Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:23, лекция
Под организацией бухгалтерского учета понимается научно обоснованная система выполнения учетных работ, построение учетного процесса с целью получения своевременной и достоверной информации для оперативного руководства хозяйством, эффективного контроля за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
В соответствии с Законом о бухгалтерском учете и отчетности бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятий, о движении имущества и обязательств путем сплошного, непрерывного и документированного учета всех хозяйственных операций.
1. Общие принципы организации бухгалтерского учета.
2. Факты, влияющие на организацию учета на предприятии.
3. Вопросы адаптации бухгалтерского учета в РФ к международным стандартам.
По ничтожным сделкам весь доход подлежит изъятию в доход бюджета: средства распределются в равных долях в Федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ, на територии которого зарегистрирован кредитор. 5% от суммы отчисляются Фед. управлению по делям о несостоятельности при КУГИ, которому гос. комитет обязан предостав. информацию о просроченной деб. и кред. задолженности в соотв. (согласов.) сроки.
2) Формы и
порядок расчетов по тов.
При наличных расчетах применяется следующее: расчеты платежными поручениями, платежными требованиями поручениями, аккредитивами, с помощью почтовых переводов, с использованием чеков, в порядке плановых платежей, с использованием векселей и факторинговые расчеты.
1. Расчеты
платежными поручениями,
срочными;
досрочными;
отсроченными.
К срочным относятся авансовые частичные платежи. Досрочные и отсроченные могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба фин. положению сторон. Такие расчеты могут производиться по товарным и нетоварным операциям.
Платежные поручения за товары и услуги принимаются банком к оплате независимо от состояния расчетного счета плательщика. При отсутствии средств платежное поручение помещается в картотеку N2 и оплачивается по мере поступления средств в порядке очередности и и установкой пени за просрочку платежа.
Ст. 855 ГК РФ
установлена следующая
В первую очередь по исп. документам предусматривается выдача денег для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью и требований о взыскании алиментов.
Во вторую очередь - для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовым договорам, на выплату вознаграждений и т.д.
В третью очередь
- для расчетов по оплате труда с
лицами по договору-контракту и
В четвертую очередь - по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
В пятую очередь - удовлетворение других денежных требований.
В шестую очередь
- списание по другим платежным документам
в порядке календарной
Списание
денег в одной очереди
Расчеты по платежным документам отражаются в учете после получения банк. выписок из своих платежных счетов. При получении выписок плательщик: Д 62, 68; К51, а получатель Д51; К60,46.
Кроме обычных
платежных поручений
Акцептов. платежные поручения применяются при расчетах с Минсвязи, при разовых расчетах с транспортными орг-циями за групповые перевозки пассажиров.
4. 03. 98.
2. Расчеты
платежными требованиями-
Банк, обслуживающий плательщика, передает плательщику поручения для возм. оплаты, кот. в течение 3-х дней со дня получ. обязан сообщить об оплате или отказе от оплаты. При согласии оплатить док-но оформл. в установленном порядке подписями и печатью на всех экземплярах и сдает их в ссотв. банк для перечисления ден. средств. Банк плательщика на основании его экземпляра требования-поручения производит списание ден. средств и направ. копию в банк, обслуживающий поставщика.
При отсутствии денег на счете и права получения кредита, плат. требование помещается в картотеку №2, и производится оплата с начислением пени за просрочку платежа.
При отказе оплатить плательщик уведомляет поставщика, а банк плательщика возвращает требование банку поставщика.
На основании принятых к оплате плат. требований-поручений плательщик делает записи по Д10, 12, 26, 19; К680.
При получении выписки плательщик Д60; К51 делает такую запись.
При взыскании пени у получателя делается запись: Д80; К51.
Поставщик при поступлении платежа Д51; К80.
3. Аккредитивы.
Плательщик выставляет
Отличительной особенностью является то, что платеж совершается непосредственно за отгрузкой. Поставщик представляет в банк все соответствующие док-ты, подтверждающие отгрузку, выполнение услуг/работ, и получает соотв. сумму. Так устраняется возможность задержки и обеспечивается его свовременность. Аккредитив выставляется на срок по договору поставки, при этом каждый предназначен для расчетов только с одним поставщиком.
Аккред. может быть открыт за счет собств. средств или кредитов. Гарантия платежа для поставщика.
Соблюдение интересов плат. вып. условиями аккредитива, отказ от оплаты при нарушении условий. Важно соблюд. условий выставл. аккредитива - надо выполнить все.
Целевая направленность аккредитива - он не должен использоваться для погашения дебит. задолженности: это связано только с отгрузкой продукта.
Аккредитивы могут быть покрытые (депонированные) и непокрытые; отзывные и безотзывные.
Открытый. Банк переводит собственные средства плательщика или предоставляет ему кредит, зачисляя его на отдельный счет.
Непокрытый аккредитив приход. банком эмитентом на спец. внебалансовый счет. В случае отсутствия на аккред. спец. указаний он считается отзывным. Безотзывной - не может быть изменен без соглаися поставщика.
Суммы выставленных аккредитивов учит. на счете 55/1 на сумму выставл. аккредит.: Д55/1; К 51, 2 и т.д.
Оплата счетов
производится банком поставщика в полной
сумме аккредитива или
По мере поступления на скалд материальных ценностей за счет аккредитивов: Д10, 12 и т.д. К60.
Покупатель может закрыть выставл. аккред. до истечения срока и в случае изменения условий договора и по др. причинам. Остаток исп. аккредитива либо возвращ. на расч счет, либо идет в погашение задолженности банку за кредит
Д 51, 52, 90; К55/1
В бухгалтерии у поставщика за счет аккредитива оформл. записью
Д 51; К 46 (62).
4. Рассчеты через утверждения связи.
Предприятия имеют право через учреждения связи делать переводы как на имя отдельных граждан, так и переводы юрид. лицам. По переводам расчеты с учреждениями связи предприятия могут производить нал. деньгами и плат. поручениями (акцептованными). Банк списывает с расч. счета и зачисляет на счет по переводным операциям учреждения связи.
Банк должен осуществлять контроль за тем, чтобы не допускать использрвание этой формы расчетов для недозволенных средств.
Отправитель на сумму данных переводов делает записи:
Д 60, 76, 71; К 51, 50.
Получатель сумму получ. перевода при наличии выписки банка
Д 51(52); К 46, 62, 76.
5. Расчеты
чеками. При этих расчетах владелец
счета чекодатель дает
Чеки используются как физическими, так и юридическими лицами. Они могут применяться во всех случаях в соответствии с законами РФ.
Чек - ценная бумага, изготовленная по единому образцу. Чеки являются бланками сторогой отчетности.
Покрытие чеков в банке м.б.:
Средства, депонированные чекодателем на отдельном счете.
Средства на соответствующих счетах чекодателей.
Но не выше суммы, гарант. банков по соглас. с чекодателем при выд. чеков. Банк может гарантировать чекодателю оплату чеокв за счет средств банка.
При получении чеков в банк предост. заявление или платежное поручение на депонирование определенной суммы. При выдаче чековой книжки в банке открывается лицевой счет, с которой будет производиться оплата соотв. чеков. При получении книжки предприятие делает запись:
Д 55/2; К 51, 52, 90.
После получения от покупателя чека поставщик/получатель предъявляет полученный чек в банк поставщика. Срок действия чека - 10 дней(день выдачи не включается). Чек может быть выписан на любую сумму не более депонированной. При получении чека поставщик на счетах делает запись:
Д 57; К 46(62).
При получении выписки дебитуют расчетный счет, кредитуют 57 “ден. док-ты”.
При условиях длительной связи может применяться форма расчетов в порядке плановых платежей.
6. Поставщик
и покупатель устанавливают
Учет расчетов таких плат. у поставщика как реализация по предъявлению документов (через сч. 62), а у покупателя - просто как приобрет. материальных ценностей.
7. С переходом нашей экономики к рыночной получила распространение форма расчетов с использованием векселей (как долговое обязательство).
Плательщик выдает получателю вексель - письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее право его владельцу на бесспорное право по истечении срока требовать уплаты с должника указанной суммы.
Векселя подразделяются на простые и перевоодные.
Простой вексель - письменное обязательство плательщика уплатить векселедержателю указанную в векселе сумму в определенный срок и в обусловленном месте. В операциях с простыми векселями участвуют два лица - векседатель и векседержатель, без права передачи третьему лицу. Простой вексель с неуказанным сроком уплаты рассматривается как подлежащий оплате по предъявлению.
Сейчас распространение получил переводной вексель (тратта) - письменное распоряжение кредитора (трассанта) своему должнику (трассату) об уплате в установленный срок указанной суммы третьему лицу (ремитенту). В перевод. векселе участвуют 3 лица: приобрет.(ремитент), векседатель и плательщик.
Переводной вексель подлежит акцепту, поэтому на лицевой стороне делается подпись. Вексель акцептован с указанием даты, подписи и печати. Передача переводного векселя от одного держателя другому производится путем передаточной подписи на обороте векселя (индоссамент). Платеж может быть обеспечен векс. поручительством (оволем?), что отражается спец. надписью по лицевой стороне или прикрепл. листу (аланш?). Лицо, которое дает поручительство (оволист?) отвечает по векселю наравне с трассатом и может требовать с него сумму платежа.
Вексель может быть акц. банком плательщика; банк обязуется уплатить вексель за счет кредита плательщику, если у него нет денег.
Расчеты примен. при поставке товаров, услуг/работ на условиях отсрочки платежа (коммерческий кредит). Плательщик оплачивает проценты (сумма по векселю будет больше).
Учет таких расчетов ведется на синт. счетах 60,62 с ведением соответствующих субсчетов: векселя выданные / полученные.
У поставщиков учет ведется следующим образом: задолженность обесп. получ. векселями учит. на счете 62 субсчет “векселя полученные”. Построение аналитического учета должно обеспечить получение информации о просроченных векселях.
При получении векселей: Д 62/3; К 46 (стоим. товаров).
Одновременно на стоимость дохода по векселю Д 62/3; К 83 (доходы по векселю).
Списание продукции Д 46; К 40.
Суммы, учтенные на счете 62/3 по мере погашения задолженности списываются в корреспонденции со счетами ден. средств.
Списываются доходы Д 83; К 80.
Если объем реализ. учит. по мере оплаты, то поставщик на сумму получ. векселя Д 45; К 40.
Сумма доход по векселю учит. только в аналитическом учете. При получении денег Д 51; К 46 на стоимость товара;
Д 51; К 80 на проценты по векселю.
Суммы зад. по поставкам, обеспеч. выданными векселями, не списываются со сч. 60, а учит. на субсчете “вексель выданный” - в сумме выданого векселя.
Д 10, 12, 19, 26; К 60 / векс. выданные
по сумме уплаты по векселю.
Сумма процентов, указ. на векселе, будет учит. на сумме материалов, либо в издержках производства.
Аналит. учет по векс. в(?) данным, должен обеспечить получение информации о векселях с ненаступл. и просроч. сроками оплаты. Если по векселю не было уплачено, то векселедержатель должен обратиться к нотариусу, чтобы тот сделал протест по векселю.
Предъявление протеста - формальная процедура - описывается факт неплатежа и что к должнику обращались с соотв. требованиями, с др. стороны - это имеет важное значение, т.к. это имеет важное док-во в суде.
Претензии в связи с отклоненными векселями отраж. на сч 63/ претензии по векселям.
Информация о работе Основы организации бухгалтерского учета на предприятии