Организация учета на малом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 14:55, курсовая работа

Описание

В процессе перехода к рыночной экономике общество переживает системные преобразования во всех сферах своей жизнедеятельности - политической, правовой, экономической, социальной и т.д. Характер рыночных реформ требует переосмысления многих казавшихся ранее незыблемыми воззрений. К числу проблем экономического характера следует отнести вопросы развития и поддержки малого и среднего бизнеса, который может и должен стать важным фактором подъема российской экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2

1.Критерии отнесения предприятий к категории малых…………..4

2.Система государственной поддержки малых предприятий……..6

3.Особенности ведения бухгалтерского учета и представления отчетности субъектами малого предпринимательства……………………12

4.Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства…………………………………..17

Заключение……………………………………………………………..28

Список использованной литературы…………………………………31

Практическая часть…………………………………………………….33

Работа состоит из  1 файл

курсовая бу.docx

— 51.29 Кб (Скачать документ)

      -8-

непосредственно ему. Руководитель бухгалтерской службы несет ответственность за формирование учетной политики, методологию и  применяемые методики ведения учета, своевременное составление и  представление полной и достоверной  бухгалтерской отчетности в контролирующие организации в соответствии с  законодательством. Выполнение требований главного бухгалтера по документальному  оформлению хозяйственных операций, их представлению в бухгалтерию, организации контроля правильности представления в них данных, а  также формированию другой необходимой  для целей бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности информации в заданные сроки является обязанностью всех работников организации.

     Если  на малом предприятии штатным  расписанием не предусмотрена должность  кассира, то главный бухгалтер имеет  возможность совмещать эти обязанности  на основании приказа руководителя организации.

     Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности  работников.

     Кроме этого, малое предприятие может  самостоятельно приспосабливать применяемые  регистры бухгалтерского учета к  специфике работы при соблюдении:

     – единых методологических основ бухгалтерского учета, предполагающих ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;

     – взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

     – сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;

     – накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля хозяйственной деятельности малого предприятия, а также для составления бухгалтерской

           -9-

     отчетности.

     Например, малые предприятия могут использовать упрощенную форму бухгалтерского учета, а для учета отдельных групп  хозяйственных операций применять  отдельные регистры единой журнально-ордерной формы бухгалтерского учета.

     Налоговый учет на малых предприятиях организуется в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. Для его ведения  организации могут самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета, а также в указанных  целях использовать информацию, содержащуюся в регистрах бухгалтерского учета.

     Налоговый учет на малом предприятии призван  обеспечить формирование необходимых  для целей исчисления единого  налога показателей.

     Основанием  для отражения операций в налоговом  учете служат первичные документы, даты, и номера которых должны быть отражены в соответствующей графе  Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему  налогообложения. Под первичными документами  понимаются оправдательные документы, которыми должны оформляться все  хозяйственные операции, проводимые организацией.

     Первичный учетный документ должен быть составлен  в момент совершения операции, а  сели это не представляется возможным  – непосредственно после ее окончания. Для осуществления контроля и  упорядочения обработки данных о  хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

     В книге учета доходов и расходов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в хронологической  последовательности на основе первичных  документов  
 

      -10-

     позиционным способом отражаются все хозяйственные  операции за отчетный (налоговый) период. Особенности порядка отражения  хозяйственных операций сгруппированы  в П. 1.

     Книга учета доходов и расходов открывается  на один календарный год и должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписью руководителя и печатью налогового органа.

На основании  Книги учета доходов и расходов организация заполняет Декларацию по единому налогу, которая представляется в налоговые органы по месту своего жительства, не позднее 25 дней со дня  окончания соответствующего отчетного  периода (ежеквартально). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

-11-

3. Система государственной поддержки малых предприятий. 

     Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства  направлена на решение широкого перечня  задач, начиная с обеспечения  благоприятных условий для ведения  бизнеса и заканчивая содействием  в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением их объема и доли уплачиваемых субъектами малого и среднего предпринимательства налогов (п. 1, 2 ст. 6 Закона).

     В целях реализации государственной  политики нормативно-правовыми актами РФ предусматриваются следующие  меры:

     – специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, а также налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

     – упрощенные способы ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

     – представление субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности в сокращенном варианте;

     – льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;

     – формы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

     – обеспечение прав и законных интересов субъектов предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

     – развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

     – иные направленные на достижение целей закона меры.

     По  сравнению с действующим Законом  о государственной поддержке 

      -12-

     малого  предпринимательства перечень мер  является открытым, что дает органам  власти свободу в реализации положений  нового Закона. Однако в нем нет  знакомой многим малым предприятиям нормы о сохранении порядка налогообложения  при изменении законодательства, которая утратила силу в действующем законе. В такой ситуации малым предприятиям и предпринимателям ничего не остается, как следить за всеми изменениями и поправками, вносимыми в непостоянное налоговое законодательство.

     В Налоговом кодексе в настоящий  момент нет специальных норм, касающихся субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако упрощенными правилами налогового учета можно воспользоваться, если перейти на специальные налоговые  режимы: «упрощенку», «вмененку» и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Как видим, выбор есть у всех субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе и у крестьянских (фермерских) хозяйств.

     Упрощенные  правила налогового учета предполагают составление несложных налоговых  деклараций по единому налогу. Более  того, нормами п. 2 ст. 80 НК РФ спецрежимники освобождены от представления в налоговые органы деклараций (расчетов) по тем налогам, которые они не уплачивают (например, налог на прибыль, НДС, ЕСН). Однако не все субъекты малого предпринимательства могут воспользоваться этим правилом. Тот, кто уплачивает налоги в рамках традиционной системы, представляет декларации по всем налогам, плательщиком которых он является [4].

     Для таких организаций и предпринимателей финансовое ведомство в июле этого  года Приказом №62н утвердило единую «нулевую» декларацию по нескольким налогам. Однако это не решило проблему объемного документооборота «нулевой»  отчетности, которая только отнимает время у налогоплательщиков и  налоговых органов. Дело в том, что  представить одну

      -13-

     «нулевую» декларацию по нескольким налогам может  организация (предприниматель), у которой  отсутствуют не только суммы налога к уплате, но и кассовые (банковские) операции. Если первый случай еще встречается  на практике, то второй – очень редкое исключение из правил организации и  ведения предпринимательской деятельности. Поэтому остается только догадываться, кто сможет воспользоваться этой упрощенной отчетностью. В такой  ситуации не исключено, что многие небольшие  организации и предприниматели  выберут другой вариант – усложненный, но проверенный. Они будут отчитываться, как и раньше, представляя декларации по всем налогам, плательщиками которых  являются независимо от наличия обязательств перед бюджетом.

     Упрощенная  система бухгалтерского учета знакома  многим субъектам малого предпринимательства. Она предусмотрена Законом о  бухгалтерском учете и описана  в Типовых рекомендациях по организации  бухгалтерского учета. Данный документ разработан до утверждения нового Плана  счетов, поэтому руководствоваться  им следует в части, не противоречащей действующим нормативным актам  по бухгалтерскому учету.

     Для малых предприятий Минфин рекомендует  сокращенный план счетов и ведение  учета доходов и расходов кассовым методом [6]. В таком случае производственные затраты отражаются только в части оплаченных материальных ценностей, работ и услуг (по аналогии налогового учета «упрощенца»), а учет приобретенных (проданных) товаров (работ, услуг) до момента оплаты ведется обособленно. Кроме того, финансовым ведомством предложены две формы учета – с использованием регистров бухгалтерского учета и без них (простая форма учета). Последняя форма учета оправдывает себя только при небольшом количестве хозяйственных операций, в противном случае следует воспользоваться другой упрощенной формой учета, предполагающей применение регистров.

     Выбрав  упрощенный порядок ведения учета, малые предприятия 

-14-

     имеют право представлять бухгалтерскую  отчетность в сокращенном варианте: вместо шести предусмотренных форм – только две: бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2) без дополнительных расшифровок к данным формам.

     Отчеты  о движении капитала (форма №3), денежных средств (форма №4), приложение к  бухгалтерскому балансу (форма №5) и  пояснительную записку субъекты малого предпринимательства могут  не представлять, если они не подпадают  под обязательную аудиторскую проверку (п. 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности).

     Следует учесть, упрощенная система бухгалтерского учета предусмотрена только для  субъектов малого предпринимательства, для субъектов среднего предпринимательства  таких мер Закон не устанавливает. Это можно объяснить тем, что  упрощение учета не влияет на достоверность  информации о финансовом состоянии  при небольшом количестве операций. У предприятий бизнеса «средней руки» число операций больше, чем  у малых предприятий, поэтому  для них рациональность в учете  может привести к неполной информации о деятельности компании, раскрытие  которой в отчетности необходимо для ее пользователей.

     Поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства  в Законе уделено отдельное внимание. Они могут рассчитывать на финансовую, имущественную, информационную, консультационную помощь органов власти и местного самоуправления.

     Плюс  к этому планируется оказание поддержки в области:

     – подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

     – инноваций и промышленного производства;

     – ремесленной деятельности;

     – внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности.

     Условия и порядок оказания поддержки  малому и среднему бизнесу устанавливаются  федеральными, региональными и муниципальными

      -15-

     программами развития субъектов предпринимательства (п. 2 ст. 16 Закона).

     В настоящий момент на федеральном  уровне не установлено ограничений  в отношении состава субъектов  малого и среднего предпринимательства, претендующих на поддержку. Со следующего года из списка «нуждающихся» будут исключены те, кто поименован в п. 3 ст. 14 Закона: кредитные, страховые организации, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды. Могут не надеяться на государственную поддержку организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции, занимающиеся игорным бизнесом и не относящиеся к резидентам РФ согласно законодательству о валютном регулировании и валютном контроле. О целевом бюджетном финансировании могут забыть компании, занимающиеся производством и реализацией подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных.

Информация о работе Организация учета на малом предприятии