Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:24, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности системы законодательного и нормативного регулирования в бухгалтерском учете, общие требования законодательства о бухгалтерском учете.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить систему нормативного регулирования бухгалтерского учета.
• Уяснить состав законодательных и нормативных актов, регулирующих бухгалтерскую деятельность.
Введение
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…… 5-12 1.1. Понятие нормативного регулирования ………………………………...... 5-6
1.2. Модели нормативного регулирование бухгалтерского учета………. …..7-11
ГЛАВА 2. СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………12-31 2.1. Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета…………...12-22 2.2. Изменения в ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности в конце 2010 - начале 2011г………………………………………23-35
2.3. Обязательства России после вступления в ВТО…………………………36-38
Заключение
Список литературы
Приложения
Британско-американская концепция учёта была впоследствии «экспортирована» в бывшие английские колонии и близкие торговые партнёры Великобритании и США. В настоящее время её используют: Австралия, Багамы, Барбадос, Бенин, Бермуды, Ботсвана, Венесуэла, Гана, Гонконг, Доминиканская республика, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индия, Индонезия, Ирландия, Каймановы острова, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Либерия, Малави, Малайзия, Мексика, Нигерия, Новая Зеландия, Пакистан, Панама, Папуа - Новая Гвинея, Пуэрто-Рико, Сингапур, Танзания, Тринидад и Тобаго, Уганда, Фиджи, Филиппины, страны Центральной Америки, ЮАР, Ямайка.
Континентальная модель. Бухгалтерский учет регламентируется законодательно и отличается значительной консервативностью. Учетная практика направлена, прежде всего, на удовлетворение требований правительства, в частности, в отношении налогообложения, и соответствует национальному макроэкономическому плану. Родоначальниками этой модели считаются страны континентальной Европы и Япония. Здесь специфика бухучёта обусловлена двумя факторами: ориентация бизнеса на крупный банковский капитал и соответствие требованиям фискальных органов. Привлечение инвестиций осуществляется с непосредственным участием банков, и поэтому финансовая отчётность компаний предназначена в первую очередь для них, а не для участников рынка ценных бумаг. В континентальной модели значительное влияние на порядок составления отчётности оказывают государственные органы. Это можно объяснить приоритетностью задачи государства по сбору налогов. В основном страны с этой моделью также руководствуются принципом неизменности первоначальной оценки. Россия относится к континентальной модели бухучёта, определённое влияние на наш бухучёт оказали Германия и Франция.
Данную модель используют: Австрия, Алжир, Ангола, Бельгия, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар, Гвинея, Германия, Греция, Дания, Египет, Заир, Испания, Италия, Камерун, Люксембург, Мали, Марокко, Норвегия, Португалия, Россия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.
Южноамериканская модель. Ключевое воздействие на становление бухучёта в южноамериканских странах оказали инфляционные процессы. Поэтому отличительной характеристикой этой модели является метод корректировки показателей отчётности с учётом изменения общего уровня цен. Поправка на инфляцию необходима для обеспечения достоверности текущей финансовой информации (особенно в отношении долгосрочных активов). Корректировка отчётности ориентирована на потребности государства по исполнению доходной части бюджета.
Южноамериканская модель применяется в странах: Аргентина, Боливия, Бразилия, Гайана, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.
Помимо перечисленных моделей, некоторые страны используют смешанные системы с национальной спецификой. Например, специалисты выделяют исламскую модель, которая развивалась под сильным влиянием мусульманской религии.
Следует подчеркнуть, что деление на модели учёта весьма условно – не существует и двух стран с полностью идентичными системами учёта. С другой стороны, в силу объективных процессов в мировой экономике очевидна необходимость международной стандартизации бухучёта. Проблемами унификации стандартов учёта и отчётности занимается ряд организаций.
Как отмечалось выше, регулирование бухгалтерского учета в России относится к континентальной модели, где главенствующая роль в определении основных принципов учета принадлежит государству, которое разрабатывает и утверждает обязательные к исполнению нормативно-правовые акты.
Таким образом, система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней имеющих разный статус и степень обязательности их выполнения [39.- с. 117].
Более подробно эти уровни будут рассмотрены в следующей главе.
В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней: законодательного, нормативного, методического, организационного. Рассмотрим каждый из этих уровней.
К нормативным документам первого, высшего, законодательного, уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета относят федеральные законы и иные законодательные акты (указы Президента, постановления Правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации. К ним относят: Конституцию Российской Федерации [1], Гражданский [3-4], Трудовой [7], Бюджетный [2] и Налоговый кодексы [5-6], , Федеральные законы "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Особое место в этом уровне системы занимают Федеральный закон "О бухгалтерском учете" [10] и Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации [11].
Все вышеперечисленные нормативные акты, будучи на вершине системы бухгалтерского законодательства задают с разной степенью конкретности общие, обязательные правила, связанные с ведение бухгалтерского учета. Зафиксированные здесь правила стали основой, на которой выстроилась вся система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Рассмотрим некоторые, наиболее важные, правовые акты более подробно.
Конституция Российской Федерации [1], будучи основным законом страны, не могла обойти вниманием такой важный элемент хозяйственной жизни общества, как бухгалтерский учет. В Российской Федерации официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики, обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске; бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации [3-4]. В его первой части [3] законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица [3.- ст. 48]; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета [3.- ст. 91, 97, 103, 110]; обязательные случаи аудиторского заключения [3.- ст. 91, 103]; понятия чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий) [3.- ст. 105, 106]; порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридического лица [3.- ст. 57-64]. Во второй части Кодекса [4] раскрыты основы договорной работы, являющейся основой формирования оправдательной и первичной учетной документации, и заложены подходы в отражении конкретных хозяйственных операций в бухгалтерском учете.
Федеральный закон №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [10], принятый 21 ноября 1996 г. стал важнейшим звеном российского бухгалтерского законодательства. В нем был обобщен опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике применительно к российским традициям и действующему в России гражданскому и финансовому праву [42.- c. 72].
Закон «О бухгалтерском учете» состоит из IV глав и 19 статей.
В главе I "Общие положения" дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты, указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете, изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации.
В главе II "Основные правила ведения бухгалтерского учета" определены требования к ведению бухгалтерского учета (ведение учета путем двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, на русском языке, в валюте Российской Федерации, формирование учетной политики и обязательность ведения обособленного учета текущих затрат, капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.
В главе III "Основные правила составления и предоставления бухгалтерской отчетности" изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.
В главе IV "Заключительные положения" определена ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Необходимо отметить, что статьи данного Закон взаимосвязаны между собой, и понятия, которые обозначаются в первых статьях закона получают свое дальнейшее развитие в последующих статьях и главах.
Так статья 9 Закона называется «Первичные учетные документы» и соответствует этапу сбора бухгалтерской информации.
Документ, которым оформляется проводимая хозяйственная операция, имеет двойное предназначение:
во-первых, этот документ является оправдательным, т.е. подтверждает факт совершения организацией хозяйственных операций;
во-вторых, документ служит первичным учетным документом, на основании которого производятся записи в бухгалтерском учете.
Таким образом, первичные документы, соответствующие этапу сбора бухгалтерской информации, являются основой бухгалтерского учета.
Статья 10 Закона называется «Регистры бухгалтерского учета» и соответствует стадии регистрации бухгалтерской информации, которая происходит на основе принятых к учету первичных документах, правила составления и ведения которых описаны в статье 9 данного Закона.
Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов Российской Федерации и органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, или федеральными органами исполнительной власти, организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета. На основе регистров бухгалтерского учета, независимо от их формы, составляется баланс предприятия, то есть итоговая бухгалтерская отчетность предприятия – обобщение бухгалтерской информации, который был зафиксирован в определении бухгалтерского учета. Обобщение бухгалтерской информации и ее продукт в виде бухгалтерской отчетности являются отражением результатов деятельности всей организации, и по этому пристально контролируются всеми заинтересованными пользователями бухгалтерской информации.
Бухгалтерская отчетность подписывается главным бухгалтером и руководителем организации. Рассматривая вопрос об этапах бухгалтерского учета, необходимо заметить, что все этапы тесно связаны между собой. Так, например, этап сбора информации также является и этапом ее регистрации, так как любая информация, собираясь, регистрируется в первичных учетных документах. Этап регистрации может выступать в качестве этапа обобщения бухгалтерской информации, так как запись в регистры бухгалтерского учета представляет собой, по сути, обобщение информации на основе какого-либо признака.
Аналогичное отражение имеют не только этапы учета, но все остальные категории, обозначенные в определении бухгалтерского учета.
Таким образом, данный закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку он:
а) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;
б) закрепляет обязанность ведения бухгалтерского учета в юридических лицах;
в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.
К нормативному уровню относятся: Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) [12-30], составленные на основе Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО [8], устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, разработка которых вменена в обязанность Законом о бухгалтерском учете Минфину РФ. В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.
ПБУ представляет собой элемент системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации и должно применяться с учетом других Положений по бухгалтерскому учету в соответствии с действующим законодательством.
Разработка ПБУ базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренных международными стандартами [42.- c. 78].
Структура каждого стандарта включает:
- введение (общие положения);
- определения;
- содержание;
Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации