы внутреннего контроля. Все перечисленные выше принципы взаимосвязаны, порядок их сочетания зависит от конкретных обстоятельств.

Основные требования к организации системы внутреннего  контроля хотя и не являются принципами, но также обусловливают эффективное функционирование системы внутреннего контроля [23, c. 56].

1. Требование подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации. В должностных инструкциях необходимо предусматривать следующее условие: выполнение контрольных функций каждого субъекта должно быть подконтрольно на предмет качества другому субъекту внутреннего контроля без какого бы то ни было дублирования. В надлежащем исполнении контрольных функций такими субъектами внутреннего контроля, как председатель правления, президент, вице-президент, главный исполнительный директор, неисполнительный директор, главный аудитор, главный контроллер, председатель ревизионной комиссии заинтересованы прежде всего владельцы организации. Поэтому деятельность перечисленных выше субъектов должна контролироваться собственниками организации посредством услуг независимых экспертов различного профиля, в том числе внешних аудиторов.

2. Требование ущемления интересов. Необходимо создавать специальные условия, при которых любые отклонения ставят какого-либо работника или подразделение организации в невыгодное положение и побуждают их к регулированию «узких мест». Необходимость таких условий обусловливается возможностью появления отклонений, в которых определенные работники или коллектив заинтересованы.

3. Недопущение концентрации прав первичного контроля в руках одного лица. Сосредоточение первичного контроля в одних руках может привести к недостоверному учету в интересах данного лица.

4. Требование заинтересованности администрации. Функционирование системы внутреннего контроля не может быть эффективным без честности, должной заинтересованности и участия должностных лиц управления.

5. Требование компетентности, добросовестности и честности субъектов внутреннего контроля. Если персонал организации, в служебные функции которого входит осуществление контроля, не обладает этими характеристиками, то даже идеально организованная системы внутреннего контроля не сможет быть эффективной.

6. Требование приемлемости (пригодности) методологии внутреннего контроля. Ставящиеся перед центрами ответственности контрольные цели и задачи должны быть рациональными. Необходимо целесообразное распределение контрольных функций. Программы внутреннего контроля и применяемые методы должны быть целесообразными.

7. Требование непрерывности развития и совершенствования. Со временем даже самые прогрессивные методы управления устаревают. Система внутреннего контроля должна быть построена таким образом, чтобы можно было гибко ее «настраивать» на решение новых задач, возникающих в результате изменения внутренних и внешних условий функционирования организации, и обеспечить возможность ее расширения и модернизации.

8. Требование приоритетности. Абсолютный контроль над обычными незначительными операциями (например, мелкими расходами) не имеет смысла и только отвлекает силы от более важных задач. Но если высшее руководство считает, что какие-либо области деятельности организации имеют стратегическое значение, то в каждой такой области обязательно должен быть налажен контроль, даже если эта область с трудом поддается измерению по принципу «затраты-эффект».

9. Исключение ненужных этапов шагов процедур в проведении контроля. Контроль необходимо организовывать рационально, так как это часто связано с дополнительными затратами труда и средств.

10. Требование оптимальной централизации (или адекватности оргструктуры). Динамичность, устойчивость, непрерывность функционирования системы внутреннего контроля обусловливается единством и оптимальным уровнем централизации оргструктуры организации. Оргструктура должна соответствовать размерам и степени сложности организации. Конечно, у каждого типа оргструктур есть свои недостатки, например, медленное движение информации и принятие решений в линейно-функциональной структуре или несовпадение интересов «верхов» и «низов» в многоуровневой иерархии дивизиональной структуры. Необходимо оценивать сильные и слабые стороны каждого варианта.

11. Требование единичной ответственности. Каждая отдельная контрольная функция должна быть закреплена только за одним центром ответственности. Во избежание безответственности недопустимо закрепление отдельной функции за двумя или несколькими центрами ответственности. Но закрепление нескольких контрольных функций за одним центром ответственности вполне допустимо. Например, отдельной контрольной функцией главного бухгалтера является контроль осуществляемых хозяйственных операций на предмет их соответствия законодательству Республики Казахстан. Он же должен нести ответственность за недоведение до руководства информации о нарушениях. Контрольная функция внутреннего аудитора в этом случае — осуществление проверки на предмет качества исполнения бухгалтером своей контрольной функции. Аудитор оценивает и законность отраженных операций, но ответственность он должен нести за необнаружение негативных операций, отраженных бухгалтером. Данное требование не распространяется на ситуации, когда во избежание ошибок илии злоупотреблений отдельных должностных лиц (центров ответственности) принимается коллегиальное решение (например, принятие решений по сбытовой политике).

12. Требование потенциального функционального замещения. Временное выбытие отдельных субъектов внутреннего контроля не должно прерывать контрольные процедуры. Для этого каждый работник (субъект внутреннего контроля) должен уметь выполнять контрольную работу вышестоящего, нижестоящего и одного-двух работников своего уровня во избежание потери адекватной связи с объектом контроля за время их выбытия. Данный принцип распространяется и на центры ответственности.

13. Требование регламентации. Эффективность функционирования системы внутреннего контроля прямо связана с тем, насколько подчинена регламенту контрольная деятельность в организации. Насколько деятельность подчинена четкому регламенту — настолько можно ожидать от нее успеха. Конечно, все предусмотреть невозможно; приходится принимать решения в условиях неопределенности, но там, где это возможно, необходимо формально установить правила, регулирующие порядок деятельности.

14. Требование взаимодействия и координации. Контроль должен осуществляться на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб организации. Необходима четкая координация их усилий для решения поставленных задач контроля.

Совокупность указанных  выше принципов и требований — основа эффективного функционирования системы внутреннего контроля.

Система внутреннего  контроля состоит непосредственно  из органов контроля, т. е. органов, учрежденных  в организации в целях осуществления  внутренних проверок, ревизий. Это могут быть службы внутреннего аудита, контрольно-ревизионный отдел, инвентаризационное бюро или даже сторонняя организация, призванная осуществлять постоянный внутренний контроль на фирме на договорных началах.

Объекты внутреннего  контроля — это предметы контроля, т. е. активы и обязательства, источники средств, капиталы, резервы, виды проводимых операций (по заготовке, снабжению, сбыту, инвестициям, производству и т. д.), центры ответственности по затратам, прибыли, финансовым вложениям, доходам и т. д.

Контроль должен осуществляться набором средств, в первую очередь  это технические средства в виде помещений, наборов измерительных, контрольных инструментов, систем обработки  полученной информации (ЭВМ); финансовые средства — это зарплата, к ней  система штрафов и надбавок, финансовые ресурсы; процедуры и методы (приемы) контроля — это те мероприятия, с помощью которых обеспечивается надежный и эффективный контроль (тесты, прослеживание, инвентаризация, опрос, наблюдение, анализ, сверка и т. д.).

Одна из важных составляющих системы внутреннего контроля — база показателей, это могут быть нормативные, статистические, справочные данные, плановые показатели, отраслевые показатели прошлых периодов.

Также должны быть положения  о службе внутреннего контроля с  описанием порядка взаимодействия между подразделениями и отделами субъекта, по обмену информацией.

Еще одна составляющая системы  — документация. Разрабатывается  самостоятельно экономическим субъектом. Система внутреннего контроля экономического субъекта должна включать в себя:

надлежащую систему  бухгалтерского учета;

контрольную среду;

отдельные средства контроля.

Система внутреннего  контроля может с определенной степенью вероятности подтвердить, что цели, ради которых она была создана, достигнуты. Причиной этого являются следующие неизбежные ограничения системы внутреннего контроля:

естественное требование руководством экономического субъекта того, чтобы затраты на осуществление  контрольных мероприятий были меньше тех экономических выгод, которые  дает применение таких мероприятий;

тот факт, что большинство  средств контроля имеет своей  целью выявление нежелательных  хозяйственных операций, а не тех, которые являются необычными;

свойство человека делать ошибки по небрежности, из-за рассеянности, неверных суждений или недопонимания инструктивных материалов;

умышленное нарушение  системы контроля в результате сговора  сотрудников экономического субъекта как с другими сотрудниками данного  экономического субъекта, так и с  третьими лицами;

нарушение системы контроля вследствие злоупотреблений со стороны представителей руководства, ответственных за функционирование данных аспектов контроля;

распространенная практика существенного изменения условий  ведения хозяйственной деятельности, в результате чего принятые контрольные процедуры могут перестать выполнять свои функции.

Средства контроля экономического субъекта должны использоваться с учетом следующего:

хозяйственные операции выполняются с одобрения руководства  как в целом, так и в конкретных случаях;

все операции фиксируются в бухгалтерском учете в правильных суммах, на надлежащих счетах бухгалтерского учета, в правильном периоде времени;

доступ к активам возможен только с разрешения соответствующего руководства;

соответствие зафиксированных  в бухгалтерском учете и фактически имеющихся в наличии активов определяется руководством с установленной периодичностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРОЦЕДУРЫ  ВНУТРЕНЕГО КОНТРОЛЯ, КАК СОСТАВНАЯ  ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ВНУТРЕНЕГО КОНТРОЛЯ  НА ПРЕДПРИЯТИИ 

 

2.1 Классификация процедур и методов внутреннего контроля

 

Предприятия разрабатывают  и внедряют процедуры контроля для  того, чтобы быть уверенными в законности осуществляемых хозяйственных операций, в том, что информация по ним зарегистрирована полностью и точно, что все ошибки в процессе ведения дел и регистрации данных по ним обнаруживаются с максимальной скоростью (независимо от того, произошла ли ошибка при обработке данных по незаконным хозяйственным операциям, заключается ли она в невозможности провести обработку данных по законным операциям), что целостность зарегистрированных данных по ведению финансовой деятельности обеспечена файлами компьютера или бухгалтерскими книгами и что доступ к активам и связанным с ними документам ограничен.

Это значит, что процедуры  контроля дают уверенность в том, что цели контроля, заключающиеся в обеспечении полноты, точности, законности операций, в защите файлов и активов, были достигнуты и что системой бухгалтерского учета выдается надежная финансовая информация. Предприятиям следует применять различные способы достижения указанных целей.

Сочетание атмосферы  всеобъемлющего контроля системы бухгалтерского учета и различных вариантов указанных пяти методов контроля направлено на устранение и/или уменьшение вероятности совершения мошенничества. Хороший контроль задает параметры приема на работу наиболее честных сотрудников, способствует моделированию и поощрению их подобающего поведения, пониманию важности выполняемой работы и обеспечивает такой документооборот, который затрудняет сокрытие мошенничества.

Информация о работе Классификация процедур внутреннего контроля