Организация и учет имущества банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:11, курсовая работа

Описание

В связи с неоспоримостью актуальности выбранной темы при написании работы была поставлена следующая цель:
- определить основные принципы и понятия организации учета имущества кредитной организации.
В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить нормативно-правовое регулирование учета имущества банка;
- определить основные понятия данной темы;
- дать понятие термина «имущества» и классификацию видов имущества по нескольким признакам;
- изучить организацию учета основных средств банка;

Содержание

Введение
1. Понятия организации имущества и учета в банке
1.1 Нормативно-правовое обеспечение учета имущества в банке и основные положения, применяемые при учете имущества
1.2 Понятие имущества и его виды
2. Организация учета имущества в кредитных организациях
2.1 Учет основных средств
2.2 Учет нематериальных активов
2.3 Учет материальных запасов
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

- основные средства;

- нематериальные активы;

- материальные  запасы [6].

Под основными средствами понимается часть имущества со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев, применяемого в качестве средств труда для оказания услуг, управления банком, а также в случаях, предусмотренных санитарно-гигиеническими, технико-эксплуатационными и другими специальными техническими нормами и требованиями.

Нематериальными активами признаются приобретенные  или созданные банком объекты  интеллектуальной собственности или  иные объекты интеллектуальной собственности, не имеющие материально-вещественной структуры, используемые при выполнении работ, оказании услуг или для управленческих нужд банка продолжительностью свыше 12 месяцев.

В составе материальных запасов учитываются материальные ценности, используемые для оказания услуг, управленческих, хозяйственных и социально-бытовых нужд.

2) По способу  поступления имущество принимается к бухгалтерскому учету:

- сооружение (строительство);

- создание (изготовление);

- приобретение (в том числе по договору отступного);

- внесение учредителями (участниками) в оплату уставного  капитала;

- получение  по договору дарения;

- получение  по договору мены;

- иные случаи  безвозмездного получения и другие  поступления.

3) По источнику образования имущества:

- собственные (в том числе внесенные в качестве вклада в уставный капитал);

- арендованные (в том числе имущество, полученное по договорам финансовой аренда – лизинга).

4) Имущество  организации:

- движимое – все имущество, не закрепленное законодательно в качестве недвижимого;

- недвижимое – вид имущества, признаваемого в законодательном порядке недвижимым, то есть это земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

5) По материально-вещественной  форме:

- материальные  активы – основные средства, материальные  запасы;

- нематериальные  активы – те активы, которые  не имеют материально-вещественной формы.

Классификация имущества по этим признакам дает более полное понимание данного  термина.

2. Организация  учета имущества в кредитных  организациях

2.1 Учет основных  средств

 

Согласно Приложению № 10 к Положению Банка РФ № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» основными средствами признается часть имущества со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев, используемого в качестве средств труда для оказания услуг, управления кредитной организацией, а также в случаях, предусмотренных санитарно-гигиеническими, технико-эксплуатационными и другими специальными техническими нормами и требованиями.

К основным средствам относится  оружие, независимо от стоимости, а так же полученное кредитными организациями во временное пользование от органов внутренних дел оружие в соответствии с Федеральным законом от 13.12.1996 года №150-ФЗ в редакции  от 06.12.2011 года «Об оружии» на правах аренды.

К основным средствам относятся также капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, если в соответствии с заключенным договором аренды эти капитальные вложения являются собственностью арендатора.

Кроме того, к категории  основных средств относятся:

- объекты сигнализации и телефонизации, независимо от стоимости, если они не включены в стоимость зданий, при строительстве;

- книги, не зависимо  от стоимости.

Руководитель  банка имеет право установить лимит стоимости предметов для  принятия их в состав основных средств, например, при принятии объекта к учету в качестве основного средства в коммерческих не кредитных организациях, стоимость объекта должна быть не менее двадцати тысяч рублей. Предметы ниже установленного лимита относятся к материальным запасам.

  Единицей учета основных средств, является инвентарный объект, которому присваивают инвентарный номер и открывают лицевой счет в соответствии с требованиями к лицевым счетам, описанным в Приложении №10 к Положению Банка РФ № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».  Аналитический учёт основных средств организуется пообъектно, по лицевым счетам предметов на инвентарных карточках или инвентарных книгах 0489007, а так же в журнале основных средств 0489008. В карточках проставляются номера указанные на учитываемых предметах. Карточки размещаются в картотеке по группам однородных предметов.

Допускается ведение групповых  карточек-паспортов на несколько  одновременно приобретённых одинаковых предметов. Журнал учёта основных средств в конце года не заключается и записи в нём продолжаются и в новом году. По местам эксплуатации объектов составляется список инвентарных объектов, закрепленных за материально ответственными лицами. Основанием для заполнения инвентарных карточек или книг являются первичные учётные документы (акты приёма-передачи основных средств, технические паспорта и прочие документы, характеризующие состояние объекта его назначение и порядок, условия эксплуатации).

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Поступление основных средств  может быть в результате сооружения (строительства), создания (изготовления), приобретения и других поступлений.

Все виды основных средств  отражаются в бухгалтерском учёте  по первоначальной стоимости, которая  определяется для объектов:

- внесенных акционерами (участниками) в счёт вклада в уставный капитал банка – по договорённости сторон.

- полученных безвозмездно – экспертным путем или по данным документов приема-передачи основных средств, или по рыночной цене.

- приобретенных за плату – исходя из фактически произведенных затрат, включая расходы по доставке, монтажу, сборке, установке.

- построенных – по фактической себестоимости.

Конкретный  состав затрат на сооружение (строительство), создание (изготовление), приобретение имущества (в том числе сумм налогов) определяется кредитной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.

Изменение первоначальной стоимости допускается при достройке, дооборудовании, реконструкции, частичной  ликвидации и переоценки объекта.

Основные средства могут учитываться и по восстановленной  стоимости, которая возникает в  результате переоценки основных средств, проводимой по решению правительства.

Восстановительная стоимость – это стоимость  воспроизводства основных средств  в данный момент времени, то есть приобретение или строительство объектов исходя из действующих цен или затрат на изготовление их в новых условиях. Поскольку, например, в условиях инфляции стоимость сырья, материалов, запасных частей, расценки по оплате труда возрастают, любой кредитной организации необходимо создавать источник финансирования для замены износившихся объектов в большей сумме, чем их первоначальная стоимость, соответственно при реализации объектов продажная стоимость должна увеличиться.

Переоценку  производят или через централизованно установленные коэффициенты, или путем прямого пересчета первоначальной стоимости в восстановленную согласно документально подтверждённой рыночной цене. Одновременно пересчитывается и сумма ранее начисленного износа. Результат переоценки изменяет не только первоначальную стоимость и сумму износа объекта, но и создаёт новый источник – добавочный капитал на счете 10601 «Прирост стоимости имущества при переоценки».

Банки могут  не чаще одного раза в год – на 1 января отчетного года – переоценивать основные средства по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам, в соответствии со статьей 40 НК РФ. Результаты переоценки отражаются в бухгалтерском учете в январе.

Допускается ведение бухгалтерского учета основных средств в целых рублях, но с округлением только в сторону увеличения. В этом случае основные средства ставятся на учет в целых рублях, а сумма округления в копейках относится на счет по учету доходов.

Для общего учета основных средств используется активный счет 604 «Основные средства», который обеспечивает организацию и учет наличия, движения основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, аренде. На этом же счете учитываются земельные участки, находящиеся в собственности кредитной организации, и иные объекты природопользования, а также капитальные вложения в арендованные объекты основных средств.

По дебету счетов проводятся суммы оприходованных основных средств в корреспонденции со счетами по учету капитальных вложений, по учету добавочного капитала на суммы переоценки основных средств, проводимой в установленном порядке, уставного капитала на стоимость основных средств, внесенных в оплату уставного капитала.

По кредиту  счетов отражаются суммы выбывающих основных средств в корреспонденции со счетом по учету выбытия (реализации) имущества, со счетом по учету прироста стоимости имущества при переоценке.

Учет ведется по группам основных средств, сформированным на счетах второго порядка:

- счет 60401 «Здания и сооружения»;

- счет 60404 «Земля»;

- счет 60405 «Резервы на возможные потери».

В результате эксплуатации любой объект из перечисленных выше основных средств изнашивается, то есть утрачивает технико-экономические свойства и физические качества. Стоимостное выражение потери объектами указанных свойств называется износом основных средств.

Каждому банку, как собственнику основных средств необходимо обеспечить накапливание денежных средств (источников) для приобретения и восстановления износившихся объектов. Это достигается путем амортизационных отчислений, которые включают в расходы банка. Нормы годовые, они служат основание для расчёта срока службы объекта. Если на протяжении всего срока эксплуатации объекта сумма амортизации будет одинаковой (при постоянной первоначальной стоимости), то такой вид расчёта амортизации называется линейным. Начисление амортизации производится со следующего месяца после месяца оприходования на баланс и заканчивается со следующего месяца после месяца выбытия объекта.

Амортизация начисляется  «на полное восстановление», то есть имеется в виду не только физический, но и моральный износ объектов, это означает, что амортизация начисляется по объектам, находящимся в эксплуатации и в запасе (резерве).

Предельная сумма начисленного износа (амортизации) по каждому объекту должна быть равна балансовой (первоначальной) стоимости объекта за минусом остатка фонда переоценки этого объекта основных средств. Для учёта и движения сумм износа (амортизации) основных средств используется счёт №606 «Амортизация основных средств» - пассивный. Сальдо кредитовое означает не только сумму начисленного износа, включённую в расходы банка, но и его увеличение или уменьшение в результате переоценки: оборот по дебиту – списание (уменьшение) износа в связи с выбытием основных средств и переоценкой, по кредиту – начисление износа и его увеличение в момент переоценки. Расчет амортизации производится ежемесячно. Аналитический учёт организуется по лицевым счетам.

В инвентарных карточках  и книгах должен регистрироваться и факт переоценки, то есть запись восстановительной стоимости и износа. Для кредитных организаций суммы износа и амортизации не совпадают, так как амортизация – это суммы, составляющие расходы банка, а износ включает дополнительную сумму, полученную в результате переоценки.

Начисление амортизации  не производится по:

- объектам внешнего  благоустройства 

-земельным участкам и  объектам природопользования 

-произведениям искусства,  предметам интерьера и дизайна,  предметам антиквариата.

-основным средствам, полученным в безвозмездное пользование.

-предметам, стоимостью  ниже установленного лимита.

 Руководитель  банка определяет методы начисления  амортизации и утверждает их  приказом об учетной политике.

Имущество выбывает из кредитной  организации в результате:

- перехода права  собственности, в том числе  при реализации;

- списания вследствие непригодности к дальнейшему использованию в результате морального или физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях.

Для определения  пригодности имущества к дальнейшему  использованию, возможности его  восстановления, а также для оформления документации на списание пришедшего в негодность имущества в кредитной организации создается комиссия из соответствующих должностных лиц. При этом в комиссию должны быть включены заместитель руководителя кредитной организации, главный бухгалтер (бухгалтер), представитель юридической службы, другие специалисты (по решению руководителя) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность имущества.

Информация о работе Организация и учет имущества банка