Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:39, курсовая работа
Практическим шагом на пути становления и развития бухгалтерского управленческого учета было выделение из общей бухгалтерской службы предприятия калькуляционной (управленческой) бухгалтерии. Создание двух самостоятельных бухгалтерий (финансовой и калькуляционной) связывалось, прежде всего, с расширением производства, ростом его концентрации, с централизацией капитала, с образованием крупных компаний, а также с необходимостью сохранения их коммерческой тайны.
Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Нормативное регулирование учета затрат и калькулирования себестоимости………………………………………………………………………..5
2. Основные понятия и цель учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции………………………………………8
3. Объекты учета затрат и калькулирования себестоимости продукции…...15
4. Методы учета затрат и расчета себестоимости……………………………24
5. Классификация затрат и ее использование в управленческом учете…….34
Заключение………………………………………………………………………….43
Библиографический список………………………………………………………..45
Норма – это минимальные затраты, необходимые для производства продукции заданного качества. Это научно обоснованный показатель, выражающий меру затрат труда, времени, материальных и финансовых ресурсов, необходимых для производства того или иного изделия.
Норматив – норма, характеризующая расчетную потребность в натуральной или стоимостной форме, выраженная в абсолютных или относительных показателях.
Норматив товарных запасов – оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат.
Нормативная
калькуляция – величина затрат,
которую предприятие
Сущность метода заключается в следующем:
Отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями.
Обособленно
ведут оперативный учет отклонений
фактических затрат от текущих норм
с указанием места
Отклонения определяются методом документирования или при помощи инвентаризации. Фактическая себестоимость рассчитывается одним из способов:
- если объектом учета являются отдельные виды продукции, то отклонения от норм и их изменения относят на эти виды продукции прямым путем. Фактическую себестоимость определяют по формуле: Затраты фактические = Затраты нормативные + Величина отклонений от норм + Величина изменений норм;
- если объект учета – группы однородных видов продукции, то фактическая себестоимость каждого вида получается путем распределения отклонений от норм и их изменений пропорционально нормативам затрат на производство каждого вида продукции.
Виды отклонений:
Каждое из отклонений может быть вызвано изменением запланированных цены и объема расхода ресурса [17].
Стандарт-костинг широко применяется в западных странах с развитой рыночной экономикой. В России на его основе был разработан метод нормативного учета затрат на производство. Используется в отраслях, где цены на ресурсы относительно стабильны, а сами изделия не изменяются в течение длительного времени.
Метод представляет собой систему учета затрат и калькуляции себестоимости с использованием нормативных затрат. Стандарт – количество необходимых для производства единицы продукции затрат; костинг – их денежное выражение. Система появилась в Америке в начале 30-х годов XX века, когда США переживали экономический кризис.
В основу системы положены следующие принципы:
анализ отклонений;
Нормирование затрат осуществляется предварительно (до начала отчетного периода) по статьям расходов: основные материалы; оплата труда производственных рабочих; общепроизводственные расходы (амортизация оборудования, арендные платежи, зарплата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы и другие); коммерческие расходы (расходы по реализации продукции).
Нормативные затраты базируются на ожидаемых затратах ресурсов, необходимых для производства продукции. Нормы расхода ресурсов устанавливаются в расчете на 1 изделие. По общепроизводственным расходам, которые состоят из нескольких разнородных статей, нормы разрабатываются на определенный период в денежной оценке и в расчете на запланированный объем производства.
В
течение отчетного периода
Директ-костинг используется на предприятиях, где отсутствует высокий уровень постоянных затрат и результат работы можно легко определить и измерить. Его ключевые понятия:
Маржинальный доход – разница между выручкой и переменными издержками. Включает в себя прибыль от производственной деятельности и постоянные затраты.
Маржинальная калькуляция себестоимости – распределение на объект затрат только переменных прямых затрат.
Фактическое
внедрение системы директ-
Современная система директ-костинга предлагает 2 варианта учета:
- простой директ-костинг, при котором в составе себестоимости учитываются только прямые переменные затраты;
- развитой директ-костинг, при котором в себестоимость включаются и прямые переменные, и косвенные переменные общехозяйственные расходы.
Учет
себестоимости ведется в
В процессе применения этого метода определяются маржинальный доход и чистая прибыль.
Изменение
величины маржинального дохода характеризует
влияние продажных цен и
Взаимосвязь показателей позволяет влиять на величину прибыли, корректируя цены и объем производства.
Директ-костинг
определяет критический объем
Критический объем производства (количество продукции) можно определить по формуле:
О = ПоЗ : (Ц – ПеЗ),
где: О – критический объем выпуска; ПоЗ – постоянные затраты в целом по предприятию; Ц – продажная цена единицы продукции; ПеЗ – переменные затраты на единицу продукции.
Система точно вовремя (Just In Time)
В основу системы, появившейся в Японии в середине 1970-х годов, положен принцип:
«Ничего не будет произведено, пока в этом не возникнет необходимость». Снабжение производства осуществляется малыми партиями по необходимости, в результате чего достигается снижение уровня запасов товарно-материальных ценностей.
Использование этой методики позволяет предприятию избавиться от лишних издержек путем сокращения непроизводительных расходов, которые складываются, в частности, из выпуска излишней продукции, простоев оборудования и персонала, содержания излишних складских помещений, потерь, связанных с наличием дефектов изделий.
При
этом спрос сопровождает продукцию
в течение производства всего
объема. Запасы доставляются к моменту
их использования в
Основной упор делается на качество, доступность и общую стоимость продукции, а не на уровень закупочных цен.
ABC-костинг (Аctivity Вased Сosting)
Сущность
этого метода, называемого по-другому
дифференцированным методом учета
себестоимости, заключается в учете
затрат по работам (функциям). Предприятие
рассматривается как набор
При этом определяется полный перечень и последовательность выполнений функций с одновременным расчетом потребности ресурсов для каждой из них. Выделяют 4 типа операций по способу их участия в выпуске продукции:
- штучная работа (выпуск единицы продукции);
- пакетная работа (выпуск заказа, комплекта);
- продуктовая работа (продукция как таковая);
- общехозяйственная работа.
Первые 3 операции соотносятся с затратами, которые могут быть прямо отнесены на конкретный продукт. Общехозяйственные затраты нельзя точно отнести, поэтому они распределяются согласно разработанным алгоритмам.
Ресурсы классифицируются путем выделения 2 групп: поставляемые в момент потребления (например, сдельная зарплата) и поставляемые заранее (например, оклады).
Все ресурсы, затраченные на рабочую операцию, составляют ее стоимость, но простой подсчет по отдельным операциям не позволяет определить себестоимость продукции. Поэтому также рассчитывается индекс распределения затрат (кост-драйвер), через него определяется количество потраченных ресурсов в расчете на выпуск продукции.
Функционально-
Метод активно применяется в США с 1960-х годов. Сегодня он популярен там, где большую часть затрат составляют накладные расходы (например, отрасли сферы услуг).
Его
сущность – анализ затрат на выполнение
изделием его функций. Все объекты
рассматриваются как
Цель метода – развитие полезных функций при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителей и затратами на их осуществление.
ФСА проводится для разрабатываемых и существующих продуктов, чтобы снизить затраты без потери качества и включает следующие основные этапы:
сбор информации о функциях исследуемого объекта (назначение, технико-экономические характеристики, себестоимость и т.д.);
исследование функций (степень полезности), разработка предложений по совершенствованию (снижение себестоимости путем устранения ненужных функций).
ТАPГЕТ-костинг (Target Costing)
Система таргет-костинга (Target Costing) появилась в 60-х годах XX века в Японии и распространилась по всему миру в основном в инновационных отраслях (автомобилестроение, машиностроение, электроника, компьютерные, цифровые технологии) и сфере обслуживания.
Таргет-костинг применяется на этапе проектирования нового изделия или модернизации устаревающей продукции.
В
основу его идеи положено понятие
целевой себестоимости и
Cебестоимость = Цена – Прибыль.
Цена – рыночная стоимость изделия (услуги), которая определяется при помощи маркетинговых исследований. Прибыль – желаемая величина, которую стремятся получить от продажи изделия (услуги).
Таргет-костинг рассматривает себестоимость не как заранее рассчитанный по нормативам показатель, а как величину, к которой должна стремиться организация, чтобы предложить рынку конкурентный продукт. Поэтому задача метода – разработка изделия (услуги), сметная себестоимость которого равна целевой себестоимости. Если новое изделие таково, что невозможно добиться его целевой себестоимости, не ухудшив при этом качества, принимается решение о том, что оно не будет разрабатываться.