Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:24, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности системы законодательного и нормативного регулирования в бухгалтерском учете, общие требования законодательства о бухгалтерском учете.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить систему нормативного регулирования бухгалтерского учета.
• Уяснить состав законодательных и нормативных актов, регулирующих бухгалтерскую деятельность.
Введение
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…… 5-12 1.1. Понятие нормативного регулирования ………………………………...... 5-6
1.2. Модели нормативного регулирование бухгалтерского учета………. …..7-11
ГЛАВА 2. СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………12-31 2.1. Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета…………...12-22 2.2. Изменения в ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности в конце 2010 - начале 2011г………………………………………23-35
2.3. Обязательства России после вступления в ВТО…………………………36-38
Заключение
Список литературы
Приложения
- необходимые пояснения (предписания), регулирующие процедуру практического применения отдельных требований, составляющих основу того или иного ПБУ;
- дату вступления в действие.
Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) являются национальными стандартами бухгалтерского учета. Положения разрабатываются и утверждаются Минфином РФ и регламентируют организацию и правила ведения учета, а также порядок подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (см. Приложение 1).
Особенно важным является Положение «Учетная политика организаций»[12], так как в нем изложены основные принципы бухгалтерского учета, зафиксированные в виде требований и допущений:
Допущение имущественной обособленности означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций.
Допущение непрерывности деятельности означает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности.
Допущение последовательности применения учетной политики означает, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.
Допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности означает, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место.
Требование полноты указывает на необходимость полноты отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности.
Требование своевременности указывает на необходимость своевременного отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.
Требование осмотрительности указывает на большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.
Требование приоритета содержания перед формой указывает на необходимость отражать в бухгалтерском учете факторы хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.
Требование непротиворечивости указывает на необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.
Требование рациональности указывает на необходимость рационального ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
Методический уровень раскрывается в методических указаниях по ведению бухгалтерского учета, в том числе, в инструкциях, рекомендациях и тому подобное. К этой группе документов относятся План счетов [31], методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в строительстве, сельском хозяйстве, науке и проектно-изыскательских работах, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и другое. К ним также можно причислить многочисленные указания Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, возникающим впервые в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, договор о доверительно управлении, векселя и казначейские обязательства, лизинговое имущество и другие).
В методических указаниях и методических рекомендациях осуществляется детальная проработка и раскрытие основных требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета документами более высоких уровней. Положения методических рекомендаций носят более общий характер и предназначены для использования предприятиями и организациями при разработке методологической базы учета с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности, в основном при формировании учетной политики.
Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (Приложение 2) и Инструкция по его применению [31]. Остановимся на этом документе более подробно.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой упорядоченную номенклатуру перечня счетов, которую должны применять организации всех организационно-правовых форм собственности различных отраслей народного хозяйства, транспорта и так далее. Специфические особенности некоторых из них учитываются на отдельных счетах, которые вправе вводить организации по ходатайству соответствующих министерств и ведомств, последние обязаны согласовывать необходимость применения этих счетов с Министерством финансов Российской Федерации.
План счетов представляет собой строго иерархическую структуру, основу которой составляют синтетические счета (счета первого порядка) и субсчета (счета второго порядка).
На основе Плана счетов бухгалтерского учета организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете организации.
В основу построения Плана счетов положены следующие подходы:
а) преемственность в построении плана счетов;
б) строгая иерархия счетов и субсчётов;
в) сочетание государственного
регулирования учета и
г) относительная независимость процесса систематизации и накапливания информации о фактах хозяйственной деятельности от процесса формирования данных для целей налогообложения.
План счетов разработан на основе экономической классификации счетов. Счета сгруппированы по признаку экономического содержания отражаемых хозяйственных процессов и расположены в определенной, экономически обоснованной, последовательности – в порядке увеличения ликвидности.
В Инструкции по применению плана счетов приводится краткая характеристика синтетических счетов и субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, рассмотрен порядок учета наиболее распространенных операций, дана типовая корреспонденция счетов с другими счетами бухгалтерского учета.
Таким образом, третий, методический уровень занимает важное место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Внутренние документы организации относятся к четвертому уровню системы нормативного регулирования бухгалтерского учета – организационному. Они утверждаются в рамках принятой учетной политики.
В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета учетная политика предприятия трактуется как выбранная им совокупность отдельных способов ведения бухгалтерского учета. Их перечень определяет первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности, то есть составляющие содержания метода бухгалтерского учета.
Согласно пункту 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете учетная политика оформляется приказом или распоряжением; при этом утверждаются:
1) рабочий план счетов
бухгалтерского учета,
2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
3) порядок проведения
инвентаризации и методы
В приложении представлен образец бланка ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией» (Приложение 3); образец Приказа (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (Приложение 4).
4) правила документооборота
и технология обработки
5) порядок контроля за
хозяйственными операциями, а также
другие решения, необходимые
Способы ведения бухгалтерского учета, зафиксированные в приказе об учетной политике, применяются с 1 января года, следующего за годом его издания. В течение всего года они не должны изменяться, за исключением следующих случаев:
а) изменения законодательства Российской Федерации или нормативных документов по бухгалтерскому учету;
б) разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
в) существенного изменения условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение вида деятельности и т. д.).
Технический аспект учетной политики предусматривает рабочие инструменты реализации методологического аспекта. Он включает разработку и утверждение:
1. рабочего плана счетов бухгалтерского учета на базе общепринятого Плана счетов;
2. форм первичных учетных
документов, по которым не предусмотрены
типовые формы первичных
3. форм документов для
внутренней бухгалтерской
4. форм бухгалтерского учета;
5. порядка проведения инвентаризации;
6. методов оценки отдельных
видов имущества и
7. правил документооборота
и технологии обработки
8. продолжительности первого отчетного года.
Таким образом, документы четвертого, организационного, уровня системы регулирования бухгалтерского учета формируются непосредственно на месте возникновения бухгалтерской информации – в организациях. Такая приближенность к непосредственным участникам экономических отношений и свобода в разработке их учетной политики позволяет всей системе бухгалтерского законодательства соответствовать рыночным реалиям и служить во благо как всего государства, так и отдельным организациям.
2.2. Изменения в ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности в конце 2010 - начале 2011г.
Наступивший 2011
г. принес с собой
Среди этих
изменений хотелось бы
Приказ Минфина России от 24.12.2010 N 186н уточнил
содержание значительного количества
разделов Положения, однако для удобства
анализа и оценки их последствий, произведенные
корректировки можно сгруппировать в
три основные группы:
1) изменения, касающиеся
статуса и роли Положения в
системе нормативного
2) изменения, устраняющие противоречия
Положения с другими документами системы
нормативного регулирования бухгалтерского
учета (в частности, с действующими положениями
по бухгалтерскому учету (ПБУ), касающимися
отдельных разделов учета);
3) изменения, направленные
на уточнение действующего
Итак, рассмотрим внесенные
изменения согласно сделанной классификации.
1. Изменения, касающиеся статуса и роли
Положения в системе нормативного регулирования
бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Прежде чем оценивать новый статус Положения,
обратимся к истории вопроса. Как нормативный
документ Положение о бухгалтерском учете
и отчетности в Российской Федерации впервые
было утверждено Приказом Минфина России
от 20.03.1992 N 10 и вступило в силу с 01.01.1992.
На тот момент указанное Положение:
- устанавливало единые методологические
основы бухгалтерского учета и отчетности
на территории РФ для предприятий, организаций,
являющихся юридическими лицами по законодательству
РФ, независимо от подчиненности и форм
собственности;
Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации