Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:51, курсовая работа
Цель данной работы – раскрытие основных особенностей бухгалтерского учета нематериальных активов и описание их видов и содержания.
В соответствии с целью были поставлены задачи курсовой работы:
- выявить экономическую сущность нематериальных активов, рассмотреть их виды и дать характеристику;
- рассмотреть основы применения МСФО №38 «Нематериальные активы»;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ: ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА 5
2 ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МСФО №38 9
3 ПРИЗНАНИЕ И ОЦЕНКА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 12
3.1 Первоначальное признание 12
3.2 Последующее признание и оценка 17
3.3 Прекращение признания и оценка 19
4 УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 21
4.1 Документальное оформление и учет приобретения, создания нематериальных активов 21
4.2 Документальное оформление и учет операции выбытия, реализации нематериальных активов 25
5 МЕТОДЫ РАСЧЕТА И УЧЕТ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 27
6 РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ О НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВАХ В ОТЧЕТНОСТИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
2) есть способность и намерение предприятия использовать данный актив (эта способность и намерение должны быть продемонстрированы технико-экономическими обоснованиями, бизнес-планами);
3) существуют адекватные технические, финансовые и другие ресурсы, позволяющие предприятию получить ожидаемые будущие экономические выгоды (имеются договора с кредитными учреждениями, партнерами).
Стандарт должен применяться при учете нематериальных активов, за исключением:
нематериальных активов, подпадающих под требования другого стандарта МСФО;
финансовых активов, как они определяются в Международном стандарте IAS 32 «Финансовые инструменты: признание и оценка»; и
признания и измерения активов, связанных с разведкой и оценкой МСФО 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»;
затрат по разработке и добыче минеральных ресурсов, нефти, природного газа и аналогичных невозобновляемых ресурсов.[7]
Нематериальный актив – идентифицируемый немонетарный актив, не имеющий физической формы.
Организации часто затрачивают ресурсы или несут обязательства при покупке, разработке, обслуживании или укреплении нематериальных ресурсов, таких как научные или технические знания, разработка и внедрение новых процессов или систем, лицензий, интеллектуальной собственности, знаний рынка и товарных знаков (включая торговые марки и издательские права). Распространенными примерами статей, охватываемых этими широкими категориями, являются компьютерное программное обеспечение, патенты, авторские права, кинофильмы, списки клиентов, права обслуживания ипотеки, лицензии на рыболовство, импортные квоты, франшизы, отношения с клиентами или поставщиками, лояльность клиентов, доля рынка и права на сбыт.
Не все статьи, могут отвечать определению нематериального актива, то есть, критериям идентифицируемости, контроля над ресурсами и наличия будущих экономических выгод. Если статья, находящаяся в сфере действия настоящего Стандарта, не отвечает определению нематериального актива, затраты на ее покупку или внутреннее производство признаются как расход при их понесении. Однако, если статья приобретается при объединении предприятий, она становится составной частью деловой репутации, признаваемой на дату приобретения.
Определение нематериального актива требует его идентифицируемости, что позволяло бы четко отличать его от деловой репутации. Деловая репутация, приобретенная при объединении предприятий, представляет собой выплату, производимую организацией-покупателем в ожидании будущих экономических выгод от активов, которые не могут быть индивидуально идентифицированы и отдельно признаны. Будущие экономические выгоды могут проистекать из эффекта синергии между идентифицируемыми приобретенными активами, или из активов, которые в отдельности не отвечают требованиям признания в финансовой отчетности, но за которые покупатель готов заплатить при объединении предприятий.
Актив удовлетворяет критерию идентифицируемости в контексте определения нематериального актива, когда он:
a) может быть отделен от организации для последующей продажи, передачи, лицензирования, сдачи в аренду или обмена, либо в индивидуальном порядке, либо вместе с соответствующим договором, активом или обязательством;
или
b) возникает из договорных или других юридических прав, вне зависимости от того, являются ли эти права передаваемыми или отделяемыми от данной организации или других прав и обязанностей.
Организация контролирует актив, если она имеет право на получение будущих экономических выгод, поступающих от лежащего в основе ресурса, и может ограничить доступ других организаций и лиц к этим выгодам. Способность организации контролировать будущие экономические выгоды от нематериального актива, как правило, вытекает из юридических прав, которые могут быть принудительно осуществлены в судебном порядке. В отсутствие юридических прав демонстрация контроля является более трудной задачей. Однако возможность принудительного осуществления в судебном порядке не является необходимым условием для контроля, поскольку организация может оказаться способной контролировать будущие экономические выгоды и иным способом.
Рыночные и технические знания могут приводить к появлению будущих экономических выгод. Организация контролирует эти выгоды, если, например, такие знания защищены юридическими правами, в том числе авторским правом, ограничениями в торговом договоре (где это разрешено) или юридической обязанностью работников соблюдать конфиденциальность.
Организация может располагать командой квалифицированного персонала и может быть способна идентифицировать дополнительные навыки персонала, ведущие к будущим экономическим выгодам в результате его подготовки. Организация может также ожидать, что персонал будет и дальше предоставлять ей свои услуги. Однако, у организации, как правило, нет достаточного контроля за ожидаемыми будущими экономическими выгодами, которые могут быть получены при наличии квалифицированного и подготовленного персонала, для того, чтобы эти статьи соответствовали определению нематериального актива. По сходным основаниям конкретные достоинства управленческого или технического персонала вряд ли будут соответствовать определению нематериального актива, если только они не защищены законным правом их использования и получения ожидаемых от них будущих экономических выгод, а также не отвечают другим пунктам определения.[14,c.44]
В некоторых случаях организация имеет портфель клиентов или долю рынка и ожидает, что благодаря ее усилиям в построении отношений с клиентами и их лояльности, клиенты будут продолжать сотрудничество с ней. Однако в отсутствие юридических прав на защиту или других путей контроля связей с клиентами или лояльности клиентов, организация, как правило, не имеет достаточного контроля над ожидаемыми экономическими выгодами от связей с клиентами и их лояльности, чтобы считать такие статьи (портфель клиентов, долю рынка, связи с клиентами, лояльность клиентов) отвечающими определению нематериальных активов. В отсутствие юридических прав на защиту связей с клиентами, операции обмена в отношении тех же самых или аналогичных недоговорных связей с клиентами (за рамками объединения предприятий) служат свидетельством того, что организация, тем не менее, способна контролировать будущие экономические выгоды, ожидаемые от этих связей с клиентами. Поскольку такие операции обмена также свидетельствуют о том, что связи с клиентами являются отделяемыми, эти связи отвечают определению нематериального актива.
Будущие экономические выгоды, проистекающие от нематериального актива, могут включать выручку от продажи товаров или услуг, экономию затрат или другие выгоды, являющиеся результатом использования актива организацией. Например, использование интеллектуальной собственности в производственном процессе может сократить будущие производственные затраты, а не увеличить будущие доходы.
Оценка первоначальной стоимости нематериальных активов зависит от способа их приобретения - поступления со стороны (покупка, приобретение в результате объединения организаций, за счет государственной субсидии, обмен) или создания самим предприятием [17, c.324].
Стоимость нематериальных активов может быть оценена в соответствии с основными критериями оценки:
1. Первоначальная стоимость – это сумма выплаченных денег или их эквивалентов либо стоимость в текущих ценах иных компенсаций при приобретении или создании нематериального актива.
2. Балансовая стоимость – это сумма отражения нематериального актива в финансовой отчетности, которая определяется, как разница между первоначальной стоимостью и суммой накопленной амортизации.
3. Ликвидационная стоимость – это сумма, которую организация ожидает получить за нематериальный актив в конце срока его полезной службы после вычета предполагаемых расходов по реализации.
4. Стоимость реализации – это стоимость, по которой возможен обмен нематериальных активов между осведомленными и готовыми к проведению сделки независимыми сторонами.
Согласно принципу стоимости нематериальные активы должны отражаться при приобретении по стоимости их приобретения. Стоимость приобретения включает все затраты, понесенные в связи с приобретением актива, в том числе цену покупки, затраты по перевозке и юридические расходы и любые другие затраты, связанные с приобретением. Стоимость приобретения - это текущая рыночная стоимость всех выплат или полученного актива (в зависимости от того, что наиболее достоверно определено).
Например, ТОО «Эгофом» приобретено программное обеспечение «Windows XP Professional», регулирующее технологический процесс производства поролона за 24620 тенге (в том числе НДС). Кроме того, покупателем понесены дополнительные расходы, связанные с установкой и приведением программного обеспечения в состояние готовности к использованию, в сумме 6500 тенге. Первоначальная стоимость компьютерного программного обеспечения оценивается покупателем в 31120 тенге (24620+6500).
Первоначальная стоимость нематериального актива, приобретенного в обмен на ценные бумаги другого предприятия, оценивается по текущей стоимости этих ценных бумаг. Если эта стоимость не может быть определена достоверно, то используется рыночная стоимость приобретенного нематериального актива. Например, если товарный знак приобретается корпорацией за счет эмиссии акций (2 000 простых акций, номинальной стоимостью 100 тенге и рыночной стоимостью 130 тенге за акцию) в качестве возмещения, стоимость этого знака должна быть определена как текущая рыночная стоимость выпущенных акций (2 000 х 130 тенге = 260 000 тенге). Если выпущенные акции не имеют установленной рыночной стоимости, соответствующей количеству акций, выпущенных для приобретения товарного знака, доказательство рыночной стоимости знака должно быть использовано в качестве показателя стоимости операции (если рыночная стоимость аналогичных активов составляет 205 000 тенге, то эта стоимость будет принята в качестве первоначальной при оприходовании товарного знака).
Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных как часть объединения организаций, признается по стоимости:
- реализации на дату совершения сделки, которая достоверна только при наличии активного рынка для данного вида нематериальных активов;
- установленной продавцом на основании последней операции купли (продажи) нематериального актива аналогичного вида, если до даты совершения данной сделки экономические условия, существовавшие в момент последней операции купли (продажи) такого вида нематериальных активов, не изменились.
При объединении организации покупатель признает нематериальные статьи, которые на дату совершения сделки соответствуют определению и отвечают критериям признания нематериальных активов, даже если они не признаны в качестве нематериальных активов в финансовой отчетности приобретаемого предприятия.
31 декабря 2007 года организация «Мега» заплатила 2000 у.е. за чистые активы организации «Сигма».
На эту дату справедливая стоимость чистых активов организации «Сигма», составляла 1200 у.е. Организация «Мега» приобрела права:
а) на торговую марку «Экстра». Организация «Сигма», накануне ее приобретения организацией «Мега», имела намерение продать торговую марку. Независимый оценщик методом дисконтированных денежных потоков оценил торговую марку в 300 у.е.;
б) на распространение товара «Прима», по ожиданиям это право в течение 6 лет обеспечит денежные поступления в размере 100,5 у.е. в год. Ставка дисконтирования на это право составляет 10 процентов, коэффициент приведенной стоимости аннуитета на конец периода 4,35526.
Организация «Мега» признает два нематериальных актива. Они принимаются во внимание при распределении стоимости приобретения в соответствии с МСФО (IFRS) 3 «Объединение предприятий» и раздела 18 «Объединение бизнеса и гудвилл» НСФО 2.
Деловая репутация (гудвилл) при покупке 62,3 у.е. =
себестоимость - чистые активы, признанные в балансе организации «Сигма» - торговая марка «Экстра» - права распространения = 2 000 у.е. -1 200 у.е. - 300 у.е. - (100, 5 у.е. х 4,35526).
Суммы в примере указаны без НДС.
В бухгалтерском учете, если бы организация «Мега» приобрела 100% доли организации «Сигма», то такое приобретение признавалось бы как инвестиция.
Организация «Мега», приобретая чистые активы организации «Сигма», производит следующие записи:
В соответствии со стандартами деловая репутация (гудвилл), приобретенная при объединении организаций (бизнеса), не подлежит амортизации.
| Дт | Кт |
|
Счета группы | 3310 | 1030 | - 2 000 у.е. (оплата) |
Подразделы | 1300, 2400 | 3310 | - 1 200 у.е. (запасы, основные средства); |
Счет группы | 2730 | 3310 | - 300 у.е. (НМА - торговая марка); |
Счет группы | 2730 | 3310 | - 437,7 у.е. (НМА - права распространения, 100,5x4,35526); |
Счет группы | 2710 | 3310 - | - 62,3 у.е. (гудвилл). |