Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить особенности системы законодательного и нормативного регулирования в бухгалтерском учете, общие требования законодательства о бухгалтерском учете.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить систему нормативного регулирования бухгалтерского учета.
• Уяснить состав законодательных и нормативных актов, регулирующих бухгалтерскую деятельность.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ…… 5-12 1.1. Понятие нормативного регулирования ………………………………...... 5-6
1.2. Модели нормативного регулирование бухгалтерского учета………. …..7-11
ГЛАВА 2. СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………12-31 2.1. Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета…………...12-22 2.2. Изменения в ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности в конце 2010 - начале 2011г………………………………………23-35
2.3. Обязательства России после вступления в ВТО…………………………36-38
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 134.58 Кб (Скачать документ)

-  необходимые пояснения (предписания), регулирующие процедуру практического применения отдельных требований, составляющих основу того или иного ПБУ;

-  дату вступления в действие.

    Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

  Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) являются национальными стандартами бухгалтерского учета. Положения разрабатываются и утверждаются Минфином РФ и регламентируют организацию и правила ведения учета, а также порядок подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (см. Приложение 1).

   Особенно важным является Положение «Учетная политика организаций»[12], так как в нем изложены основные принципы бухгалтерского учета, зафиксированные в виде требований и допущений:

     Допущение имущественной обособленности означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций.

    Допущение непрерывности деятельности означает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности.

    Допущение последовательности применения учетной политики означает, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

    Допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности означает, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место.

    Требование полноты указывает на необходимость полноты отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности.

    Требование своевременности указывает на необходимость своевременного отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.

   Требование осмотрительности указывает на большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.

    Требование приоритета содержания перед формой указывает на необходимость отражать в бухгалтерском учете факторы хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

   Требование непротиворечивости указывает на необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.

  Требование рациональности указывает на необходимость рационального ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Методический уровень  раскрывается в  методических указаниях по ведению бухгалтерского учета, в том числе, в инструкциях, рекомендациях и тому подобное. К этой группе документов относятся План счетов [31], методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в строительстве, сельском хозяйстве, науке и проектно-изыскательских работах, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и другое. К ним также можно причислить многочисленные указания Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, возникающим впервые в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, договор о доверительно управлении, векселя и казначейские обязательства, лизинговое имущество и другие).

    В методических указаниях и методических рекомендациях осуществляется детальная проработка и раскрытие основных требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета документами более высоких уровней. Положения методических рекомендаций носят более общий характер и предназначены для использования предприятиями и организациями при разработке методологической базы учета с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности, в основном при формировании учетной политики.

   Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (Приложение 2) и Инструкция по его применению [31]. Остановимся на этом документе более подробно.

    План счетов бухгалтерского учета представляет собой упорядоченную номенклатуру перечня счетов, которую должны применять организации всех организационно-правовых форм собственности различных отраслей народного хозяйства, транспорта и так далее. Специфические особенности некоторых из них учитываются на отдельных счетах, которые вправе вводить организации по ходатайству соответствующих министерств и ведомств, последние обязаны согласовывать необходимость применения этих счетов с Министерством финансов Российской Федерации.

    План счетов представляет собой строго иерархическую структуру, основу которой составляют синтетические счета (счета первого порядка) и субсчета (счета второго порядка).

       На основе Плана счетов бухгалтерского учета организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете организации.

В основу построения Плана  счетов положены следующие подходы:

а) преемственность в построении плана счетов;

б) строгая иерархия счетов и субсчётов;

в) сочетание государственного регулирования учета и предоставления хозяйствующим субъектам максимально  возможной самостоятельности в  выборе перечня субсчетов и аналитических  счетов бухгалтерского учета;

г) относительная независимость  процесса систематизации и накапливания информации о фактах хозяйственной  деятельности от процесса формирования данных для целей налогообложения.

    План счетов разработан на основе экономической классификации счетов. Счета сгруппированы по признаку экономического содержания отражаемых хозяйственных процессов и расположены в определенной, экономически обоснованной, последовательности – в порядке увеличения ликвидности.

   В Инструкции по применению плана счетов приводится краткая характеристика синтетических счетов и субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, рассмотрен порядок учета наиболее распространенных операций, дана типовая корреспонденция счетов с другими счетами бухгалтерского учета.

    Таким образом, третий, методический уровень занимает важное место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета.

    Внутренние документы организации относятся к четвертому уровню системы нормативного регулирования бухгалтерского учета – организационному. Они утверждаются в рамках принятой учетной политики.

    В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета учетная политика предприятия трактуется как выбранная им совокупность отдельных способов ведения бухгалтерского учета. Их перечень определяет первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности, то есть составляющие содержания метода бухгалтерского учета.

    Согласно пункту 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете учетная политика оформляется приказом или распоряжением; при этом утверждаются:

1) рабочий план счетов  бухгалтерского учета, содержащий  синтетические и аналитические  счета, необходимые для ведения  бухгалтерского учета в соответствии  с требованиями своевременности  и полноты учета и отчетности;

2) формы первичных учетных  документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3) порядок проведения  инвентаризации и методы оценки  видов имущества и обязательств;

В приложении представлен  образец бланка  ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией» (Приложение 3); образец Приказа (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (Приложение 4).

4) правила документооборота  и технология обработки учетной  информации;

5) порядок контроля за  хозяйственными операциями, а также  другие решения, необходимые для  организации бухгалтерского учета.

     Способы ведения бухгалтерского учета, зафиксированные в приказе об учетной политике, применяются с 1 января года, следующего за годом его издания. В течение всего года они не должны изменяться, за исключением следующих случаев:

а) изменения законодательства Российской Федерации или нормативных  документов по бухгалтерскому учету;

б) разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

в) существенного изменения  условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение  вида деятельности и т. д.).

Технический аспект учетной  политики предусматривает рабочие  инструменты реализации методологического  аспекта. Он включает разработку и утверждение:

1. рабочего плана счетов  бухгалтерского учета на базе  общепринятого Плана счетов;

2. форм первичных учетных  документов, по которым не предусмотрены  типовые формы первичных учетных  документов;

3. форм документов для  внутренней бухгалтерской отчетности;

4. форм бухгалтерского  учета;

5. порядка проведения  инвентаризации;

6. методов оценки отдельных  видов имущества и обязательств;

7. правил документооборота  и технологии обработки учетной  информации;

8. продолжительности первого  отчетного года.

   Таким образом, документы четвертого, организационного, уровня системы регулирования бухгалтерского учета формируются непосредственно на месте возникновения бухгалтерской информации – в организациях. Такая приближенность к непосредственным участникам экономических отношений и свобода в разработке их учетной политики позволяет всей системе бухгалтерского законодательства соответствовать рыночным реалиям и служить во благо как всего государства, так и отдельным организациям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Изменения в  ведении бухгалтерского учета  и составлении бухгалтерской  отчетности в конце 2010 - начале 2011г. 

 

    Наступивший 2011 г. принес с собой значительные  изменения в ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности - в конце 2010 - начале 2011 г. были внесены изменения и дополнения во множество документов, входящих в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

     Среди этих  изменений хотелось бы обратить  особое внимание и проанализировать  те изменения, которые были  внесены в Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации,  изначально утвержденное Приказом  Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее  - Положение). Рассматриваемые Изменения  были утверждены Приказом Минфина  России от 24.12.2010 N 186н, зарегистрированным  в Минюсте России 22.02.2011. Указанные  поправки должны вступить в  силу в бухгалтерской отчетности за 2011 г., но только после официального опубликования данного документа. Однако на середину марта 2011 г. Приказ Минфина России от 24.12.2010 N 186н еще официально опубликован не был. 
Приказ Минфина России от 24.12.2010 N 186н уточнил содержание значительного количества разделов Положения, однако для удобства анализа и оценки их последствий, произведенные корректировки можно сгруппировать в три основные группы:

1) изменения, касающиеся  статуса и роли Положения в  системе нормативного регулирования  бухгалтерского учета в Российской  Федерации; 
2) изменения, устраняющие противоречия Положения с другими документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета (в частности, с действующими положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), касающимися отдельных разделов учета);

3) изменения, направленные  на уточнение действующего порядка  учета отдельных объектов бухгалтерского  учета, коррелирующие с последними  изменениями других нормативных  документов, уже принятых и только  находящихся в стадии разработки  и согласования. 
     Итак, рассмотрим внесенные изменения согласно сделанной классификации. 
1. Изменения, касающиеся статуса и роли Положения в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. 
Прежде чем оценивать новый статус Положения, обратимся к истории вопроса. Как нормативный документ Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации впервые было утверждено Приказом Минфина России от 20.03.1992 N 10 и вступило в силу с 01.01.1992. На тот момент указанное Положение: 
- устанавливало единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ для предприятий, организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, независимо от подчиненности и форм собственности;

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации