Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является – развитие российской системы бухгалтерского учета и отчетности и ее движение к международным стандартам.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и значение системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
2. Рассмотреть структуру органов государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
3. Изучить отечественную систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
4. Изучить развитие отечественной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО;
5. Изучить концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности;
6. Дать сравнительную характеристику отечественным стандартам учета и отчетности с МСФО;
7. Выявить перспективы применения МСФО в отечественной практике.
Введение
Сущность и значение системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
Структура органов государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в отечественной практике.
Отечественная система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
Развитие отечественной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО.
Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности.
Сравнительная характеристика отечественных стандартов учета и отчетности с МСФО.
Перспективы применения МСФО в отечественной практике.
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой совокупность законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету. С момента введения в действие Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» можно по сути дела говорить о начале формирования под отрасли права - системы законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. Принятие Закона способствовало «уравниванию в правах» норм бухгалтерского учета с нормами других отраслей права, повышению статуса норм бухгалтерского учета, поставило бухгалтерский учет на одну ступень с налогообложением, которое изначально формировалось на основе федеральных законов.
Нынешняя система нормативного
регулирования бухгалтерского учета
состоит из четырех уровней, на каждом
из которых регулирование
I уровень Законодательные акты, Указы Президента, Постановления Правительства РФ
II уровень Национальные стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ)
III уровень Методические рекомендации (указания), инструкции
IV уровень Рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.
Первый уровень системы
составляют законодательные акты, которые
принимаются Государственной
Второй уровень системы составляют национальные стандарты - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. На этом уровне регулирующим органом в настоящее время выступает только Министерство финансов РФ, и никакой другой орган из числа участвующих в разработке стандартов не может осуществлять регулирование с точки зрения конечного результата. При разработке ПБУ Министерство финансов ориентируется на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
Третий уровень системы составляют методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания и т.п. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней (Министерство финансов, некоторые другие министерства и ведомства, объединения организаций, крупные компании, а также профессиональные объединения бухгалтеров, в частности Институт профессиональных бухгалтеров России). Примеры таких документов: Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств от 13.10.2003 г. № 91н; Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию от 21.03.2000 г. № 29н; Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств от 14.06.1995 г. № 49; Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов от 28.12.2001 г. № 119н и др.
К важнейшим документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Четвертый уровень системы составляют так называемые рабочие документы организаций, в которых на основе общеустановленных правил и принципов они формируют свою учетную политику, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям. Основными рабочими документами конкретной организации являются: документ по учетной политике предприятия; утвержденные руководителем формы первичных учетных документов; графики документооборота; утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета; утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
В заключение хотелось бы отметить, что для формирования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, наиболее полно отвечающей задачам реформирования бухгалтерского учета в нашей стране, необходимы значительные усилия для наполнения всех ее уровней. Речь идет в первую очередь о принятии нового закона «Об официальном бухгалтерском учете», переработке национальных стандартов, максимально приближенных к МСФО и разработке отраслевых методических рекомендаций, например, по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и указаний об особенностях состава затрат в определенной отрасли, подотрасли или виде деятельности, по бухгалтерскому учету в некоммерческих организациях и др.[23]
2. Развитие отечественной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО
2.1 Концепция развития
бухгалтерского учета и
В чем суть концепции
на современном этапе развития бухгалтерского
учета и отчетности? « Концепция » – латинское
слово, означающее понимание, систему,
основную точку зрения, руководящую идею,
ведущий замысел развития бухгалтерского
учета и отчетности на среднесрочную перспективу
(до 2010 г.). Новая концепция разработана
и одобрена Приказом Министра финансов РФ № 180 от
1 июля 2004 г. в связи с необходимостью гармонизации
российской системы учета и отчетности
с международной системой учета и финансовой
отчетности. Необходимость разработки
новой концепции развития бухгалтерского
учета и отчетности обусловливается эпохой
глобализационных процессов в России.
Тут уместно понять и суть глобализации.
Глобализацию следует понимать как форму
интеграции национальных экономик, форму
конвергенции (сближения) рыночных отношений
в планетарном измерении.
Глобализация, по большому счету, является логическим продолжением интернационализации мировой экономики и может рассматриваться как высшая ее стадия [27, с.10]. Глобализационные процессы последнего десятилетия оказали сильное воздействие на экономику ряда стран, в том числе и России, где активно развиваются транснациональные компании, в которых одной из главных задач является гармонизация учета и отчетности с учетом требований международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), позволяющей обеспечить прозрачность и достоверность информации бухгалтерского учета. Это говорит о том, что изменившиеся условия развития мировой экономики выдвигают новые подходы к прозрачности, достоверности учетных систем, в том числе и в России.
Изложенные идеи в концепции 2004 г. направлены на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности и обеспечении гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям. Эта концепция состоит из трех разделов.
В первом разделе концепции «Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности» , отмечается, что в конце 1999-го — 2000 в области бухгалтерского учета и отчетности в России произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283, особенно в области совершенствования нормативного регулирования учета — разработано 21 национальное положение (стандарт) по бухгалтерскому учету [26, c. 122]. Однако, несмотря на некоторые успехи, имеются серьезные проблемы в развитии бухгалтерского учета и отчетности, которые проявляются: В формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики. Значительном административном бремени хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затрат из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет. В неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам. В отсутствии официального статуса бухгалтерской отчетности, составленной по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО.[26, c. 189]
Во втором разделе «Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности» акцентируется внимание на том, что целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу до 2010 является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. Суть дальнейшего развития российской системы учета и отчетности состоит в активизации использования международных стандартов учета и финансовой отчетности (МСФО) для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения более эффективного учетного процесса.
Эту работу предполагается осуществлять по следующим основным направления:
1. Повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
2. Создание инфраструктуры применения МСФО;
3. Изменение системы
4. Усиление контроля качества бухгалтерской отчетности.
Обращается внимание на то, что бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в Российской Федерации, которая включает также статистический и оперативно-технический учет. При этом важным фактором, обеспечивающим единство этой системы, является первичный учет как источник данных для последующего накапливания, систематизации и обобщения их в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета. Особое внимание уделяется повышению качества операций, формируемым в бухгалтерском учете и отчетности. Для решения этой задачи предусматривается обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательный аудит и публикация ее. На новый уровень предусматривается поднять управленческую отчетность, предназначенную для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). При этом формы, содержание, периодичность, сроки и порядок ее составления, использования передового опыта ее организации определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом.
Обращается также внимание на развитие налоговой отчетности, предназначенной для фискальных целей и обязательной для составления хозяйствующими субъектами, круг которых установлен налоговым законодательством. При этом вполне правомерно трактуется, что налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем корректировки ее по правилам налогового законодательства. Главной задачей в области налоговой отчетности является снижение затрат на ее формирование путем осуществления приближения правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета. В концепции впервые предусматривается создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО:
1. Законодательное применение МСФО в Российской Федерации;
2. Процедура одобрения МСФО;
3. Механизм обобщения
и распространения опыта
4. Порядок официального перевода МСФО на русский язык;
5. Контроль качества
6. Обучение МСФО.
Во втором разделе концепции
предусматривается изменение
К ведению органов
1. выработка государственной
политики в области
2. совершенствование правовых
основ бухгалтерского учета,
3. установление процедуры одобрения МСФО и введение их в действие на территории Российской Федерации;
4. организация разработки
и утверждение российских
К ведению профессионального сообщества отнесены:
1. представление и защита
интересов профессионального
2. подготовка предложений
по совершенствованию правовых
основ бухгалтерского учета,
3. профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе одобрения их в Российской Федерации;
4. разработка и распространение методических рекомендаций и информационных материалов (в том числе отраслевого характера) в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
5. обобщение и распространение
передового опыта ведения
В концепции особое внимание обращается на контроль за качеством бухгалтерской отчетности, так же изложены основные направления совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров.
В третьем разделе «Этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе» реализация концепции предполагает следующие этапы:
1. В 2004 – 2007 гг. обязательный
перевод на МСФО
2. В 2008 – 2010 гг. – обязательный
перевод на МСФО
Однако в целом концепция развития бухгалтерского учета и отчетности, на наш взгляд, нуждается в более ускоренном, системном выполнении. За последние три года не появилось ни одного нового стандарта по бухгалтерскому учету. В этом отношении даже простое сопоставление уровня российской нормативной базы (норм и правил) бухгалтерского учета с другими странами и МСФО показывает значительное отставание. Например, в России разработано и утверждено 21 положение по бухгалтерскому учету (стандарта), а в США – 153, в Республике Казахстан – 29, в МСФО – 34 действующих стандарта [3].При этом действующие стандарты России по качеству содержания в ряде случаев не соответствуют международным стандартам финансовой отчетности и нуждаются в существенной переработке. Бухгалтерская общественность с нетерпением ждет от Минфина РФ (в составе которого находится Федеральная налоговая служба) решения вопроса сближения правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета и ликвидации избыточной, перегруженной отчетности. По нашему мнению, прежде всего нужно изменить определение налогового учета, изложенное в статье 313 главы 25 Налогового кодекса РФ, так как оно является ошибочным, не соответствующим принципам бухгалтерского учета российской системы и международной практике учета и отчетности. Было бы более правильно считать, что налоговый учет – система сбора и обобщения информации по налогообложению и отражению в учете (по всем налогам) на основе данных бухгалтерского учета, сгруппированных в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. Именно такое определение позволяет интегрировать налоговый учет с бухгалтерским учетом, формировать налоговую отчетность на базе данных бухгалтерского учета, приблизить правила налогового учета к правилам бухгалтерского учета.
Информация о работе Международные стандарты финансовой отчетности