Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:47, курсовая работа
Тема прав и обязанностей гражданина Российской Федерации показалась мне
наиболее интересной для написания курсовой работы и, как потом выяснилось,
достаточно сложной, в силу того, что любой нормативный акт отражает права и
обязанности населения в целом или отдельных его групп. В данной курсовой
работе будут рассмотрены основные, относящиеся ко всем гражданам РФ права
и обязанности, которые закреплены в первую очередь в Конституции Российской
Федерации.
Введение. 1
1. Общее понятие права. 2
2. Права и обязанности гражданина РФ. 8
2.1 Основные права человека и гражданина в Конституции РФ. 8
2.2. Гражданство РФ, как основание возникновения прав. 10
2.3. Конституционные права и свободы человека и гражданина 14
2.3.1.Личные права и свободы 15
2.3.2.Политические права и свободы 19
2.3.3.Социально-экономические права и свободы 22
2.4. Основные обязанности 28
3. Правосознание. 30
Заключение. 34
Список использованных источников и литературы. 35
Список источников. 35
Список литературы. 35
Введение. 1
1. Общее понятие права. 2
2. Права и обязанности гражданина РФ. 8
2.1 Основные права человека и гражданина в Конституции РФ. 8
2.2. Гражданство РФ, как основание возникновения прав. 10
2.3. Конституционные права и свободы человека и гражданина 14
2.3.1.Личные права и свободы 15
2.3.2.Политические права и свободы 19
2.3.3.Социально-экономические права и свободы 22
2.4. Основные обязанности 28
3. Правосознание. 30
Заключение. 34
Список использованных источников и литературы. 35
Список источников. 35
Список
литературы. 35
Тема прав и обязанностей гражданина Российской Федерации показалась мне
наиболее интересной для написания курсовой работы и, как потом выяснилось,
достаточно сложной, в силу того, что любой нормативный акт отражает права и
обязанности
населения в целом или
работе будут рассмотрены основные, относящиеся ко всем гражданам РФ права
и обязанности, которые закреплены в первую очередь в Конституции Российской
Федерации.
Основной закон России – Конституция Российской Федерации (была принята 12
декабря 1993 года), в первой своей главе “Основы конституционного строя”
декларирует положение о том, что “Человек, его права и свободы являются
высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина – обязанность государства”. Данное положение – одна из
фундаментальных основ конституционного строя РФ. Понятием “высшая ценность”
не определяется никакая другая основа конституционного строя. “Человек
признан источником своей свободы, существующей не по соизволению
государства. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать
государство, обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным
субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена
общества”[1]
При рассмотрении вопроса о правах, свободах и обязанностях нельзя не
отметить, что реализация всех прав и свобод и соблюдение обязанностей в
полной мере возможны лишь при наличии настоящего демократического правового
государства. В настоящее время Россию, к сожалению, невозможно считать
таковым. Последний инцидент, я имею в виду инцидент с НТВ, еще раз доказал
несостоятельность властей осуществлять правление, используя демократические
методы. Однако, хочется надеяться, что Российская Федерация приобретет со
временем черты правого демократического государства, и каждый гражданин в
отдельности может посодействовать этому. Для этого прежде всего надо знать
свои права и обязанности и действовать в соответствии с ними, то есть
необходимо повышать свою правовую культуру.
Далее будут рассмотрены основные права, свободы и обязанности граждан, а
также выявлены
и проанализированы механизмы их реализации
и гарантии.
1. Общее
понятие права.
Право - в наиболее простом его определении - есть система регуляции
общественных отношений, цель которого - установление режима правопорядка.
Однако это определение совершенно не исчерпывает всей многозначности этого
юридического феномена.
“Юристы все еще ищут определение права”, - писал Кант около 200 лет тому
назад, обобщая более чем двухтысячелетнюю историю постижения природы этого
явления.[2]
Его слова справедливы и
не существует общепризнанной дефиниции права. Более того, по мнению
российского ученого Л.И.Спиридонова, вряд ли эта задача вообще может быть
разрешима при помощи формально-логических средств, которые только и могут
быть использованы для разработки традиционных определений.[3]
Между тем в юридической науке существуют различные трактовки права
(нормативная, социологическая, этическая и др.), каждая из которых имеет
свои обоснования. С точки зрения интересующей нас проблемы соотношения
права и закона прежде всего следует остановиться на двух основных,
сложившихся в истории права[4], тенденциях правопонимания.
Первый способ формирования идеи права рассматривает его как власть,
принадлежащую Богу, как внешнюю норму, которой должна подчиниться воля
индивида. Божественная воля, в соответствии с этой концепцией, развивается
в норму поведения, выраженную в законе, утвержденном властью, государством.
Следовательно, в соответствии с этой теорией, все критерии определения
права и произвола происходят от Бога, власти, государства, а индивид
(гражданское общество) сохраняет по отношению к праву пассивное положение.
Право в этом случае выступает как инструмент принуждения к послушанию
власти и выражает лишь абсолютный государственный интерес: власть диктует
законы, законы содержат право, власть карает за их неисполнение.
В современной теории права изложенная выше концепция известна под
названием позитивистской концепции государства и права.
Другая тенденция правопонимания возникла и развивалась на основе
разработанного
римлянами понятий
мышления, правосудия, на признании взаимности правомочий сторон, которые
“уравновешивают” друг друга посредством прав и обязанностей: за правом
каждого стоит его интерес, который может быть удовлетворен через
обязанности другой стороны. Внешняя принудительная сила в этом случае не
требуется.[5]
При таком подходе нормы права рождаются не “сверху”, а в самом гражданском
обществе, в процессе совместной деятельности людей при постоянном
столкновении их интересов. При этом вырабатываются правила сочетания этих
правовых норм, способы взаимодействия и подавления, “зона” свободы их
действия. Данные правила и есть нормы права - права как меры свободы. Одна
из версий этого гегелевского определения, вскрывающего функциональную
сущность
права, советским юристом Н.Н.
исторически обусловленная мера человеческой свободы для поддержания
динамического равновесия между личным интересом и общественной
необходимостью.”[6]
В представленной дефиниции на первый план выходит гарантийная сторона права
как сферы беспрепятственного действия интересов людей, защиты их
правомерного поведения.
В целом
же большинство современных
развернутом определении права должны найти отражение следующие моменты: а)
естественно-исторический характер происхождения права; б) его способность
служить масштабом поведения свободных и равных субъектов; в) такие свойства
права как нормативность, общеобязательность, взаимозависимость заключенных
в нем прав и обязанностей; г) гарантии реализации права, в том числе -
посредством вмешательства со стороны государства.
Общепризнанным является тот факт, что в социальном плане право никогда не
бывает абстрактным. Оно всегда выражает и закрепляет волю и интересы
определенных групп населения, стоящих у власти социальных слоев. Нет права
“вообще”, оно всегда конкретно и реально. Исходя из этого правоведы выводят
следующие основные признаки права (можно сказать, что это признаки права в
узком, юридическом смысле):
Право - это прежде всего совокупность, или - система норм и правил
поведения. Как любая иная система, она складывается из однопорядковых,
взаимосвязанных
между собой и
Таковыми являются нормы права или правила поведения. Система должна быть
внутренне единой и непротиворечивой, ее нормы должны быть направлены на
выполнение строго определенных - регулятивных или иных - функций и
достижение единых целей. Это является одним из непременных требований и
одновременно одним из признаков реальной, действующей, а не формальной
правовой системы.
Право - это не просто система норм, а система норм, установленных или
санкционированных государством. Создавая нормы права государство действует
непосредственно через свои, уполномоченные на то, органы или же путем
передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-
правовых
актов негосударственным
Право всегда выражает государственную волю как основу права, которая в свою
очередь,
согласно различным существующим и
в отечественной и в
юридической литературе концепциям, воплощает в себе волю класса, правящей
группы, народа. общества или нации.
Право представляет собой систему норм или правил поведения, имеющих
общеобязательный характер. Общеобязательность как специфическая черта и
требование права распространяется не только на рядовых граждан, должностных
лиц, различные негосударственные органы и организации, но и на само
государство.
Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения