Международные стандарты финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:36, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является – развитие российской системы бухгалтерского учета и отчетности и ее движение к международным стандартам.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и значение системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
2. Рассмотреть структуру органов государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
3. Изучить отечественную систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
4. Изучить развитие отечественной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО;
5. Изучить концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности;
6. Дать сравнительную характеристику отечественным стандартам учета и отчетности с МСФО;
7. Выявить перспективы применения МСФО в отечественной практике.

Содержание

Введение
Сущность и значение системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
Структура органов государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в отечественной практике.
Отечественная система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
Развитие отечественной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО.
Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности.
Сравнительная характеристика отечественных стандартов учета и отчетности с МСФО.
Перспективы применения МСФО в отечественной практике.
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2

Работа состоит из  1 файл

курсовая бухфинотчетность.docx

— 85.29 Кб (Скачать документ)

В российской системе  учета активы, создаваемые самим  предприятием, такие как стоимость  собственного созданного программного обеспечения, «ноу-хау», исключительное право на товарный знак, могут быть отражены как нематериальные. Согласно МСФО активы, создаваемые самим предприятием, должны удовлетворять следующим критериям: актив должен быть потенциально выгодным в экономическом плане, и стоимость актива должна быть достоверно определена. Внутренне созданные торговые марки вообще не должны признаваться в составе НМА, так как затраты на них невозможно отличить от затрат на развитие компании в целом.

ПБУ 14/2000 относит  к НМА деловую репутацию организации. МСФО 38 различает внутренне созданную  деловую репутацию и деловую  репутацию, возникающую при объединении компаний. Внутренняя деловая репутация не признается НМА и вообще не отражается в учете как актив, поскольку не является идентифицируемым ресурсом и не может быть надежно измерена. Деловая репутация как актив возникает и отражается в учете лишь при покупке другой компании целиком как имущественного комплекса. В этом случае организация присоединяет все активы и обязательства приобретаемой компании, уплачивая за нее определенную плату. Разница между уплаченной суммой и стоимостью приобретенных активов и обязательств и составляет деловую репутацию. В отличие от МСФО 38 ПБУ 14/2000 не разграничивает внутренне созданную и приобретенную деловую репутацию.

Учет затрат на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы. Научно-исследовательские работы – это оригинальные и запланированные исследования, проводимые в целях получения новых научных или специальных знаний. Опытно-конструкторскими работами признается применение результатов научных исследований или иных знаний при разработке плана или проекта производства новых или существенно усовершенствованных материалов, приборов, продуктов, технологий, систем или услуг до начала их промышленного производства или использования. Согласно МСФО расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы необходимо отражать в учете как расходы того периода, в течение которого они были понесены, за исключением тех случаев, когда соблюдаются следующие условия (в таких случаях их необходимо учитывать как НМА):техническая осуществимость продукта или процесса может быть продемонстрирована; компания намерена производить, продавать или использовать продукт или процесс; могут быть продемонстрированы наличие рынка для продукта или процесса или, если он предназначен скорее для внутреннего использования, а не для продажи, его полезность для компании; существуют достаточные ресурсы или их доступность может быть продемонстрирована для завершения проекта, продажи или использования продукта или процесса; затраты, относимые на продукт или процесс, могут быть надежно оценены.В российском учете затраты на НИОКР могут капитализироваться как по ОКР, так и по НИР в случае наличия положительного результата. Поскольку наличие положительного результата еще не говорит о возможности использования или продажи результатов исследований и разработок, необходимо признать существенные различия в квалификации данных объектов в российском учете и в международных стандартах.

В российском законодательстве пока отсутствуют четко прописанные  процедуры по учету объединений  компаний (покупке и слиянию интересов) и отражению положительной или  отрицательной деловой репутации (goodwill), которая при этом возникает. Согласно ПБУ 14/2000 деловая репутация — это разница между покупной ценой организации и стоимостью по балансу всех ее активов и обязательств. В соответствии с МСФО 38 деловая репутация определяется как превышение стоимости покупки приобретаемой компании над справедливой стоимостью приобретенных активов и обязательств.

Справедливая стоимость  по международным стандартам – это сумма, на которую можно обменять актив при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию сторонами. Справедливая стоимость объектов может существенно отличаться от их балансовой стоимости. Таким образом, разница между справедливой и балансовой стоимостью активов и обязательств, приобретаемых организацией, приводит к разным оценкам величины деловой репутации в российском и международном стандартах.

Аналогично основным средствам в российском учете  не предусмотрен регулярный анализ НМА  на предмет возможного их обесценения (МСФО 36). Перечень раскрываемой информации в отчетности по МСФО шире, чем в  российском учете. Таким образом, в  отношении нематериальных активов  между российскими и международными стандартами есть отличия практически по всем показателям. Возможно, российский национальный стандарт и не должен быть полной копией соответствующего международного стандарта. Однако, взаимодействие отечественных организаций с иностранными партнерами требует понимания отчетности наших компаний зарубежным пользователем. НМА — один из наиболее сложных объектов учета, поэтому их неосязаемость, проблемы с идентификацией и оценкой могут привести к неоднозначным трактовкам отчетности.

Учет материально-производственных запасов. Учет запасов регулируется МСФО 2 «Запасы» и ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». ПБУ 5/01 предписывает оценивать МПЗ по фактической себестоимости, а в конце отчетного периода материально-производственные запасы должны переоцениваться: «Материально-производственные запасы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей». Данная формулировка не дает ответа на вопрос – как же должны оцениваться запасы, цена возможной реализации которых в одном отчетном периоде была ниже фактической себестоимости, а в следующем отчетном периоде превысила ее. В соответствии с МСФО 2 запасы должны оцениваться по наименьшей из двух величин: себестоимости и возможной чистой цене продаж. При этом в соответствии с МСФО возможная цена продаж рассчитывается за вычетом расходов на продажу (что не предусмотрено ПБУ). Согласно российскому законодательству при поступлении и списании одних и тех же видов материально-производственных запасов с различной фактической себестоимостью становится возможным применение нескольких способов расчета текущей себестоимости единицы запасов. На российских предприятиях себестоимость материально-производственных запасов может оцениваться следующими способами: по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (метод ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретения МПЗ (метод ЛИФО).В отличие от этого в международной практике предусмотрено 3 метода: метод ФИФО (основной порядок учета);метод средневзвешенной (основной порядок учета);метод ЛИФО (допустимый альтернативный порядок учета). Метод ЛИФО будет в ближайшем времени отменен в рамках проекта КМСФО по улучшению качества стандартов.

Инвестиции могут  быть отнесены к краткосрочным или долгосрочным. Текущие инвестиции по своему характеру являются легко реализуемыми и рассчитаны на срок не более одного года. Долгосрочные инвестиции представляют собой инвестиции, рассчитанные на срок более одного года.

Российская система  учета требует, чтобы как текущие, так и долгосрочные инвестиции были представлены в балансе по стоимости их приобретения. В противоположность этому международные стандарты учета разрешают учитывать долгосрочные инвестиции в зависимости от их характера: по себестоимости (т.е. включая расходы по приобретению, такие как брокерские и банковские комиссионные сборы, гонорары, пошлины);по переоцененной стоимости; по меньшему из двух значений: себестоимости и рыночной стоимости. Краткосрочные инвестиции в соответствии с международными стандартами учета могут отражаться в балансе по рыночной стоимости или по более низкому из двух значений: по себестоимости или рыночной стоимости. Возникающая в результате такой оценки прибыль (убыток) должна быть отражена в отчете о прибылях и убытках.

В случае снижения стоимости долгосрочных вложений, которые  по оценкам не являются кратковременными, их балансовая стоимость уменьшается. Такое снижение стоимости долгосрочных инвестиций, за исключением временного снижения, отражается в отчете о прибылях и убытках. Увеличение балансовой стоимости долгосрочных инвестиций, возникающее в результате переоценки долгосрочных инвестиций, должно быть отнесено в кредит счета изменения стоимости инвестиций в результате переоценки. В той же степени, в которой снижение стоимости инвестиций компенсирует предыдущее увеличение стоимости тех же инвестиций, отнесенное в кредит счета изменения стоимости инвестиций в результате переоценки и впоследствии не сторнированное, это снижение учитывается по счету изменения стоимости инвестиций в результате переоценки. Во всех прочих случаях снижение балансовой стоимости должно быть отражено как расход.

Учет резерва  по сомнительной дебиторской задолженности. При создании резерва российские предприятия в основном руководствуются ст. 266 Налогового кодекса, в результате чего данный подход страдает формализмом. Российские стандарты бухгалтерского учета и отчетности предусматривают создание резервов только в отношении конкретной задолженности. МСФО допускают возможность создания общего резерва на всю дебиторскую задолженность, например, как процент от нетто-реализации. На практике при составлении российскими предприятиями отчетности согласно МСФО резерв по сомнительным долгам составляет очень значительный процент и существенно уменьшает показатели прибыли.[14]

 

2.3 Перспективы применения  МСФО в отечественной практике

 

Минфином России опубликован проект плана дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности на 2011-2015 годы.

В течение 2011 г. начался процесс первоначального признание МСФО и разъяснений МСФО для применения на территории РФ. Как известно на данный момент, все документы МСФО были получены Минфином России от Фонда МСФО 27 мая 2011 г., направлены на экспертизу 20 июля, проведение экспертизы было назначено до 15 сентября 2011. Принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих непосредственное применение МСФО для составления индивидуальной бухгалтерской отчетности запланировано на 2013 г., а предложения по определению перечня таких МСФО будут приниматься уже в течение 2012 г. Завершение приведения ранее принятых нормативных правовых актов по индивидуальной бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствие с МСФО будет проводиться по 2015 г. После принятия новой редакции Федерального закона «О бухгалтерском учете» будет создан Совет по стандартам бухгалтерского учета и подготовлена программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета.

Параллельно в течение 2011-2015 гг. действующие федеральные стандарты аудиторской деятельности будут приводиться в соответствие с Международными стандартами аудита.

Также разработан план мероприятий по подготовке, переподготовке, повышении квалификации и аттестации бухгалтерских специалистов, направленных на углубленное изучение МСФО и формирование навыков применения их на практике. Представители РФ будут включены в органы Фонда МСФО, принимать активное участие в деятельности Международной федерации бухгалтеров и других направлениях международного сотрудничества.

27 июля 2011 г. делегация Минфина России в составе директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Л.З. Шнейдмана и партнера фирмы «КПМГ» приняла участие в первом заседании Группы развивающихся экономик Совета по МСФО в Пекине. В заседании участвовали также члены Группы из Бразилии, КНР, Индии, Индонезии, Кореи, Малайзии, Южной Африки, а также председатель и ряд членов и сотрудников Совета по МСФО.[31, c. 78]

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Органами государственного регулирования бухгалтерского учета  в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган  и Центральный банк Российской Федерации. Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы, и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.

Ведение бухгалтерского учета  в России осуществляется в соответствии с различными нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них  обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер. От знания законов, содержания нормативных  документов, регулирующих бухгалтерский  учет, зависит достоверность бухгалтерской  отчетности и как, следствие, успех  фирмы. В связи с этим вызывает интерес рассмотрение современного состояния и перспектив развития нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ.

В связи с необходимостью гармонизации российской системы учета и отчетности с международной системой учета и финансовой отчетности была разработана новая концепция и одобрена Приказом Министра финансов РФ № 180 от 1 июля 2004 г.. Необходимость разработки новой концепции развития бухгалтерского учета и отчетности обусловливается эпохой глобализационных процессов в России.

Изложенные идеи в концепции 2004 г. направлены на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности и обеспечении гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям. Эта концепция состоит из трех разделов: «Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности»; «Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности» ; «Этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе»

Минфином России опубликован проект плана дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности на 2011-2015 годы.

Параллельно в течение 2011-2015 гг. действующие федеральные стандарты аудиторской деятельности будут приводиться в соответствие с Международными стандартами аудита.

Также разработан план мероприятий по подготовке, переподготовке, повышении квалификации и аттестации бухгалтерских специалистов, направленных на углубленное изучение МСФО и формирование навыков применения их на практике. Представители РФ будут включены в органы Фонда МСФО, принимать активное участие в деятельности Международной федерации бухгалтеров и других направлениях международного сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

  1. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобрена приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180//Международный бухгалтерский учет. - 2004. - N9 (69). - С. 3-11.
  2. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу: приказ Минфина РФ от 01.07.2004 № 180.
  3. Реформа бухгалтерского учета. Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Двадцать одно положение по бухгалтерскому учету. – 16е изд., перераб. и доп. М.: «Ось89», 2004..
  4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению: приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. (ред. от 18.09.2006).
  5. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утв. постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 283.
  6. Проект Федерального закона "О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности" //Международный бухгалтерский учет. - 2008. - N 6 (78) июнь. - С. 4 - 9.
  7. Учетная политика организации (ПБУ 1/2008): приказ Минфина РФ от 06.10.2008 №106н. (ред. от 11.03.2009).
  8. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 22 ноября 2011 года.
  9. Бухгалтерская газета. №21 (150). 2007
  10. Аверчев И.В. Подготовка международной финансовой отчетности российскими предприятиями и банками. М.: Вершина, 2009.
  11. Бакаев A.C. Нормативное обеспечение бухгалтерского учета. Анализ и комментарии: Книги издательского дома МЦФЭР. 2007.
  12. Бакаев А. Реформа бухгалтерского учета - 5 лет реализации правительственной программы// Финансовая газета. - 2009. - N 28 июль.
  13. Банк С.В. к.э.н. Журнал «Аудитор» №1 – 2007
  14. Банк В.Р. д.э.н. профессор, Банк С.В. к.э.н. «Российский государственный агарный заочный университет», 2009
  15. Барабанов, А. Международные стандарты финансовой отчетности. Краткий конспект / А. Барабанов. www.GAAP.ru/Библиотека/ОААР и МСФО
  16. Бархатов А.П. Международный учет: Учебное пособие. М.: ИКЦ «Маркетинг»,2008
  17. Белова E.Л. Формирование модели бухгалтерского учета и техника построения рабочего плана счетов в коммерческой организации / Е. JI. Белова // Современный бухучет. — 2007. №5.
  18. Брызгалин A.B., Головкин А.Н., др. Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2010 год / A.B. Брызгалин, А. Н. Головкин, В. Р. Бердник, и др. // Налоги и финансовое право. 2009. - № 11.
  19. Каспина Р.Г. Практическое применение международных стандартов финансовой отчетности в России / Р. Г. Каспина // Бухгалтерский учет. — 2007.
  20. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / Н.П.Кондраков. — Изд. 5-е, перераб. и доп. М.: ИНФРА - М, 2008. - 717с.
  21. Котов В.В. О некоторых проблемах регулирования бухгалтерского учета / В. В. Котов // СПС КонсультантПлюс. 2007.
  22. Кожинов В.Я. Международные стандарты финансовой отчетности: мифы и реальность // Финансовый бизнес. — 2010. — №1. — С.48—51.
  23. Кувандина Т.Б. к.э.н. доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, 2010
  24. Маренков Н.Л. Международные стандарты финансовой отчетности. — М.: Экзамен, 2010. — 239 с.
  25. Модеров С.В. Опыт применения МСФО в РФ // Налоговый учет для вузов. 2009
  26. Назарова В.Л. Бухгалтерский учет хозяйствующих субъектов: Учебник / Под ред. Н.К. Мамырова. Алматы: Экономика, 2010. 
  27. Иришев Б.К. Франция: вхождение в 21 век. Опыт, стратегия и тактика экономической политики в эпоху глобализации. Алматы: «Раритет», 2010.
  28. Островский О. М. Проблемы регулирования бухгалтерского учета в России в условиях его реформирования и перехода на МСФО//Бухгалтерский учет. - 2009. - N 14. - С. 3 - 9.
  29. Поленова С.Н. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности в России / С. Н. Поленова // Бухгалтер и закон. — 2008. № 5.
  30. Рожнова О.В. Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. — М.: Экзамен, 2007. — 319 с.
  31. Романов С.В. «Бюджетный учет», Перспективы развития российского бухучета с принятием МСФО, 01.08.2011
  32. Соколов Я.В., Бутынец Ф.Ф., Горецкая Л.Л. и др. Бухгалтерский учет в зарубежных странах. М.: Изд-во Проспект, 2007.
  33. Терехова В.А. Международные стандарты бухгалтерского учета в российской практике — М.: Перспектива, 2009. — 214 с.
  34. Шнейдман Л.З. Бухгалтерский учет в России: перспективы развития // Бухгалтерский учет. — 2009. — №3. — С.4—8.
  35. Шнейдман Л.З. На пути к международным стандартам финансовой отчетности // Бухгалтерский учет. — 2008. — №1. — С.4—8.
  36. Шмакова О.Б. Развитие нормативного регулирования учетной политики организации / О. Б. Шмакова // Международный бухгалтерский учет. -2009.

Информация о работе Международные стандарты финансовой отчетности