Организация учета материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:31, курсовая работа

Описание

Основными задачами учета материалов являются: контроль над сохранностью материальных ресурсов, соответствием складских запасов нормативам; контроль над выполнением планов снабжения материалами; выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов; контроль за соблюдением норм производственного потребления; правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции; рациональная оценка материалов.
Целью моей курсовой работы является изучение организации бухгалтерского учета материально-производственных запасов, на примере общества с ограниченной ответственностью «Пензком».

Содержание

Введение 3
1. Учет материально-производственных запасов 5
1.1. Понятие и классификация материально-производственных запасов 5
1.2. Документальное оформление движения материально-производственных запасов 7
1.3. Синтетический и аналитический учет материалов 11
2. Учет материально-производственных запасов в ООО «Пензком» 17
2.1 Характеристика предприятия 17
2.2 Организация учета материально-производственных запасов в бухгалтерии 19
2.3 Синтетический и аналитический учет материалов в бухгалтерии ООО «Пензком» 28
2.4 Учет материально-производственных запасов на складе 33
3. Совершенствование учета материально-производственных запасов в ООО «Пензком» 35
Заключение 40
Список использованных источников 41

Работа состоит из  1 файл

Организация учета материалов.docx

— 76.25 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание

 

Введение 3

1. Учет материально-производственных  запасов 5

1.1. Понятие и классификация материально-производственных запасов 5

1.2. Документальное  оформление движения материально-производственных  запасов 7

1.3. Синтетический  и аналитический учет материалов 11

2. Учет материально-производственных  запасов в ООО «Пензком» 17

2.1 Характеристика  предприятия 17

2.2 Организация  учета материально-производственных  запасов в бухгалтерии 19

2.3 Синтетический  и аналитический учет материалов  в бухгалтерии ООО «Пензком» 28

2.4 Учет материально-производственных  запасов на складе 33

3. Совершенствование  учета материально-производственных  запасов в ООО «Пензком» 35

Заключение 40

Список использованных источников 41

 

 

Введение

 

Материалы представляют собой  одну из составных частей имущества  хозяйствующего субъекта, необходимую  для нормального осуществления  и расширения его деятельности.

Материалы обслуживают сферу  производства и являются его материальной основой. Они необходимы для обеспечения  процесса производства продукции, образования  стоимости.

Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от правильного определения потребности  в материалах. Оптимальная обеспеченность материалами ведет к минимизации  затрат, улучшению финансовых результатов, к ритмичности и слаженности  работы предприятия. Завышение материалов ведет к замораживанию и омертвлению  ресурсов. Кроме всего прочего, это  дорого обходится предприятию, поскольку  возникают дополнительные затраты  на хранение и складирование, на уплату налога на имущество. Занижение материалов может привести к перебоям в производстве и реализации продукции, к несвоевременному выполнению предприятием своих обязательств. И в том и в другом случае следствием является неустойчивое финансовое состояние, нерациональное использованием ресурсов, ведущее к потере выгоды.

Основными задачами учета  материалов являются: контроль над  сохранностью материальных ресурсов, соответствием складских запасов  нормативам; контроль над выполнением  планов снабжения материалами; выявление  фактических затрат, связанных с  заготовкой материалов; контроль за соблюдением  норм производственного потребления; правильное распределение стоимости  израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции; рациональная оценка материалов.

Целью моей курсовой работы является изучение организации  бухгалтерского учета материально-производственных запасов, на примере общества с ограниченной ответственностью «Пензком».

 

1. Учет материально-производственных запасов

    1. Понятие и классификация материально-производственных запасов

 

Учет материально-производственных запасов на предприятиях Российской Федерации осуществляется согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденному приказом Минфина РФ от 9 июня 2007 г. № 44н.

В качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

  • используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
  • предназначенные для продажи;
  • используемые для управленческих нужд организации.

Производственные запасы подразделяются на несколько групп, позволяющих  определить место этих запасов в  производственном процессе:

  • сырье и основные материалы;
  • вспомогательные материалы;
  • покупные полуфабрикаты;
  • возвратные отходы;
  • топливо;
  • тара и тарные материалы;
  • инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Сырье и основные материалы составляют наиболее значительную группу.

Сырье представляет собой  изначальный продукт, не подвергавшийся первичной обработке. К нему относится  продукция отраслей добывающей промышленности (руда, уголь, газ и т. д.) и сельхозпродукция (молоко, семена, сахарная свекла и т.д.).

Основные материалы –  это продукты обрабатывающей промышленности, получаемые в процессе обработки  исходного сырья (металл, сахар и  т. д.)

Покупные полуфабрикаты  или полуфабрикаты собственного производства – это материалы, прошедшие  определенные стадии обработки, но еще  не ставшие готовой продукцией. Их удельный вес в составе производственных запасов определяется уровнем специализации  и кооперирования производства.

Вспомогательные материалы  служат для придания определенных качеств  создаваемому продукту (краски, лаки и  пр.). они могут также применяться  и в целях обеспечения нормальных условий процесса производства (освещение, отопление), обслуживания производственного  оборудования (смазочные и обтирочные материалы) и т. п. В разных отраслях промышленности в зависимости от выполняемой роли и расхода одни и те же материалы рассматриваются  как основные или как вспомогательные.

Возвратные отходы – материалы, оставшиеся после использования, утратившие полностью или частично свои исходные потребительские качества (обрезки  металла, лоскуты ткани).

Топливо как вид производственных запасов используется для технологических  целей в качестве двигательной энергии  или на хозяйственные нужды. При  этом не имеет никакого значения вид  топлива.

Тара и тарные материалы  составляют предметы, используемые для  упаковки, транспортировки, хранения различных  материалов. Они к производственному  процессу изготовления продукции не имеют никакого отношения, но, способствуя  сохранности материалов при хранении и транспортировке, обеспечивают более  высокие качественные характеристики сырья и материалов в процессе их использования, а также готовой  продукции при ее продаже.

Запасные части предназначены  для ремонта и замены износившихся узлов и деталей активной части  основных средств – машин и  оборудования.

Инвентарь, инструменты, хозяйственные  принадлежности, как и запасные части, скорее рассматриваются не как предметы, а как средства труда. Это определяет особенности не только организации  их учета в процессе заготовления и постановки на баланс, но и погашения  первоначальной стоимости.

Единица бухгалтерского учета  материально - производственных запасов  выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной  информации об этих запасах, а также  надлежащий контроль за их наличием и  движением. В зависимости от характера  материально - производственных запасов, порядка их приобретения и использования  единицей материально - производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и  т.п.

1.2. Документальное оформление движения материально-производственных запасов

 

Первичные документы по поступлению  производственных запасов являются основой организации материального  учета. Именно по первичным документам осуществляется предварительный, текущий  и последующий контроль за движением, сохранностью и использованием производственных запасов.

Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно  содержать все подписи лиц, совершивших  ту или иную операцию, и коды соответствующих  объектов учета. Контроль осуществляет главный бухгалтер и руководители соответствующих подразделений.

На поставку материалов организация  заключает договоры с поставщиками, в которых определяются права, обязанности  и ответственность сторон.

Контроль за выполнением плана  материально – технического обеспечения  по договорам, своевременностью поступления  материалов возложен на службу снабжения. С этой целью в ней ведутся ведомости оперативного учета выполнения договоров поставки, в которых отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки и т. д. Контроль за организацией этого учета осуществляет бухгалтерия.

Порядок оформления поступления  на предприятие материалов:

Поставщик одновременно с отгрузкой  продукции высылает покупателю расчетные  и другие сопроводительные документы  – платежное требование, в 2-х экземплярах – один непосредственно покупателю, другой – через банк, товарно–транспортную накладную, квитанцию к железнодорожной накладной и т. д. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов поступают ответственному исполнителю по снабжению, где проверяют правильность их оформления и после этого передают в бухгалтерию.

В службе снабжения производят проверку соответствия ассортимента, объема, срока  поставки, цены, качества материалов договорным условиям. В результате этой проверки на документе делают пометку о  полном или частичном акцепте. Также, служба снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. Для этих целей ведут журнал учета поступающих грузов, где указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса на розыск груза. в примечании делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

 Проверенные платежные требования  передают из службы снабжения  в бухгалтерию, а квитанции  транспортных организаций – экспедитору  для получения и доставки материалов.

Экспедитор принимает на станции  или непосредственно у поставщика прибывшие материалы по количеству мест и массе. Если возникают сомнения в сохранности груза, экспедитор вправе потребовать от транспортной организации его проверку. В случае обнаружения недостачи, повреждения  тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает  заведующему складом, который проверяет  соответствие количества и качества материалов данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы  оформляются однострочными или многострочными приходными ордерами. Однострочный приходный ордер составляют только на определенный вид материала, в многострочный записывают все принятые материалы независимо от количества. Приходный ордер подписывается заведующим складом и экспедитором.

Если перевозку материалов осуществляют автомобильным транспортом, то в  качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в 4-х экземплярах. Первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя, второй – для оприходования материалов получателем, третий предназначен для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку, четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя при отсутствии расхождений количества поступивших грузов с данными накладной. Если такое расхождение все же имеется, приемку материалов оформляют актом приемки материалов.

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от списания основных средств и т.п., оформляют однострочными или многострочными накладными на внутреннее перемещение материалов, которые выписывают цехи-сдатчики в 2-х экземплярах. Один из них служит основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа.

Подотчетные лица приобретают материалы  за наличные деньги. Товарный счет и акт (справка), подтверждающие стоимость приобретенных материалов составляются подотчетным лицом с участием других должностных лиц предприятия. Акт прилагается к авансовому отчету подотчетного лица.

Материальные ценности приходуются  в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, счетом). Если материалы расходуются в  единицах, отличных от тех, в которых  они поступили, то они учитываются  одновременно в двух единицах измерения.

Оприходование материалов без выписки приходного ордера возможно в случае отсутствия расхождений между данными поставщика и фактическими данными.

Если количество и качество прибывших  на склад материалов не соответствуют  данным счета поставщика, приемку  товара осуществляет комиссия, оформляя акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

Запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся на ее территории, учитываются  на забалансовых счетах: 002 «Товарно-материальные» ценности, принятые на ответственное хранение» и 003 «Материалы, принятые в переработку».

 

1.3. Синтетический и аналитический учет материалов

Информация о работе Организация учета материалов