Основные принципы, этапы и техника составления годового бухгалтерского баланса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:10, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является отражение места, важности и значения бухгалтерского баланса для анализа финансового состояния предприятия и принятия правильных управленческих решений.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть роль и назначение бухгалтерских балансов;
- охарактеризовать классификацию бухгалтерских балансов;
- раскрыть структуру и строение бухгалтерских балансов;
- представить выводы и предложения по проделанной работе.

Содержание

Введение 3
1. Роль и значение бухгалтерского баланса в управлении предприятием в современных условиях 5
1.1. Бухгалтерский баланс - основная форма в системе отчетности 5
1.2. Принципы и значение бухгалтерского баланса 7
1.3 Классификация бухгалтерских балансов 8
2. Техника составления бухгалтерского баланса 14
2.1. Подготовительные работы к составлению 14
2.2. Строение бухгалтерского баланса и техника его составления. Взаимосвязь его разделов и статей 15
2.3. Правила оценки актива и пассива баланса 23
Заключение 27
Список использованной литература 29

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 59.14 Кб (Скачать документ)

Промежуточные балансы отличаются от заключительных, с одной стороны, набором прилагаемых отчетных форм, раскрывающих отдельные балансовые статьи; с другой - источниками составления  баланса (промежуточные балансы  строятся по данным текущего (книжного) учета, а заключительные балансы, кроме  того, подтверждаются данными полной инвентаризации всех статей баланса - основных средств и нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств при расчетах предприятия). Показатели заключительных балансов наиболее адекватно отражают объекты бухгалтерского наблюдения.

Санируемые балансы. Потребность  в такой разновидности балансов возникает только в исключительных случаях, когда предприятие находится  на пороге банкротства (несостоятельности  выплачивать долги) и необходимо определиться: принять решение о  ликвидации (прекращении деловой  активности) путем объявления о банкротстве  или испытать последний шанс - убедить  кредиторов в целесообразности отсрочки платежей. Для составления санируемого  баланса привлекаются независимые  аудиторы, которые еще до срока  составления заключительного баланса (т.е. до окончания финансового года) должны выдать заключение о реальном состоянии дел на предприятии, величине понесенного убытка, путях и реальности его покрытия в будущем, возможных  сроках реализации мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния  предприятия. Подобный баланс, как правило, существенно отличается от отчетных балансов, составленных бухгалтерским  аппаратом предприятия, так как  аудиторы зачастую подвергают значительной уценке статьи баланса, не соответствующие  реальности.

Ликвидационные балансы. Эти балансы  составляются при ликвидации предприятия  и разрабатываются неоднократно:

- на начало периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс);

- в ходе периода ликвидации  предприятия (промежуточные ликвидационные  балансы; их количество зависит  от длительности ликвидационного  процесса, информационных потребностей  владельцев и кредиторов);

- на конец периода ликвидации (заключительный ликвидационный  баланс).

В соответствии с принципом действующего предприятия при его ликвидации вступают в силу особые правила оценки имущества хозяйствующего субъекта: в ликвидационном балансе они  отражаются не по учетной (исторической или восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации каждого  актива в отдельности на момент ликвидации.

Разделительные балансы составляются в момент разделения крупного предприятия  на несколько более мелких предприятий (структурных единиц) или при передаче одной или нескольких структурных  единиц данного предприятия другому  предприятию (в последнем случае баланс называется передаточным).

Объединительные балансы разрабатываются  при объединении (слиянии) нескольких предприятий в одно предприятие  или при присоединении одной  или нескольких структурных единиц к данному предприятию.

Рассмотренные характеристики относятся  к классификации бухгалтерских  балансов по времени их составления. Рассмотрим классификацию балансов по пяти остальным признакам.

Классификация по источникам составления. При изучении текущих балансов упоминались  балансы, составленные по данным текущего бухгалтерского учета и по результатам, зафиксированным в инвентарях (описях). По признаку источника составления  выделяются инвентарные, книжные и  генеральные балансы.

Инвентарные балансы составляются только на основании инвентарей имущества, средств в расчетах, обязательств. Примером инвентарного баланса считается вступительный или организационный баланс. Инвентари разрабатывают также в тех случаях, когда необходимо рассчитать балансирующие показатели вступительного баланса индивидуального частного предприятия или государственного (муниципального) предприятия, какими признаются Капитал собственника или Уставный фонд, а также при возникновении нового предприятия на существующей ранее имущественной основе или при изменении хозяйством своей формы (например, превращение его из государственного в акционерное).

Книжный баланс строится по данным текущего бухгалтерского учета без предварительной  проверки книжных записей путем  инвентаризации.

Генеральный баланс считается самым  реальным, так как в его основу положены текущие учетные (книжные) записи и результаты инвентаризации, предшествующие формированию балансовых статей.

Единичные балансы характеризуют  деятельность только одного предприятия.

Сводные (или консолидированные) балансы. Различают два вида сводных балансов в зависимости от объекта и  способа их составления.

Во-первых, сводные балансы разрабатывают  министерства и ведомства, рассчитывая  агрегированные данные в целом по отрасли или по подведомственным единичным предприятиям путем простого суммирования одноименных показателей  и исключения остатков по взаимным расчетам между предприятиями внутри отрасли.

Во-вторых, сводные (или консолидированные) балансы составляет Группа (холдинг, концерн), представленная материнской  и ее дочерними компаниями. Сводный  баланс формирует информацию о Группе как о едином предприятии и  показывает, каким был бы собственный  баланс материнской компании, если бы она закрыла все дочерние и  сама осуществляла непосредственное управление их деятельностью. Данный баланс составляется не просто суммированием одноименных  показателей, а осуществлением следующих  корректировок:

- исключением инвестиций материнской  компании в уставные капиталы  дочерних предприятий и исключением  соответствующих долей материнской  компании в уставных капиталах  дочерних предприятий;

- исключением остатков по взаимным  расчетам внутри группы;

- исключением дивидендов, выплаченных  внутри группы, а также прочих  взаимных расходов и доходов.

По характеру деятельности балансы  подразделяются на основной и неосновной деятельности. К основной относится деятельность, соответствующая профилю предприятия и зарегистрированная в его Уставе. Все прочие виды деятельности считаются неосновными. В последнее время данному признаку классификации не уделяется должного внимания и, как правило, все виды деятельности (основные и неосновные) отражаются в одном балансе (основной деятельности).

По объекту отражения балансы  делятся на самостоятельные и отдельные. Самостоятельный баланс имеют только хозяйствующие субъекты, наделенные правами юридического лица. Отдельные балансы составляют подразделения предприятий (филиалы, отделы, цехи, представительства и т.д.).

По способу очистки могут  быть балансы-брутто и балансы-нетто.

Баланс-брутто - это баланс, включающий в себя регулирующие статьи.

Баланс-нетто - это баланс, из которого регулирующие статьи исключены. Исключение из баланса регулирующих статей называют его очисткой. Например, если торговая надбавка, износ основных средств  и т.д. показываются в активе со знаком минус, то это означает баланс-нетто, если в пассиве, то речь идёт о балансе-брутто.

2. Техника составления бухгалтерского баланса

2.1 Подготовительные работы к составлению баланса

Процесс формирования данных баланса  организации включает в себя большое  количество учетных работ самого разнообразного характера. Подготовительные работы включают в себя инвентаризацию и корректировку остатков по счетам бухгалтерского учета, проведение уточнения стоимости имущества и обязательств, образование фондов и резервов, предусмотренных учетной политикой или действующими нормативными актами, уточнение доходов и расходов между сметными отчетными периодами, выявление конечного финансового результата работы организации и реформация баланса, составление оборотной ведомости, которая должна включать в себя все корректирующие записи. Все вышеперечисленные процедуры должны проводиться только при формировании годового бухгалтерского баланса. Периодические балансы составляются на основе книжных данных текущего учета.

2.2 Строение бухгалтерского баланса и техника его составления. Взаимосвязь его разделов и статей

Бухгалтерский баланс - это способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении, призванный характеризовать ее финансовое положение на определенную дату, элемент  бухгалтерской отчетности [3].

Бухгалтерский баланс имеет форму  двухсторонней таблицы: левая сторона - активы (требования и вложения); правая сторона - пассивы (обязательства и  капитал). Основное свойство отчета в  том, что суммарные активы всегда равны суммарным пассивам. Это  обусловлено тем, что при отражении  операций на счетах в балансе соблюдается  принцип двойной записи, то есть каждая сумма записывается дважды [7].

Бухгалтерский баланс формируется  на последнюю отчетную дату, то есть в составе годовой отчетности, на 31 декабря. Его типовая форма (форма  № 1) утверждена приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н. На ее основе организация  может разработать собственную  форму с учетом специфики деятельности. Однако в такой форме баланса  необходимо сохранить коды итоговых строк (300 и 700), коды строк итогов по разделам (190, 290, 490, 590 и 690), коды по группам  статей бухгалтерского баланса (110, 120, 130 и т. д.). Иными словами, коды, указанные  в форме № 1, менять не следует[2]. Форма № 1 состоит из актива и пассива. В активе указывается стоимость имущества и величина дебиторской задолженности, в пассиве -- размер собственного капитала, сумма заемных средств и кредиторской задолженности организации [Приложение 1].

В активе два раздела: «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы». Показатели фиксируются по принципу возрастающей ликвидности. Сначала указываются неликвидные средства (внеоборотные активы), затем активы средней ликвидности (запасы, расходы будущих периодов, незавершенное производство, обязательства покупателей), в последнюю очередь - ликвидные средства, находящиеся в немедленной готовности к реализации (денежные средства).

В строке 110 «Нематериальные  активы» приводится остаточная стоимость НМА, принадлежащих организации. В их состав включаются исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, организационные расходы, деловая репутация [3].

В строке 120 «Основные средства» суммируется остаточная стоимость всех основных средств, включая те, которые находятся в эксплуатации, на реконструкции, модернизации, консервации или в запасе. Объекты учитываются в составе основных средств при одновременном выполнении условий, перечисленных в пункте 4 ПБУ 6/01 [5].

По строке 130 «Незавершенное строительство» записываются суммы вложений во внеоборотные активы. Чтобы заполнить строку 130, надо просуммировать дебетовые остатки по счетам 07 и 08 и вычесть сальдо по кредиту 02 (в части амортизации, начисленной по объектам капитального строительства, находящимся во временной эксплуатации до ввода в постоянную эксплуатацию).

Строка 135 «Доходные вложения в материальные ценности». Хотя доходные вложения относятся к основным средствам предприятия, остаточную стоимость имущества, предназначенного для передачи за плату во временное пользование с целью получения дохода (по договору лизинга, аренды или проката), в учете отражают обособленно.

В строке 140 «Долгосрочные  финансовые вложения» отражаются вложения в акции, государственные ценные бумаги, облигации и прочие ценные бумаги, предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады и иные финансовые вложения, срок обращения или погашения которых превышает один год [6].

В строке 145 «Отложенные  налоговые активы» указывается сумма отложенных налоговых активов, сформированных организацией на счете 09 «Отложенные налоговые активы» в соответствии с ПБУ 18/02.

Строка 150 «Прочие внеоборотные активы». Если какие-либо внеоборотные активы не фигурировали в предыдущих строках данного раздела бухгалтерского баланса, их нужно отразить по строке 150.

В строке 190 «Итого по разделу 1» приводится сумма значений строк 110, 120, 130, 135, 140, 145 и 150.

Раздел «Оборотные активы»

В строке 210 «Запасы» указываются данные обо всех запасах предприятия (материалах, готовой продукции, товарах, расходах будущих периодов). Эти активы необходимо расшифровать по видам (строки 211--217).

Строка 211 «Сырье, материалы  и другие аналогичные ценности». Указывается фактическая стоимость материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, тары, запасных частей, хозяйственного инвентаря и т. д. В этой же строке отражается остаточная стоимость специального инструмента и специальной одежды.

Строка 212 «Животные на выращивании  и откорме». Сельскохозяйственные организации вписывают в эту строку стоимость молодняка животных, взрослых животных, находящихся на откорме или в нагуле, птиц, зверей, кроликов, семей пчел, взрослого скота, выбракованного из основного стада для реализации (без постановки на откорм), и т. п. При заполнении строки используют остаток по счету 11.

По строке 213 «Затраты в  незавершенном производстве» приводится стоимость продукции, которая не прошла всех стадий обработки, предусмотренных технологическим процессом, а также изделий, не прошедших испытаний и технической приемки.

Строка 214 «Готовая продукция  и товары для перепродажи». По этой строке промышленные предприятия отражают стоимость продукции, прошедшей все стадии переработки и готовой к реализации (ее учет ведется на счете 43 «Готовая продукция»). В зависимости от принятой учетной политики готовая продукция учитывается в балансе либо по фактической, либо по нормативной себестоимости.

Строка 215 «Товары отгруженные». Приводится фактическая себестоимость отгруженной продукции, если не выполнены все условия для признания выручки от ее продажи.

Строка 216 «Расходы будущих  периодов». По данной строке отражают затраты, осуществленные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам.

Строка 217 «Прочие запасы и затраты». В ней указывается стоимость запасов и затрат, которые не нашли отражения по другим строкам группы статей «Запасы».

Информация о работе Основные принципы, этапы и техника составления годового бухгалтерского баланса