Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 08:05, курсовая работа
Целью данной работы является: изучение организационных аспектов управленческого учета.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить организационные аспекты управленческого учета, рассмотреть варианты организации учета на предприятии, этапы его внедрения в учетную практику;
- рассмотреть практику применения системы управленческого учета в Российской Федерации и особенности его ведения;
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации управленческого учета
1.1. Система управленческого учета на предприятии: предпосылки создания, сущность и его значение
1.2. Основные аспекты организации управленческого учёта
1.3. Варианты организации управленческого учёта: автономная и интегрированная
1.4. Концепция системы управленческого учета
1.5. Сравнительный обзор применения системы управленческого учета в учетной практике российских и зарубежных организаций
Глава 2. Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы
1.2. Основные аспекты
организации управленческого
Основные организационные аспекты бухгалтерского управленческого учета в национальной экономике не регламентируются законодательно, но строятся на основе юридических требований Налогового кодекса РФ, Федерального закона «О бухгалтерском учете», Положений по бухгалтерскому учету и др. Организацию управленческого учета можно определить как комплекс мер, направленных на обеспечение выполнения задачи подготовки необходимой информационной помощи администрации предприятия в целях планирования, управления и контроля.
Построение системы
Каждое предприятие стремится стать более благополучным, чем его конкурент, поэтому тайны организации внутрифирменного управления стараются не раскрывать. В какой-то степени эта область учета считается секретной, конфиденциальной, что отмечали и видные российские ученые в области управленческого учета (В. Ф. Палий, С. А. Николаева, М. А. Вахрушина, Н. Д. Врублевский и др.) в своих работах [19].
Можно отметить две главные
особенности управленческого
Например, это может быть комплексная информационная система, которая обеспечивает менеджеров на всех уровнях управления необходимой информацией о состоянии каждой из основных функциональных областей: производства, продажи, финансов и т.д. Вместе с тем это может быть и локальная система, которая формирует данные для ограниченного круга менеджеров (например, система показателей деятельности службы главного инженера) или в пределах ограниченной функциональной области (например, оперативный учет производства или финансовых показателей деятельности).
Вторая особенность
Проанализировав зарубежный
и отечественный опыт, можно выделить
три основные цели организации системы
управленческого учета как
реализация концепции контроллинга, который дает управленческую информацию для планирования, контроля, оценки и непрерывного усовершенствования организации;
проведение финансово-
калькулирование себестоимости услуг, продуктов и прочих объектов затрат для удовлетворения информационных нужд финансового менеджмента как системы управления прибылью предприятия через управление затратами.
Каждое предприятие, исходя из перечисленных целей, может выбрать для себя наиболее приоритетное направление и, приняв его за основу, строить свою модель системы управленческого учета.
Из задач, которые призвана решать система управленческого учета, можно выделить наиболее важную — помочь менеджменту предприятия управлять бизнесом. Управленческая информация в отличие от просто собранных данных не является избыточной, она более полезна и ориентирована на конкретного пользователя, способного воспринимать ценность этой информации. Организованная система управленческого учета трансформирует обычные данные в управленческую информацию. Есть пять критериев, с помощью которых на практике можно всегда отличить управленческую информацию от обычной:
форма подачи информации — сведения должны быть понятны конкретному получателю;
периодичность — подача информации должна поставляться регулярно, но по мере необходимости;
точность информации — приемлемый компромисс между надежностью данных и своевременностью их представления;
четкое определение
рентабельность — польза от всей цепочки формирования управленческой отчетности (данные — сводки — отчеты — сводный отчет) должна превышать затраты на ее осуществление.
В управленческим учете должен быть реализован не только системный, но и ситуационный подход.
Основой ситуационного подхода является ситуация — конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное время. Конкретная специфика условий, в которой работает компания, накладывает отпечаток на выбор тех альтернатив, которые наилучшим образом позволяют достичь ей своих целей в сложившейся ситуации.
Система управленческого учета специфична для отдельных предприятий, различных видов бизнеса. Эта специфика определяется:
технологией бизнеса в целом и конкретного вида деятельности в частности. Например, для непрерывного производства основная классификация затрат для определения финансовых результатов деятельности будет подразумевать их деление на постоянные и переменные издержки. Для позаказного производства основное деление будет на прямые и косвенные по отношению к заказу издержки;
нормативной базой конкретного
вида бизнеса. Например, в одних случаях
есть разработанные нормативы затрат
на используемые материалы и сырье,
поэтому калькулируется нормативная
себестоимость произведенной
учетной политикой предприятия и правилами учета затрат на конкретный вид деятельности или объект затрат;
организационной структурой предприятия. Есть два принципиальных отличия в технологии бизнеса и организационной структуре компании, которые проявляются в организации двух различных типов систем управленческого учета;
ориентацией системы управленческого
учета. Данная система при функционально-
Модель взаимосвязи
Рис. 1.1. Модель взаимосвязи составляющих системы управленческого учета
Система, управленческого
учета не может существовать на предприятии
сама собой, без участия человеческого
фактора, не занимая определенного
места в организационной
Для того чтобы определить точное место управленческого учета в системе управления предприятия, необходимо первоначально разобраться со структурой управления в целом. А потом в зависимости от организационной структуры, определить место управленческого учета и анализа в ней, то есть либо изменить выбранную структуру, либо изменить ее тип [21].
Реализация функций
В рамках линейно-функциональной
структуры управления главные подразделения
предприятия осуществляют основную
деятельность по выпуску товарной продукции
и услуг, а специализированные функциональные
службы, например отдел маркетинга,
экономический отдел, служба НИОКР,
отдел кадров, бухгалтерия, выполняют
функции, обеспечивающие нормальную или
обусловленную действующим
При линейно-функциональной
структуре управления управленческий
учет и контроль организуется по вертикали,
когда вышестоящий управляющий
контролирует деятельность нижестоящего
менеджера. Такая система управления
существует на большинстве наших
предприятий. Она характеризуется
высокой степенью централизации
контроля всех сторон деятельности организации
и во многом унаследована от командной
системы управления. Ее достоинство
состоит в сравнительной
В системе управленческого учета в этом случае требуется формирование информации не только о затратах и результатах собственной деятельности менеджера, но и структур и подразделений, находящихся в его подчинении. Недостаток линейно-функционального управления — в необходимости согласования важнейших решений с более высоким руководством, в сковывании инициативы управляющих низшего звена, в отсутствии их желания брать риск на себя.
В условиях дивизиональной
(штатной) структуры менеджер внутризаводского
подразделения (центра затрат, прибыли,
инвестиций) осуществляет контроль текущей
деятельности своего дивизиона на основе
данных о величине выручки, затрат,
полученной прибыли. Центральные службы
управления организацией контролируют
лишь конечные или независящие от
данного подразделения
Управленческий учет в
рамках дивизиональной структуры замыкается
в основном на внутрифирменных подразделениях
и подготовке специализированной информации
для стратегического
При матричной системе
управления функциональные подразделения
наделяются максимумом прав и ответственности.
Конечные производственные и сбытовые
подразделения выступают в
При централизованной организации
управленческого учета и
Одним из важных этапов организации бухгалтерского управленческого учета на предприятии является выбор варианта ведения учета на предприятии. Особенности каждого из вариантов рассмотрим в следующем параграфе.
1.3. Варианты организации
управленческого учёта:
Выбор варианта ведения бухгалтерского управленческого учета зависит от таких факторов, как размер предприятия, степень централизации учета, организационная и производственная структура предприятия и пр. В настоящее время существует несколько основных способов организации управленческого учета.
Различие в методах
и целях управленческого и
финансового учета не исключает
необходимости информационной взаимосвязи
между ними. В частности, такую
связь предполагает действующий
План счетов, который исходит из
возможности учета затрат на производство
внутри единой системы бухгалтерского
учета (финансового и
Варианты формирования системы управленческого учета могут быть самые разнообразные: автономный учет, интегрированный, вариант дуализма или монизма. Однако базироваться они должны на принципах:
Информация о работе Организационные аспекты бухгалтерского управленческого учета