Методика аудиторской проверки кассовых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 11:37, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной работы рассмотреть порядок проведения аудита кассовых операций организации. Для выполнения поставленной задачи предполагается рассмотреть цели и задачи проверки, порядок проведения аудита учета денежных документов в кассе организации, рассмотреть особенности аудиторской проверки кассовых операций в иностранной валюте.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета кассовых операций

1.1.Нормативно – правовое регулирование по учету денежных средств 4

1.2 Лимит остатка наличных средств в кассе организации 9

1.3. Проверка операций по применению контрольно-кассовой техники 10

Глава 2. Методика аудиторской проверки кассовых операций

2.1. Планирование аудиторской проверки 13

2.2. Аудиторские процедуры при проверке кассовых операции 19

2.3. Типичные ошибки 25

Заключение 27

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Кассов операц.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

          Такие действия не противоречат  п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”, в котором указано, что учреждения, руководствуясь законодательством  РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей своей деятельности.

          Следовательно, в случаях, не  оговоренных действующими законодательными и нормативными документами, руководителям организаций предоставлено право закрепить особенности ведения деятельности своими внутренними локальными актами.

          За соблюдением учреждениями  требований Порядка ведения кассовых  операций (п. 41) (своевременностью оприходования получаемых денежных средств, соблюдением установленного лимита остатка кассы и др.) банки, а также соответствующие финансовые органы осуществляют систематический контроль.

           

     1.2 Лимит остатка наличных средств в кассе организации 

          Лимит остатка наличных средств  устанавливается учреждениями банков  ежегодно всем организациям независимо  от организационно-правовой формы  и сферы деятельности, имеющим  кассу и осуществляющим налично-денежные  расчеты. Для его определения организации представляют в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу.

          Организациям, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям, как указано выше, доводится приказом руководителя организации.

          Филиалам и другим обособленным  подразделениям организации, расположенным  вне места ее нахождения, составляющим  отдельный баланс и имеющим  счета в учреждениях банков, лимит  остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.

          Установлению лимита остатка  наличных денег в кассе должно  уделяться особое внимание. Так,  для организации, не представившей расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная им в учреждения банков денежная наличность – сверхлимитной, что влечет негативные последствия: привлечение к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ.

          Кроме того, необходимо следить  за тем, чтобы остаток наличных  средств в кассе не превышал  установленного организации лимита. 
 

     1.3. Проверка операций по применению контрольно-кассовой техники 

     В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) на территории РФ в обязательном порядке все организации при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг применяют контрольно-кассовую технику. Причем только ту, которая включена в государственный реестр. Государственный реестр, в котором названы модели используемой организациями контрольно-кассовой техники, утвержден Приказом Федерального агентства по промышленности от 06.03.2007 N 105.

     В статье 4 Закона N 54-ФЗ перечислены требования, предъявляемые к ККТ, порядок и условия ее хранения. Согласно ее нормам ККТ должна быть зарегистрированной в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика, исправной и опломбированной в установленном порядке и должна иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

     Регистрация и применение ККТ осуществляются в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 (далее - Положение N 470).

     Положение о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации утверждено Решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 06.03.95 (протокол N 2/18-95).

     Унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин утверждены постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132.

     По  результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам правильности:

    • регистрации ККТ в налоговых органах;
    • применения ККТ при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт;
    • технического обслуживания и ремонта ККТ;
    • осуществления наличных расчетов без применения ККТ;
    • применения унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККТ.
 
 

 

      Глава 2. Методика аудиторской проверки кассовых операций

     2.1. Планирование аудиторской проверки 

     Планирование  аудита – один из важнейших этапов аудиторской проверки, на котором  вырабатывается оптимальная стратегия  и тактика проведения аудита с  учетом индивидуальных особенностей каждого  аудируемого лица. От того, как аудитор  спланировал проведение проверки, зависит рациональность использования трудоресурсов аудиторской организации, минимизация затрат и времени проведения аудита, риск необнаружения существенных ошибок в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента.

     Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

     Нормативное регулирование этапа планирования аудита установлено международными стандартами МСА 300 «Планирование», а также Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696. Согласно п. 3 данного правила планирование предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

     Правило N 3 содержит минимальные требования к планированию аудита. В нем не установлен четкий порядок планирования аудиторской проверки, не указаны  принципы, соблюдаемые в процессе планирования аудита, не перечислены  этапы планирования. Для осуществления  качественной подготовки аудиторской проверки и оптимального решения задач, стоящих перед аудиторами на этапе планирования, аудиторским организациям необходимо разработать свой внутрифирменный стандарт «Планирование аудита» и определить в нем порядок действий аудитора: от момента получения заявки на проведение аудиторской проверки до выдачи аудиторского заключения.

     В старом правиле (стандарте) аудиторской  деятельности были перечислены используемые при планировании аудита основные принципы: комплексность, непрерывность, оптимальность.

     Принцип комплексности предполагает обеспечение  взаимосвязи и согласованности  всех этапов планирования – от предварительного этапа до завершающих процедур.

     Принцип непрерывности выражается в установлении группе аудиторов сопряженных заданий и увязке этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, филиалам, представительствам).

     Принцип оптимальности позволяет обеспечить вариантность планирования в целях  выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита. Опыт аудиторских проверок подтверждает действенность этих принципов и необходимость их соблюдения при планировании аудита.

     Основными документами, составляемыми при  планировании аудиторской проверки, являются: рабочий документ по изучению экономической деятельности клиента, письмо о проведении аудита, договор на проведение аудита, общий план и общая программа аудита.

     На  этапе предварительного планирования аудитор должен встретиться с  клиентом и выяснить, с какой целью  он намерен проводить аудиторскую проверку и какие результаты ожидает получить после завершения аудита. В процессе переговоров аудитор получает согласие клиента на предоставление информации, необходимой для понимания его экономической деятельности, оказывающей существенное влияние на составление финансовой отчетности. Аудитору необходимо разработать документ, который должен лечь в основу определения объемов аудиторских работ, трудозатрат и их стоимостной оценки, содержащий максимум информации об экономической деятельности клиента. Таким документом может стать анкета с набором вопросов и тестов, заполняемая клиентом или аудитором при проведении предварительной экспертизы состояния дел и документов предполагаемого клиента, в зависимости от установленного в аудиторской организации порядка. Изучение экономической деятельности клиента на этапе предварительного планирования позволяет аудитору определить добросовестность и платежеспособность клиента и тем самым снижает предпринимательский риск аудитора.

     На  основании полученной информации аудитор должен решить вопрос о необходимости привлечения специалистов и экспертов (юристов, технологов, инженеров, специалистов по налогообложению) для консультаций по отдельным сложным позициям, которые могут возникнуть в процессе проверки. По результатам предварительного планирования аудита производится расчет нормативов трудозатрат и ориентировочная оценка объема и стоимости аудиторских услуг, определение существенных условий договора на проведение аудита. При оценке стоимости аудиторской проверки аудиторы могут использовать различного рода коэффициенты, учитывающие специфику деятельности клиента: его организационную структуру, уровень средств внутреннего контроля, эффективность учетной политики, используемых компьютерных программ, степень типизации хозяйственных операций и т. д.

     После принятия решения о целесообразности работы с клиентом аудитор направляет в его адрес письмо о проведении проверки4, где выражает свое согласие на проведение аудита.

     В свою очередь клиент должен послать аудитору письмо-предложение с просьбой оказать аудиторские услуги или в подтверждение понимания договоренностей проведения аудиторской проверки подписать письмо о проведении аудита. Затем оформляется договор на проведение аудиторской проверки, в котором согласовываются условия ее проведения, а также возможность изменения этих условий и стоимости проверки при возникновении обстоятельств, предполагающих более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой отчетности.

     Заключать договор целесообразно именно на этапе предварительного планирования. Оформление отношений с клиентом на более позднем этапе планирования, после составления общего плана и программы проверки, увеличивает предпринимательский риск аудитора (так же, как и заключение договора до предварительного изучения его деятельности). После объемной работы по планированию аудита отказ от заключения договора со стороны клиента или аудитора может повлечь за собой значительные убытки со стороны аудиторской организации.

     Заключив  договор с клиентом, аудитор приступает к следующим этапам планирования.

     Перед составлением общего плана и программы  проверки аудитор должен оценить  надежность систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудируемого  лица, а также аудиторский риск – вероятность формирования неверного мнения и соответственно составления неправильного заключения по результатам проверки5. Аудитор рассчитывает уровень существенности – предельное значение допустимой ошибки показателей финансовой отчетности – и определяет взаимосвязи между уровнем существенности и аудиторским риском. Чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между аудиторским риском и существенностью учитывается аудитором при определении характера объема процедур проверки, сроков проведения аудита.

     Разработка  программы и общего плана аудиторской  проверки также производится с учетом показателей аудиторского риска  и допустимой ошибки (уровня существенности).

     Общий план аудита необходимо документально  оформить. Он должен содержать описание предполагаемого объема, этапов аудиторской проверки и порядка их проведения. В зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и применяемых аудитором конкретных методик форма и содержание общего плана могут меняться.

Информация о работе Методика аудиторской проверки кассовых операций