Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является – развитие российской системы бухгалтерского учета и отчетности и ее движение к международным стандартам.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и значение системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
2. Рассмотреть структуру органов государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
3. Изучить отечественную систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
4. Изучить развитие отечественной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО;
5. Изучить концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности;
6. Дать сравнительную характеристику отечественным стандартам учета и отчетности с МСФО;
7. Выявить перспективы применения МСФО в отечественной практике.
Введение
Сущность и значение системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
Структура органов государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в отечественной практике.
Отечественная система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
Развитие отечественной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО.
Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности.
Сравнительная характеристика отечественных стандартов учета и отчетности с МСФО.
Перспективы применения МСФО в отечественной практике.
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Не менее актуальной является проблема достоверности сложившейся системы финансового учета и отчетности во многих организациях России. В некоторых организациях по-прежнему существуют двойные бухгалтерии с выплатой дополнительной заработной платы персоналу в конвертах через черную кассу с целью сокращения уплаты налогов. Все это стало возможным из-за полного отсутствия системы контроля. Если при социализме все организации ежегодно, а иногда раз в два-три года подвергались ведомственной сплошной ревизии хозяйственно-финансовой деятельности и каждый руководитель и главный бухгалтер об этом знали и с трепетом ожидали итогов ее завершения, то сейчас, при капитализме, проводится аудит лишь некоторых организаций, как правило, при взаимовыгодных экономических корпоративных интересах, качество которого чаще всего оставляет желать лучшего. Сегодня процветает вседозволенность, и этому способствует отсутствие должной системы контроля. Необходимо формировать более жесткую систему контроля, с этой целью целесообразно изменить законодательство по бухгалтерскому учету и аудиту. В этой связи в Федеральном законе о бухгалтерском учете от 21-го ноября 1996 г. № 129-ФЗ статью 18 «Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете» нужно в корне изменить в сторону ужесточения, предусмотрев конкретные солидные штрафы от 100 000 до 10 000 000 рублей на руководителей и главных бухгалтеров и аудиторов, работников налоговых инспекций и других органов за сокрытие нарушений ведения бухгалтерского, налогового, статистического учета и отчетности. Такая мера отрезвит нарушителей, улучшит качество учета и отчетности и значительно пополнит бюджет на региональном уровне, где тоже будут заинтересованы контролировать немаловажный источник дохода региона.
2.2 Сравнительная характеристика отечественных стандартов учета и отчетности с МСФО
Финансовая отчетность в России, во многом все еще регулируемая государственными нормативными актами, по своему экономическому содержанию постепенно приближается к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Однако она может быть признана соответствующей международным стандартам только в том случае, если будет отвечать всем требованиям МСФО и их интерпретаций. Основное отличие российской системы учета и отчетности от международной обусловлено тем, что российское государство ставит управление административно-политической сферой выше управления в области экономики. Это выражается в том, что в современной России юридические принципы имеют приоритет перед экономическими постулатами. Отсюда различия в целях отечественных и международных стандартов. В системе МСФО провозглашены следующие основные принципы составления отчетности: максимальное соблюдение интересов инвесторов; объективное отражение информации о финансовом состоянии предприятия; обеспечение контроля активов с позиций возможного извлечения выгод; осмотрительность (консерватизм) при признании доходов и расходов.
В России они трансформируются в следующие правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности: максимально полное соблюдение интересов контролирующих органов; соответствие информации о финансовом состоянии организации действующим нормативным актам; обеспечение контроля активов на основе вещного и обязательственного права; признание доходов и расходов на основе осмотрительности, но только при наличии оправдательных документов. Помимо принципиальных моментов есть заметные отличия и в таких элементах, как: план счетов и кодирование хозяйственных операций; способы оценки активов; использование вероятностных характеристик; возможность капитализации некоторых расходов; порядок составления отчетности; способы определения бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли; порядок и способы внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность; методы анализа результатов хозяйственной деятельности. Остановимся более подробно на существующих отличиях в порядке составления отчетности. Так, в табл. 1(см. приложение) приведено сравнение состава финансовой отчетности, которую должны представлять организации в соответствии с МСФО и российским законодательством.[13, c.16]
Состав отчетности согласно российскому законодательству определялся нормативными актами Министерства финансов РФ. Следует отметить, что Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматривает следующий состав бухгалтерской отчетности: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложения к ним, предусмотренные нормативными актами; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительная записка.
Таким образом, федеральным законодательством Отчет об изменении капитала и Отчет о движении денежных средств рассматриваются как часть приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Любопытно также включение в состав отчетности аудиторского заключения. Многие специалисты подчеркивают некорректность данного положения, поскольку получается, что аудиторское заключение должно содержать мнение в том числе о самом себе. Что касается непосредственно российской финансовой отчетности, то по своему экономическому содержанию она постепенно приближается к международным стандартам. Мало она отличается и по составу отчетности, аналогичны также формы представления отчетности. Наряду с этим сохраняются и существенные различия.
Рассмотрим требования к содержанию основных форм финансовой отчетности согласно российским и международным стандартам.
Бухгалтерский баланс. Баланс представляет собой отчет о финансовом состоянии предприятия — его активах, обязательствах и собственном капитале на определенную дату. Отличительной особенностью балансов западных компаний является то, что в мировой практике применяются два их вида: горизонтальный и вертикальный. Если валюта баланса соответствует чистым активам, то форма представления баланса вертикальная, если валюта баланса – суммарные активы, баланс имеет горизонтальную форму. Международными стандартами признаны все разновидности балансов, но в соответствии с МСФО 1 установлен минимальный перечень балансовых статей: основные средства, нематериальные активы, инвестиции, запасы, дебиторская задолженность, денежные средства и их эквиваленты, налоговые требования и обязательства, в том числе отложенные, краткосрочные и долгосрочные обязательства, капитал и резервы и др.Конкретизация баланса по статьям зависит от национальных стандартов и инициативы компании, раскрывающей особенности своей деятельности. Так как международные стандарты финансовой отчетности не предусматривают стандартных форм отчетности, фирма, составляющая бухгалтерский баланс, включает туда только действительно полезную информацию и в наиболее удобной для пользователей форме.
Для развивающихся стран, с точки зрения пользователей, представляется более целесообразным приводить баланс вертикального вида, с тем чтобы пользователи сразу могли видеть сумму чистых активов предприятия.
По принятым в России правилам, баланс составляется по типовой форме № 1 «Бухгалтерский баланс», т.е. у российских организаций баланс может быть построен только горизонтально. Необходимость создания универсально применимой формы баланса привела к тому, что информация в нем дается исключительно подробно. Однако такая подробность не увеличивает аналитической полезности отчета, а просто перегружает его информацией. Таким образом, баланс российских предприятий предоставляет достаточно детальную информацию, в то время как в международной практике дополнительная детализация, если она требуется, приводится в примечаниях к балансовому отчету. В стандартной форме баланса российского предприятия активы сортируются в порядке возрастания ликвидности, а пассивы – в порядке возрастания срочности востребования.
Предприятия, составляющие баланс по международным стандартам, показывают активы с сортировкой по убыванию ликвидности, обязательства — по убыванию уровня срочности, а собственный капитал – в порядке его постоянства (т.е. первыми отражаются наименее подверженные изменениям части собственного капитала). Такие различия объясняются различиями в типах экономики, присущих нашей стране и зарубежным странам. Стандартная форма баланса в Российской Федерации создавалась на основе баланса командной экономики, характерной для СССР, когда основой функционирования предприятия считалось наличие основных средств, а оборотным средствам отводилась второстепенная роль. В условиях рыночной экономики для фирмы чрезвычайно важна проблема ликвидности, поэтому наличие оборотных средств имеет первостепенное значение. В результате балансовый отчет международных компаний составляется таким образом, чтобы пользователь мог с первого взгляда сопоставить величину оборотных средств и наиболее срочных обязательств (табл. 2, см. приложение).Баланс российских предприятий состоит из двух частей: актива и пассива. В активе показываются состав средств, а в пассиве -источники их формирования. В международной практике принят баланс, в одной части которого показаны средства, а в другой – обязательства. Собственный капитал выделяется отдельно из состава обязательств.
Таким образом, балансовое уравнение в интерпретации МСФО выглядит следующим образом: Средства предприятия = Обязательства + Собственный капитал
В России это равенство выглядит так: Актив = Пассив
В международной практике под активами понимаются ресурсы, контролируемые предприятием, являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих экономических выгод предприятия. Такая трактовка отличается от российской, когда активами признаются средства предприятия, проклассифицированные по составу на определенную дату и составляющие левую часть баланса.
Обязательства по определению МСФО -это существующие в настоящий момент обязательства компании, являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих изъятий ресурсов компании и уменьшения экономических выгод. Понимание обязательств также не соответствует принятому в России, где обязательства считаются источниками средств предприятия, сгруппированными в правой части баланса. Собственный капитал в соответствии с западной теорией бухгалтерского учета -это оставшаяся доля собственных активов предприятия после вычета обязательств. В отечественной практике бухгалтерского учета капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что в российской практике принято определение активов как средств организации, а пассивов (включая и собственный капитал) – как обязательств. В определениях МСФО собственный капитал выделен из состава обязательств. И хотя данная особенность не является значительным отличием от российских стандартов, она все же придает балансовому отчету большую наглядность. В целом балансовый отчет, подготовленный в соответствии с МСФО, более удобен для восприятия и имеет большую аналитическую ценность, тогда как российский баланс для целей анализа должен подвергаться значительным преобразованиям.
Кроме того, имеется ряд различий в раскрытии статей баланса, о которых будет сказано ниже.
Учет амортизации. В соответствии с международными стандартами руководству компании разрешено самостоятельно определять сроки службы основных средств в зависимости от того, в течение какого периода времени предприятие предполагает их использовать. Хотя в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» также прописано, что организация сама определяет срок полезного использования основных средств, на практике организации для целей бухгалтерского учета продолжают использовать нормы амортизации, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР». В связи с принятием Главы 25 Налогового кодекса РФ многие предприятия используют новую классификацию основных средств, установленную Постановлением Правительства РФ от 01.01.02 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», т.е. предпочтение отдается налоговому учету. Разница в сроках службы приводит к расхождениям в величине остаточной стоимости активов, а также в суммах по амортизации, начисленных за определенный период, представленных в соответствии с российской системой учета и согласно МСФО.В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» начисление амортизации может производиться одним из следующих четырех способов: линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). При этом на практике российские предприятия в основном используют линейный метод, предписанный Налоговым кодексом РФ. В МСФО 16 «Основные средства» предусмотрено три метода: равномерного начисления; уменьшаемого остатка; метод суммы изделий.
Важное отличие состоит в том, что в российском учете не используется регулярный анализ активов на предмет их обесценения, в то время как МСФО 36 «Обесценение активов» применяется к большому числу активов, признаваемых в бухгалтерском балансе (нематериальные активы, основные средства, инвестиции). Основная задача этого стандарта -обеспечить реальную оценку активов в финансовой отчетности путем признания убытка от их обесценения (снижения стоимости, ценности), когда чистая балансовая стоимость превышает возмещаемую сумму. Убыток признается в Отчете о прибылях и убытках за отчетный период, а если актив ранее переоценивался, – относится в уменьшение резерва переоценки. В МСФО 36 предусмотрен ряд характерных признаков обесценения, наличие которых компания должна проверять на каждую отчетную дату, используя ряд внешних и внутренних источников информации. При выявлении хотя бы одного из них необходимо оценить возмещаемую стоимость актива для определения убытка от обесценения. В российских правилах не предусмотрено признания такого убытка.
Определения понятия «нематериальные активы» в МСФО 38 «Нематериальные активы» и в ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» в целом соответствуют друг другу, хотя есть и некоторые различия. Первое из них состоит в том, что согласно ПБУ нематериальные активы (НМА) должны использоваться в течение длительного времени, т.е. иметь срок полезного использования свыше 12 месяцев. МСФО же не предусматривает временных критериев для признания нематериальных активов, т.е. предполагает более гибкий подход. Второе отличие заключается в том, что согласно пункту 3 ПБУ 14/2000 для признания НМА необходимо наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.). В МСФО 38 нет требования к наличию юридических прав, т.к. основным критерием является способность контролировать будущие экономические выгоды от использования НМА, т.к. компания может контролировать эти выгоды иным способом.
Ряд различий существует в признании тех или иных объектов НМА в учете. Например, ПБУ 14/2000 относит к НМА организационные расходы. В соответствии с МСФО 38 организационные расходы не признаются НМА, т.к. они напрямую не связаны с получением от них экономических выгод. Несмотря на то, что расходы на учреждение организации производятся с целью получения будущих экономических выгод, реальная вероятность их получения на момент создания компании отсутствует — компания может оказаться, например, убыточной.
Информация о работе Международные стандарты финансовой отчетности