Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 09:21, курс лекций
Слово учет означает запись всех работ с целью дальнейшего изучения. Как вести учет дает инструкция министерства финансов РФ. Руководство к использованию по бухгалтерскому учету также дает министерство финансов РФ. А проверяет государственный комитет статистики. Общее руководство экономикой и бухгалтерским учетом осуществляет министерство экономики и финансов. При рыночной экономике появляются частные акционерные общества, крестьянские хозяйства, кооперативы и т.д. Экономической основой этих обществ является коллективная и частная собственность. Права, ответственность и обязанности оговариваются в уставе предприятия.
Тема 1: Понятие о бухгалтерском учете. 3
1.1 Организация бухгалтерского учета. 3
1.2 Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета. 3
1.3 Нормативное регулирование бухгалтерского учета. 4
Тема 2: Система и принципы ведения бухгалтерского учета. 5
2.1 Документирование. 5
2.2 Оценка и стоимость имущества. 7
2.3 Счета бухгалтерского учета и двойная запись 8
2.4 Инвентаризация активов и пассивов. 15
Тема 3: Формы бухгалтерского учета. 15
Тема 4: Основы построения бухгалтерского учета. 19
4.1 Понятия о процессах деятельности предприятия. 19
4.2 Характеристика процессов. 20
Тема 5: Учет денежных операций. 21
5.1 Учет кассовых операций. 21
5.2 Учет денежных средств в кассе. 22
Тема 6: Учет денежных средств на расчетном счете. 23
6.1 Порядок открытия расчетного счета. 23
6.2 Формы безналичных расчетов: 24
Тема 7: Валютный счет. 24
7.1 Порядок открытия валютного счета. 24
7.2 Операции и формы расчетов по валютным счетам. 24
7.3 Порядок обязательной продажи валюты. 25
7.4 Учет операций по валютным счетам. 25
Тема 8: Учет операций на специальных счетах. 25
Тема 9: Учет финансовых вложений. 26
9.1 Понятие финансовых вложений, их виды и оценка. 26
9.2 Учет вложений в уставные капиталы других предприятий. 26
9.3 Учет вложений в ценные бумаги. 26
9.4 Налогообложение, операции по ценным бумагам. 26
9.5 Учет вложений, предоставленные займы. 27
9.6 Учет и понятие долгосрочных инвестиций. 27
Тема 10: Учет кредитов и займов. 27
Тема 11: Учет расчетов с подотчетными лицами. 28
Тема 12: Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. 28
Тема 13: учет расчетов с дебиторами и кредиторами. 29
Тема 14: Учет основных средств. 31
14.1 Понятие основных средств, их классификация и оценка. 31
Тема 15: Учет нематериальных активов. 32
15.1 Понятие нематериальных активов. 32
15.2 Синтетический учет нематериальных активов. 32
15.3 Учет поступления нематериальных активов и их налогообложения. 32
15.4 Учет амортизации нематериальных активов. 33
15.5 Учет выбытия нематериальных активов. 34
Тема 16: Учет производственных запасов. 34
16.1 Понятие производственных запасов, их классификация и оценка. 34
16.2 Учет производственных запасов на складах и его связь с учетом бухгалтерии. 34
16.3 Синтетический учет производственных запасов. 34
16.4 Учет поступления производственных запасов и расчетов с поставщиками и подрядчиками. 35
16.5 Учет НДС по поступившим производственным запасам. 35
16.6 Учет расхода производственных запасов и контроль за их использование. 35
Тема 17: Учет расчетов по оплате труда и отчислений на социальные нужды. 36
17.1 Организация оплаты труда и задачи ее учета. 36
Тема 18: Учет издержек производства и обращения. 36
18.1 Классификация затрат на производство и общая схема учета затрат на производство. 36
При использовании нематериальных активов для непроизводственных нужд сумма НДС списывается следующей проводкой: Д-т 29, 84 К-т 19/2.
При приобретении жилых квартир НДС, уплачиваемый поставщику, списывается за счет собственных источников предприятия: Д-т 84 К-т 19/2.
При разработке нематериальных активов своими силами по Д-ту 08/5 собираются затраты на создание нематериального актива: Д-т 08/5 К-т 10, 69, 70 и т.д.
Например: 20 000.
Д-т 08/5 К-т 68 (НДС бюджетный)
3 600
А при вводе в эксплуатацию собранные затраты на счет 08/5 списываются на 04 счет:
Д-т 04 К-т 08/5
23 600
Нематериальный актив «Деловая репутация предприятия» возникает при операциях, связанных с приватизацией предприятия. На приватизированном предприятии при повышении покупной цены над оценочной (начальной стоимостью) разница включается в состав нематериального актива и отражается по Д-ту счета 04.
15.4 Учет амортизации нематериальных активов.
Начисление амортизации нематериальных активов производиться в отчетном периоде, независимо от результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Амортизация начисляется линейным методом, аналогично учету по основным средствам. Не начисляется амортизация по организационным расходам, признанным в соответствии с учредительными документами вкладом в уставный капитал, товарным знаком и знакам обслуживания, нематериальным активам стоимостью менее 10 000. По жилым квартирам износ начисляется на забалансовом счете 010.
Нормы амортизации нематериальных активов определяются исходя из сроков их службы, в случае если срок службы установить сложно он принимается равным 20 годам. Но не больше срока действия предприятия.
Начисление амортизации отражается двумя способами:
15.5 Учет выбытия нематериальных активов.
Выбытие может происходить в виде: вклад в уставный капитал других предприятий, безвозмездной передачи, вклада в совместную деятельность и ликвидации.
Учет выбытия нематериальных активов осуществляется аналогично учету основных средств.
Тема 16: Учет производственных запасов.
16.1 Понятие производственных запасов, их классификация и оценка.
Производственные запасы представляют собой совокупность предметов труда, используемых в производственном процессе. Они участвуют в процессе производства и полностью переносят свою стоимость на производственную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги.
Производственные запасы группируются:
По функциональной роли и назначению в процессе производства производственные запасы условно подразделяются на основные и вспомогательные. Основные – это предметы труда, составляющие основу изготавливаемой продукции. К ним относятся: сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия.
Сырьем является продукция добывающей промышленности и сельского хозяйства. Например: древесина, уголь, нефть, лен, зерно, газ и т.д.
А материалы – это продукты обрабатывающей промышленности. Например: металл, ткани, бумага и т.д.
Полуфабрикаты представляют собой материалы прошедшие определенные стадии обработки, но не ставшие еще готовой продукцией.
К вспомогательным относятся такие предметы труда, которые придают основным материалам определенные свойства и качества (лаки, краски) или используются для отражения средств труда (смазочные, обтирочные материалы) и других хозяйственных целей (уборка помещений). В состав вспомогательных материалов в виду особенностей использования отдельно выделяются: топливо, тара и тарные материалы, и запасные части. Топливо различаю в зависимости его использования: на технические цели – технологическое топливо, для отопления – хозяйственное топливо. К таре и тарным материалам относят предметы, используемые для хранения, упаковки и транспортировки различных предметов и готовой продукции. Запасными частями являются предметы, используемые для ремонта и замены отдельных частей машин и оборудования. Оценка производственных запасов в балансе производиться по фактической себестоимости приобретения.
16.2 Учет производственных запасов на складах и его связь с учетом бухгалтерии.
Производственные запасы хранятся на складах. Складские помещения должны быть оснащены исправными весоизмерительными приборами, а производственные запасы на стеллажах, полках и т.п. оборудовании для быстрой их приемки, отпуска и контроля. Количественно-суммовой учет производственных запасов ведется материально-ответственным лицом в карточках или книгах для учета материалов. Ежемесячно материально-ответственное лицо представляет в бухгалтерию отчеты, в которых отражается движение материалов за месяц и подсчитывается остаток (по каждому субсчету отдельно).
16.3 Синтетический учет производственных запасов.
Для учета начисления и движения производственных запасов используется счета 10, 14, 15, 16. Для учета НДС используется счет 19/3. Транспортно-заготовительные расходы учитываются на 15 счете и списываются пропорционально израсходованным материалам.
Д-т 20, 23, 25, 26 К-т 10
Д-т 20, 23, 25, 26 К-т 15
16.4 Учет поступления производственных запасов и расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Производственные запасы могут поступать от поставщиков, от дебиторов, кредиторов, от собственных производств, от отходов производства, материальных ценностей, оставшихся от ликвидации основных средств и приобретаются подотчетными лицами.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками отражается следующей проводкой:
Д-т 10 К-т 60
Д-т 19/3 К-т 60
При учете расчетов по импорту используется счет 60 субсчет импортные поставки. Расчеты осуществляются в валюте, предусмотренной в контракте. Курсовая разница списывается на финансовый результат предприятия (счет 91/1) или на 98 счет.
При выявлении
несоответствия цен и тарифов, несоответствия
качества, количества поставляемых материальных
ценностей предъявляется
Д-т 10, 21 К-т 20, 23
Принятые на склад отходы отражаются проводкой:
Д-т 10/6 К-т 20, 23
Материалы, поступающие от забракованных изделий, учитываются по ценам возможного использования или реализации:
Д-т 10/6 К-т 28
Материалы от списания основных средств отражаются проводкой:
Д-т 10/2 К-т 01
Материальные запасы, приобретенные подотчетными лицами, отражаются следующей проводкой:
Д-т 10 К-т 71
16.5 Учет НДС по поступившим производственным запасам.
НДС подлежащей оплате поставщиком за приобретенные производственные запасы, транспортировку и доставку учитывается на счет 19/3 на основании расчетных документов. НДС фактически уплаченный списывается следующей проводкой:
Д-т 68 (ДС бюджетный) К-т 19/3
НДС по производственным запасам, подлежащим использованию на непроизводственные нужды, списывается следующей проводкой:
Д-т 29, 84 К-т 19/3
НДС по производственным запасам, подлежащим использованию на изготовление и осуществление операций освобожденных от налога, списывается следующей проводкой:
Д-т 20, 23, 25, 26 К-т 19/3
16.6 Учет расхода производственных запасов и контроль за их использование.
Отпущенные материалы на производственные нужды на основании первичных документов списываются с К-та счета 10 в Д-т следующих счетов:
При этом по реализованным материалам насчитывается НДС, подлежащий взносу в бюджет и который отражается следующей проводкой:
Д-т 91/2 К-т 68 (НДС бюджетный) или 68/3
Нормирование производственных запасов представляет собой установление среднего размера запаса каждого вида материалов необходимого для осуществления производственного процесса. Данные о фактических остатках материалов в карточке складского учета имеются после каждой операции поступления или отпуска. Отпуск в производство материалов лимитируется. Контроль ведется также и за отходами производства, продукции и за браком. Метод инвентаризации применяется для определения фактического расхода материалов и выявления отклонений от норм в случае невозможности использования других способов контроля. Фактический расход материалов определяется расчетным путем: к остаткам неизрасходованных материалов на начало отчетного периода прибавляется количество отпущенных в производство материалов и вычитаются остатки неизрасходованных материалов на конец отчетного периода. Данные об остатках выявляются инвентаризацией. А данные об отпущенных материалах по первичным документам. Полученный фактический расход материалов за соответствующий период сопоставляется с нормативным и выявляется экономия или перерасход материалов. Нормативных расход материалов определяется умножением фактического количества изготовленной продукции на действующую норму расхода.
Оприходование излишек:
Д-т 10 К-т 91/1
Списание недостачи материалов:
Д-т 94 К-т 10
Д-т 73/2 К-т 94
Д-т 70, 50 К-т 73/2
Если виновника нет, то недостача отражается следующим образом:
Д-т 94 К-т 10
Например 5 000:
Д-т 94 К-т 68/3 (НДС бюджетный)
900
Д-т 91/2 К-т 94 ∑ 5 900
Тема 17: Учет расчетов по оплате труда и отчислений на социальные нужды.
17.1 Организация оплаты труда и задачи ее учета.
Тема 18: Учет издержек производства и обращения.
18.1 Классификация затрат на производство и общая схема учета затрат на производство.
Процесс производства представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных с созданием готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг. В процессе создания продукции определяется ее фактическая себестоимость, включающая сумму затрат на изготовление продукции.
Себестоимость продукции, работ, услуг – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на ее производство и сбыт. Калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг – это исчисление величины затрат приходящихся на единицу продукции. Ведомость, в которой производиться расчет затрат на единицу продукции называется калькуляцией.
Основными задачами учета затрат на производство является:
Для определения общей суммы затрат применяется группировка затрат на производство по элементам: