Методы и способы калькулирования затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 10:55, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование методов и способов калькулирования затрат на муниципальном унитарном предприятии « Западнодвинское молоко»
Собственником муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование - город Западная Двина.
Предприятие является юридическим лицом, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, самостоятельный баланс, имеет банковские счета в банках РФ.

Содержание

Ведение 4 Глава 1. Учет издержек по местам возникновения 8
1.1 Понятие центра ответственности и типы 8
1.2 Оценка деятельности цента затрат 12
Глава 2. Распределение затрат по видам продукции и учет издержек 16
2.1 Задачи калькулирования 16
2.2 Виды калькулирования 18
2.3 Учет издержек по видам расходов 20
Глава 3. Общие методы учета издержек 23
3.1 Учет фактических, средних и плановых издержек 23
3.2 Методы полного и частичного учета издержек 25
3.3 Учет издержек по процессам 28
Заключение 30
Используемая литература 32

Работа состоит из  1 файл

Копия Курсовая по бух. управленческий учет.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

В рамках плановой калькуляции заранее исчисляют  поддающиеся точному расчету  издержки на единицу продукции в  определенном плановом периоде. Необходимую информацию получают из системы учета плановых издержек на предприятии. Все относящиеся к калькулированию издержек данные: спецификация продукции, необходимые количества материалов, графики технологических процессов и т. п. Должны быть известны до начала планового периода. Поэтому составление плановой калькуляции возможно на предприятиях стандартного, серийного производства. При единичном и позаказном производстве такие калькуляции не используются, поскольку необходимые данные представляются не на определенный плановый период, а на каждый отдельный заказ. Отсюда видно отличие сметной калькуляции от плановой. Сметную калькуляцию отдельного заказа составляют на определенный момент, а в плановой калькуляции начисляют издержки на единицу стандартной продукции на определенный период. Путем распределения на единицу продукции разницу между фактическими и плановыми показателями за период по данным плановой калькуляции делают итоговые калькуляции  издержек в разрезе видов продукции. 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3  Учет издержек по видам расходов.  

 

Учет издержек по видам показывает, какие группы издержек возникли на предприятии в  процессе  производства продукции  в отчетном периоде (месяц, квартал, год). Задачи учета по видам издержек состоят в оценке различных категорий издержек, возникающих в процессе производства и реализации продукции, а так же в подготовке базы для дальнейшего отражения этих издержек в общей системе учета предприятия.

Основным критерием  для классификации видов издержек является их возникновение в результате использования различных факторов производства. В соответствии с этим выделяют:

    • издержки на материалы ( например, сырье, вспомогательные и производственные материалы);
    • издержки на персонал (например, заработная плата, оклад, взносы на социальное страхование);
    • издержки, связанные с использованием средств производства (например, амортизационные отчисления, калькуляционные проценты на вложенный капитал);
    • издержки на оплату работ и услуг со стороны (например, плата за транспортные услуги, рекламу, юридические консультации, страхование, энергию, аренду и найм);
    • отчисление государственным органам (например, сборы, взносы, налоги – промысловый налог, налог на землю, налог на грузовые транспортные средства и т.д.).

Данная классификация может быть расширена. При этом учитывают, на какие участки производства, на какие виды продукции или на какие заказы приходятся те или иные виды издержек. Таким образом, различают:

    • заработную плату подсобных рабочих, занятых на складе сырья и материалов;
    • заработную плату вспомогательного персонала, занятого на производстве продукции;
    • заработную плату подсобных рабочих, занятых отгрузкой продукции.

При тщательно  разработанной системе учета  на предприятии подобная детализация, однако, представляется излишней. Она увеличивает количество видов издержек, но не повышает степень отражения реальной ситуации в системе их учета. Места возникновения и носители издержек и без такой детализации показывают в соответствующих разделах учета на предприятии. В целях объективной оценки и учета издержек они должны быть классифицированы так, чтобы каждый первичный учетный документ отражал один определенный вид издержек. Причем каждому виду присваивается регистрационный номер и составляется его, по возможности, однозначная характеристика.

В отечественной  практике затраты по видам расходов принято группировать по элементам затрат и статьям калькуляции.

Затраты предприятия  на производство продукции складываются из следующих элементов:

    • материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов;
    • прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные,  командировочные и т.д.).

Эта группировка  является единой и обязательной для  всех отраслей народного хозяйства. Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов. При этом по элементам материальных затрат отражают только покупные материалы, изделия, топливо и энергию. Оплату труда и отчисления на социальные нужды отражают только применительно к персоналу основной деятельности.

Для исчисления себестоимости отдельных видов  продукции затрат организации группируют и учитывают по статьям калькуляции. В основных положениях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях установлена типовая группировка затрат по статьям калькуляции, которую можно представить в следующем виде:

  1. «Сырье и материалы».
  2. «Возвратные отходы» (вычитаются).
  3. «Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций».
  4. «Топливо и энергия на технологические цели».
  5. «Заработная плата производственных рабочих».
  6. «Отчисления на социальные нужды».
  7. «Расходы на подготовку и освоение производства».
  8. «Общепроизводственные расходы».
  9. «Общехозяйственные расходы».
  10. «Потери от брака».
  11. «Прочие производственные расходы».
  12. «Коммерческие расходы».

Итог первых 11 статей образует производственную стоимость продукции, а итог всех 12 статей – полную себестоимость продукции.

Министерства (ведомства) могут вносить изменения в  приведенную типовую номенклатуру статей затрат на производство с учетом особенностей техники, технологии и организации производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.   Общие методы учета издержек.

3.1 Учет фактических, средних и  плановых издержек.

 

Учет затрат – это выполнение множества функций, включая измерение затрат, принятие решений, составление отчетности, а также решение определенных политических задач. Различные функции требуют различных показателей. Поэтому для различных целей затраты тоже будут различными.

Величина фактических  издержек, произведенных в отчетном периоде, определяется по формуле:

 

Объем фактически использованных факторов производства * Фактические цены их приобретения                                                                  

                                                                = Фактические издержки производства.

 

Учет фактических  издержек характеризует производственные процессы в прошедшем отчетном периоде. В приведенной выше формуле не учтено распределение единовременных и калькуляционных издержек по периодам (единовременные оплаты труда и страховые взносы, налоги, амортизационные отчисления, проценты). Данные виды издержек учитываются по оценочным, усредненным или плановым ценам по формуле:

 

Объем фактического использования факторов производства * Расчетные цены  =

                                                                        Условные фактические издержки  производства.

 

Важно, чтобы  при расчете фактических издержек физические величины как можно точнее отражали объем реально использованных факторов производства.

Учет фактических  издержек – база для итоговой калькуляции  за отчетный период. Сам по себе он недостаточен для контроля эффективности и  управления производством. Этому служат нормативные издержки. Их рассчитывают на основе иных, нежели фактические, показателей использования факторов производства.

Нормативы, рассчитанные по данным прошлых периодов, называются средними издержками. Нормативы, рассчитываемые для будущих периодов – плановыми издержками.

При этом издержки исчисляют на основе средних величин использования различных факторов производства следующим образом:

 

Усредненный объем  использования различных факторов производства * Расчетные цены =

                                                         Средние издержки.

 

Они представляют собой среднюю из значений  фактических  издержек за несколько предыдущих периодов. Таким образом, сглаживаются колебания  значений фактических издержек по периодам и уравновешивается влияние случайных факторов.

Средние издержки используют в качестве альтернативы фактическим для упрощения и ускорения учета. Калькуляция же плановых издержек – отдельная область. Наряду с учетом фактических и средних издержек без двух последних случаев расчет плановых издержек теряет всякий смысл, ибо выполнение плановых показателей можно контролировать, только сопоставляя их с фактическими данными.

Плановые издержки определяют при помощи различных  калькуляций, анализа затрат рабочего времени и расходования материалов, а также на основании экспертных оценок или сведений экспертных оценок или сведений о ценах поставщиков на будущий период. К числу методов оценки физических объемов расходуемых материалов относятся, кроме того, составление спецификаций на продукцию, анализ стадий производственного процесса. Наиболее успешно эти методы применяются в планировании прямых издержек.

 

 

 

 

 

 

    1. Методы полного и частичного учета издержек.

 

В зависимости  от объема включаемые в расчеты, издержек для фактических, средних и плановых издержек существует два метода учета:

    • метод полного учета издержек;
    • метод частичного учета издержек.

При учете издержек в полном объеме по носителям распределяются совокупные издержки производства независимо от их деления на постоянные и переменные, прямые и накладные издержки, которые не могут быть отнесены на единицу продукции (заказ) непосредственно, распределяются сперва по местам их возникновения, а затем при помощи коэффициентов распределения переносятся на единицу продукции (заказ).

В учете поглощенных  издержек (известном также как  учет полной себестоимости) все накладные расходы предприятия распределяются между продуктами при помощи некоторой заранее определенной базы.

Одним из методов  распределения накладных расходов – делить их пропорционально прямым затратам.

Точность расчета  коэффициента поглощения будет определятся точностью прогноза прямых и накладных затрат. Если они неправильны, то и коэффициент поглощения будет неверным.

В любом случае возникает вопрос: есть ли взаимосвязь  между прямыми затратами  и накладными расходами ? Вряд ли уровень накладных (косвенных) затрат сильно зависит от уровня прямых затрат.

Использование коэффициента поглощения.  В конце  года накладные расходы, включаемые в себестоимость продукции при помощи коэффициента поглощения, необходимо сравнить с фактическими накладными расходами, чтобы посмотреть, что больше : первые (избыточные отнесение) или последние (недостаточное отнесение). Избыточное отнесение увеличит прибыль в управленческом учете, тогда как недостаточное отнесение уменьшит её. Чем больше разница, тем больше неточность в прогнозе накладных расходов и прямых затрат.

Учет поглощенных  затрат состоит из четырех этапов:

  1. прогноз накладных расходов за год;
  2. включение в себестоимость накладных расходов, которые можно непосредственно отнести на подразделения;
  3. распределение оставшейся части накладных расходов между подразделениями;
  4. включение накладных расходов в себестоимость продукции.

Среди других баз, используемых в целях включения  накладных расходов в себестоимость  продукции, - прогнозируемые затраты  на заработную плату производственных рабочих прогнозируемые затраты на материалы и прогнозируемые суммарные прямые затраты (известные как первичные затраты).

В соответствии со вторым методом в расчет берутся  только часть совокупных издержек производства, как правило, - переменные. Эта часть распределяется непосредственно  по носителям (на единицу продукции или заказ). Оставшуюся часть издержек в калькуляцию не включают и учитывают при расчете прибыли и убытков за отчетный период. Таким образом, данный метод позволяет определить величину выручки для покрытия суммы постоянных и накладных издержек производства. Она представляет собой разность между выручкой от продаж единицы продукции  и переменными издержками на единицу продукции. Эта доля показывает не учитываемые в рамках данного метода постоянные издержки.

Учет по маржинальной себестоимости относит на себестоимость  продукта только те затраты, которые  меняются в результате изменения  объема деятельности, т. е. Переменные затраты: основные материалы, электроэнергию на технологические нужды, комиссионные. Постоянные затраты исключаются из себестоимости продукции и обычно покрываются маржинальной прибылью, полученной от продаж продукции.

Маржинальная  прибыль (сумма покрытия) – это  разница между выручкой и переменными  затратами. Маржинальная прибыль на единицу продукции – это разница между ценой реализации этой единицы и переменными затратами на неё. Термины «переменные» и «маржинальная»  - это синонимы.

Информация о работе Методы и способы калькулирования затрат