Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:26, курсовая работа
В связи с этим целью данной курсовой работы является изучение основных методов (моделей) анализа и принятия решений в управлении расчетами с разными дебиторами и обоснование решений по регулированию их на примере ОАО «Крыммолоко».
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить сущность, функции и роль расчетов с разными дебиторами в управлении предприятием;
-изучить источники информации для анализа, аудита и регулирования расчетов с разными дебиторами;
-охарактеризовать основные методы (модели) анализа и принятия решений в управлении расчетами с разными дебиторами;
-дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Крыммолоко»
-провести анализ финансового состояния ОАО «Крыммолоко»;
-выполнить системный анализ состояния управления расчетами с разными дебиторами на ОАО «Крыммолоко»;
-обосновать решение по регулированию расчетов с разными дебиторами на ОАО «Крыммолоко»;
Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В АНАЛИЗЕ И АУДИТЕ РАСЧЕТОВ С РАЗНЫМИ ДЕБИТОРАМИ………….6
Сущность, функции и роль расчетов с разными дебиторами в управлении предприятием…………………………………………………6
Информационная база для анализа, аудита и регулирования расчетов с разными дебиторами……………………………………………………….9
Основные методы (модели) анализа и принятия решений в управлении расчетами с разными дебиторами………………………………………..11
Раздел 2. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РАСЧЕТОВ С РАЗНЫМИ ДЕБИТОРАМИ И ИДЕНТИФИКАЦИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМ...17
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «Крыммолоко»…………………………………………………………………...17
2.2. Анализ финансового состояния ОАО «Крыммолоко»…………………...19
2.3. Системный анализ состояния управления расчетами с разными дебиторами……………………………………………………………………….24
Раздел 3. ОБОСНОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РАСЧЕТОВ С РАЗНЫМИ ДЕБИТОРАМИ………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованной литературы…………………………………………..42
1.2 Информационная база для
Важным элементом курсовой работы является изучение источников информации для принятия решений. Состав информационной базы для анализа и аудита расчетов с разными дебиторами отображен в таблице 1.
Таблица 1
Информационная база для анализа и аудита расчетов с разными дебиторами
Группа источников | Пользователи информации | Источники информации |
Первичные документы | Финансовые работники, Менеджеры среднего звена | Налоговые накладные, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, приемо-сдаточные накладные, приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, платежные ведомости, платежные поручения, платежные-требования поручения. |
Счета бухгалтерского учета | Главный бухгалтер, экономист, финансист, аудитор, ревизор | Счет 37»Расчеты
с различными дебиторами»
Субсчета: 371-«Расчеты по выданным авансам» 372-«Расчеты с подотчетными лицами» 373-«Расчеты по начисленным доходам» 374-«Расчеты по претензиям» 375-«Расчеты по
возмещению причиненных 376-«Расчеты по
ссудам членов кредитных 377-«Расчеты с прочими дебиторами» |
Учетные регистры | Гл. бухгалтер, экономист, финансист, аудитор, ревизор | Ведомости 3.1 и 3.2 |
Финансовая отчетность | Высший менеджмент, инвесторы и кредиторы, финансовые аналитики | Баланс (форма №1), Отчет о финансовых результатах (форма №2), Отчет о движении денежных средств (форма №3) Приложение 1, 3 |
Статистическая отчетность | Органы статистики, отраслевые министерства | Форма 1- Предприятие, «Отчет о финансовых результатах и дебиторской и кредиторской задолженности», Бюджет продаж. |
Управленческая отчетность | Менеджеры разных уровней | Сметы, бюджет доходов и расходов, денежных средств и т.д. |
Прочие источники | Различные пользователи в зависимости от целей | Авизо, бухгалтерские справки, запросы сводной, оперативной информации и т.д. |
Характеристика информационной базы, содержащейся в финансовой отчетности, представлена в таблице 2.
Таблица 2
Характеристика информационной базы относительно расчетов с разными дебиторами в балансе
Показатели и коды статей баланса | Содержание информации показателей по счетам бухгалтерского учета |
Дебиторская задолженность по расчетам: | |
строка 180 – по выданным авансам; | Сальдо по Дт субсчета 371. Отражается сумма авансов, предоставленных другим предприятиям в счет предстоящих платежей. |
строка 190 – по начисленным доходам; | Сальдо по Дт субсчета 373. Отражается сумма начисленных и подлежащих к уплате дивидендов, процентов, роялти. |
строка 200 – по внутренним расчетам; | Сальдо по Дт субсчета 682 и 683. Отражается задолженность связанных сторон и дебиторская задолженность по внутренним расчетам. |
Прочая
текущая дебиторская | |
строка 210 – Прочая текущая дебиторская задолженность | Сальдо по Дт субсчета 372,374,375,376,377,685, счета 65 и 66. Отражается задолженность дебиторов, которая не может быть включена в другие статьи дебиторской задолженности и которая подлежит отражению в составе оборотных активов. |
Для проведения анализа и принятия решений в управлении расчетами с разными дебиторами требуется внешняя, по отношению к предприятию, информация, к которой относится:
1.3.
Основные методы (модели) анализа
и принятия решений в
Управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной ее инкассации. В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью предприятия лежит принятие финансовых решений по следующим фундаментальным вопросам:
Работа
с дебиторской задолженностью, то
есть процесс управления ею, является
важным моментом в деятельности любого
предприятия и требует
Так как управление дебиторской задолженностью является составляющей системы управления предприятием, то сам процесс управления ею можно осуществлять этапами.
По мнению И.А. Бланка, формирование алгоритмов управления дебиторской задолженностью осуществляется по следующим этапам:
Почти к такому же выводу пришел Г.Г. Кирейцев, но, дополняя И.А.Бланка, он выделяет еще несколько этапов: контроль финансового состояния дебиторов; при непогашении долга или его части установление оперативной связи с дебитором на предмет признания им долга; обращение к хозяйственному суду с иском о взыскании просроченной задолженности; компенсация убытков из фонда безнадежных долгов. [12;с.325] В целом же, приведенные этапы управления дебиторской задолженностью базируются на основных функциях управления.
Цель проведения анализа расчетов с разными дебиторами – принятие решения о выборе метода управления расчетами и построение его на основе всестороннего изучения полученных результатов.
Объектом анализа являются расчеты с разными дебиторами в ОАО «Крыммолоко».
Основной арсенал современных методов управления дебиторской задолженностью следующий:
1.В
процессе формирования
Тип кредитной политики неразрывно связан с типом политики управления оборотными активами. Различают три принципиальных типа комплексного управления оборотными активами – консервативный, умеренный и агрессивный. Применительно к кредитной политике фирмы, характерными признаками каждой из стратегий являются:
Консервативный тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска. Если «консерватизм» считать залогом ликвидности, то при этом типе кредитной политики, предприятие существенно повышает ликвидность дебиторской задолженности и не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения реализации продукции в кредит. Осуществляя такой тип кредитной политики предприятие существенно сокращает круг покупателей товара в кредит за счет групп повышенного риска; минимизирует сроки предоставления кредита и его размеры; ужесточает условия предоставления кредита и повышает его стоимость; использует жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности. В результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах сравнительно невелика (менее 40%), а период их оборачиваемости небольшой – 52 дня.
Умеренный тип кредитной политики фирмы характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. Доля оборотных активов в общих активах – 45 %, продолжительность оборота оборотных средств – 72 дня.
Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики приоритетной целью ставит повышение рентабельности, т. е. максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации товара в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита. В результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах – более 50 % продолжительность оборота оборотных средств – 95 дней. [19;с.135-137]
При
принятии решения о типе кредитной
деятельности предприятия стратегические
направления в области
Рис. 1 – Матрица стратегии кредитной политики предприятия
Кредитная политика предприятия состоит из блоков, которые определяются следующими компонентами: 1) Для агрессивной политики характерны высокий уровень рентабельности и риска, 2) Противоположный блок - консервативная политика, которая характеризуется высокой ликвидностью, низким риском и низкой рентабельностью.
Как видно из матрицы, на пересечении сфер находится умеренный тип кредитной политики. Уровень показателей рентабельности, ликвидности и риска оценивается по стандартам данной макро- и микросреды.