Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:35, курсовая работа
Реформирование бюджетной системы РФ является одним из главных вопросов реформирования экономики РФ в целом. В качестве основного направления при этом рассматривается реформирование системы бюджетных расходов. Существующий на сегодняшний день нормативный метод планирования бюджетных расходов всё больше не оправдывает себя в условиях нашей страны.
Ведущие Российские экономисты ищут выходы из сложившейся ситуации, и в качестве одного из возможных выходов предлагают использовать программно-целевой метод планирования расходов бюджета,
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………3
1. ПЛАНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В РФ………………………………………..4
1.1. Нормативный метод планирования………………………………………………………4
1.2. Основные недостатки нормативного метода планирования……………….7
2.РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ………………………………………10
2.1. Основные направления реформирования…………………………………………..10
2.2. Переход от нормативного метода планирования бюджетных расходов к программно-целевому…………………………………………………………………………………13
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ МЕТОДОВ ПЛАНИРОВАНИЯ……………………………………………………………………………………………..15
3.1. Повышение качества целевых программ…………………………………………….15
3.2. Требования, предъявляемые к целевым программам………………………19
3.3. Развитие программно-целевых методов бюджетного планирования..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………30
Волго-Вятская академия государственной службы
Курсов
На
тему: Методы планирования
расходов бюджетных
организаций
Нижний Новгород
2011г.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ПЛАНИРОВАНИЕ
БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В РФ………………………………………..
1.1.
Нормативный метод
1.2.
Основные недостатки
2.РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ………………………………………10
2.1.
Основные направления
2.2.
Переход от нормативного
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ МЕТОДОВ
3.1.
Повышение качества целевых
3.2. Требования, предъявляемые к целевым программам………………………19
3.3. Развитие программно-целевых методов бюджетного планирования..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Реформирование
бюджетной системы РФ является одним
из главных вопросов реформирования
экономики РФ в целом. В качестве основного
направления при этом рассматривается
реформирование системы бюджетных расходов.
Существующий на сегодняшний день
нормативный метод планирования бюджетных
расходов всё больше не оправдывает себя
в условиях нашей страны.
Ведущие Российские экономисты ищут
выходы из сложившейся ситуации, и в качестве
одного из возможных выходов предлагают
использовать программно-целевой метод
планирования расходов бюджета,
который частично уже применяется в РФ.
Именно поэтому выбранная тема курсовой
работы является актуальной.
Цель написания курсовой работы –
исследование программно-целевого метода
планирования расходов бюджета. Для достижения
поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
Рассмотреть существующий
на сегодняшний день нормативный
метод
планирования бюджетных расходов, установить
его основные недостатки;
Определить основные направления реформирования бюджетной системы РФ;
Исследовать программно-целевой метод планирования бюджетных расходов и определить пути его совершенствования.
При написании
курсовой работы были использованы различные
методы
исследования. На первом этапе использовались
методы сбора информации, затем полученная
информация при помощи структурного анализа
была разбита на составные элементы.
И, наконец, методом синтеза,
полученные элементы работы были систематизированы
в укрупнённые главы. Всё это позволило
более чётко представить проблему
бюджетных расходов, сложившуюся в нашей
стране и раскрыть принципы программно-целевого
метода планирования расходов.
1.ПЛАНИРОВАНИЕ
БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
В РФ
1.1.
Нормативный метод
планирования расходов
Проблема оптимизации
бюджетных расходов, повышения эффективности
использования средств бюджетов разного
уровня, на сегодняшний день остается
одной из самых главных. Расходы, а особенно
социальные, играют
важную роль в сбалансированности
бюджетов. Очень важным является определить
точный объём принятых государством
социальных обязательств.
В настоящее время существующий порядок
планирования
социальных расходов региональных бюджетов,
как правило, исходит из фактически сложившегося
их уровня в регионе, корректируемого
на индекс инфляции. В последние годы отраслевые
министерства
рассчитывают средний норматив текущих
бюджетных расходов на предоставление
ряда социальных услуг, а Министерство
Финансов России рекомендует использовать
его при формировании бюджетов регионов.
Это
так называемый нормативный метод.
Имеющиеся многочисленные законодательные
акты
устанавливают порядок формирования
расходной части региональных и местных
бюджетов на основе минимальных государственных
социальных стандартов (МГСС). Это указание
имеется в Бюджетном кодексе
РФ, в Федеральном законе «Об общих принципах
организации местного самоуправления»
(п. 4 ст. 37).
Поэтапный переход к нормативной оценке
бюджетных потребностей органов власти
различных уровней предусматривался и
Концепцией реформирования межбюджетных
отношений на 1999-2001 гг.
В существующей редакции
Бюджетного кодекса РФ (ст. 65) определяется,
что «формирование расходов бюджетов
всех уровней бюджетной системы Российской
Федерации базируется на единых методологических
основах, нормативах минимальной бюджетной
обеспеченности, финансовых затрат на
оказание государственных услуг, устанавливаемых
Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного
самоуправления с учетом
имеющихся финансовых возможностей вправе
увеличивать нормативы финансовых
затрат на оказание государственных, муниципальных
услуг.
При этом законодатель устанавливает,
что первая
часть статьи 65 (в новой редакции) вводится
в действие со дня введения в действие
Федерального закона о государственных
минимальных социальных стандартах.
Кроме этого, Бюджетный кодекс РФ (ст.
135) определяет приоритетность
финансирования расходов бюджетов
всех уровней, связанных с обеспечением
минимальных государственных
социальных стандартов, при безусловном
исполнении долговых обязательств. То
есть, пока не
обеспечено финансирование минимальных
государственных социальных стандартов
на уровне минимальной бюджетной обеспеченности,
в проект бюджета не могут быть включены
иные расходы, не связанные с
достижением минимальных государственных
социальных стандартов.
Нормативы расходов устанавливаются
законом или подзаконными актами и являются
основой для составления смет бюджетных
учреждений.
Нормативы могут быть представлены в виде:
денежного выражения
натуральных показателей, удовлетворяющих
социальные потребности. Например, норматив
на питание
одного больного в медицинском учреждении
в день;
норм индивидуальных
выплат. Например,
система потарифной оплаты труда работников
бюджетной сферы;
норм расходов и
потребления соответствующих услуг
в виде физических показателей. Например,
лимиты потребления воды, электроэнергии
и т.п.
На основании натуральных
показателей и финансовых нормативов
составляются сметы расходов бюджетных
учреждений. Сметы могут быть индивидуальными
– для отдельных учреждений, общие
– для групп однородных учреждений. Сводные
сметы составляются по распорядителям
бюджетов. Сметы по централизованным мероприятиям
составляются по однородным расходам
для группы учреждений. Например, смета
расходов на приобретение средств
охранной сигнализации для медицинских
учреждений района.
В смете необходимо отражать:
реквизиты организации;
свод расходов (фонд
заработной платы, ЕСН, материальные затраты,
оплату
услуг, расходы на приобретение оборудования);
свод доходов – объем финансирования из бюджета и средства получаемые бюджетной организацией за счет оказания платных услуг;
производственные показатели учреждения – численность, площади;
расчеты, обосновывающие
заявленные расходы.
Не смотря на то, что
закона о МГСС до сих пор не
принято, по отдельным отраслям они существуют.
Например, федеральный стандарт уровня
затрат на содержание жилья и коммунальные
услуги в жилищном фонде на 1 кв. м. Этот
показатель в зависимости
от регионов колеблется в пределах от
18 до 30 рублей за м2 общей площади жилья.
На уровне субъектов
РФ органы государственной власти
могут устанавливать, в соответствии с
федеральными нормативами, региональные
нормы и нормативы, которые используются
как для расчетов расходов
региональных бюджетов, так и для определения
контрольных показателей бюджетов муниципальных
образований в целях определения объемов
финансовой помощи муниципальным бюджетам.
1.2.
Основные недостатки
нормативного метода
планирования
Нормативный метод
планирования бюджетных расходов на первый
взгляд логичен и эффективен. Но тем
не менее, у этого
метода есть один большой недостаток.
Дело в том, что Российская Федерация,
как страна с переходной экономикой, имеет
множество контрастов, которые связаны
как с экономико-географическим положение
(разный климат, наличие природных ресурсов,
отдалённость от сырьевой базы и т.д.),
так и социальными (разный уровень жизни
в регионах) факторами. Именно поэтому
установление нормативов для России
связано с принятием множества различных
поправочных коэффициентов, и как показывает
практика, эти коэффициенты устанавливаются
не в соответствии с фактическими условиями
жизни в
регионах. В качестве примера можно привести
всё ту же жилищно-коммунальную сферу.
Так, в западных регионах России квартплата
устанавливается на низшем уровне, чем
в дальне восточном регионе и на Севере
страны, что связано со многими факторами.
В тоже время, средняя заработная плата
на Западе России в два-три раза превышает
заработную плату на Востоке и Севере
страны (в некоторых регионах). Законодательство
же по компенсациям в оплате услуг ЖКХ
практически не учитывает фактор уровня
жизни и уровня платы за услуги ЖКХ на
Западе, Востоке и Севере России. И получается,
что система оплаты за услуги ЖКХ практически
отбирает у населения с низкими доходами
последние средства к
существованию.
В пользу мнения о
несовершенстве нормативного метода планирования
говорит тот факт, что до сих пор не
принят Федеральный Закон «О минимальных
государственных социальных
стандартах». В проекте Федерального закона
«О минимальных государственных социальных
стандартах»,
вынесенном Правительством РФ в феврале
2003 г. даются определения основных
понятий. Государственные минимальные
социальные стандарты понимаются как
единые на всей территории Российской
Федерации
требования к объему и качеству предоставления
определенного вида бесплатных социальных
услуг гражданам Российской Федерации
на определенном минимально допустимом
уровне для обеспечения
реализации установленных Конституцией
Российской Федерации социальных гарантий,
финансируемых из бюджетов всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации
и государственных внебюджетных фондов.
Финансово-кредитный
энциклопедический словарь (под
редакцией
А.Г. Грязновой) определяет МГСС как установленные
законодательством РФ минимально необходимые
гарантии социальной защиты, обеспечивающие
удовлетворение важнейших потребностей
человека.
Развернутое определение
МГСС дают авторы в книге «Расходы бюджета
на социальную сферу»: «Государственные
минимальные социальные стандарты – это
устанавливаемые и регламентируемые
государством качественные и количественные
характеристики важнейших социальных
потребностей человека на минимально
необходимом уровне, доступность которых
гарантируется государством их бесплатностью
или
доступностью платы за счет средств бюджетов,
внебюджетных фондов, страховых фондов
и иных средств».
Как видно из вышеприведенных определений,
до сих пор нет единообразия в определении
понятий, имеющих существенное значение
при составлении проектов бюджетов (для
расчета минимально необходимых расходов
бюджетов, определения объемов финансирования
отраслей социальной сферы и т. д.) и исполнения
бюджетов, а также для упорядочивания
и совершенствования межбюджетных отношений.
Кроме этого, в настоящее
время Правительство РФ рассматривает
вопрос о внесении изменений в Бюджетный
кодекс РФ. Так, планируется полностью
изменить по содержанию ст. 65 Бюджетного
кодекса РФ, и исключить из неё всё, что
касается МГСС. В новой редакции статьи
предусматривается, что «формирование
расходов бюджетов всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации осуществляется
в соответствии с расходными обязательствами,
обусловленными установленным
законодательством Российской Федерации
разграничением полномочий федеральных
органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления
и исполнение которых согласно законодательству
Российской Федерации, международным
и иным договорам и соглашениям должно
происходить в очередном финансовом году
за счет средств соответствующих бюджетов».
Информация о работе Методы планирования расходов бюджетных организаций