Основы организации бухгалтерского учета на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:23, лекция

Описание

Под организацией бухгалтерского учета понимается научно обоснованная система выполнения учетных работ, построение учетного процесса с целью получения своевременной и достоверной информации для оперативного руководства хозяйством, эффективного контроля за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
В соответствии с Законом о бухгалтерском учете и отчетности бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятий, о движении имущества и обязательств путем сплошного, непрерывного и документированного учета всех хозяйственных операций.

Содержание

1. Общие принципы организации бухгалтерского учета.
2. Факты, влияющие на организацию учета на предприятии.
3. Вопросы адаптации бухгалтерского учета в РФ к международным стандартам.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по бучету.docx

— 89.30 Кб (Скачать документ)

 

В случае неоплаты суммы векселя задолженность  у поставщика переводится на сч. 63/ претензии по векселям со счетов 62 и т.д.

 

При варианте отгрузки по оплате проценты по векселю  отражаются по Д 63/ прет. по векселю; К 83.

 

Владелец  векселя может продать вескель  банку до наступления срока оплаты по нему - дисконтирование (учет векселей).

 

 

 

 

Лекция №9

 

Передача  векселя банку производится передаточной надписью – индоссаментом. Бывший владелец векселя получает сумму векселя  за вычетом дисконта – дохода банка.

 

Дисконтирование – кредитная операция, т.е. владелец векселя получает деньги до наступления срока платежи по векселю.

 

На счетах бухгалтерского учета эта операция отражается так:

 

К90/дисконт  векселей - номинальная стоимость  векселя

 

Д51(52) на полученную сумму

 

Д80 проценты за кредит

 

Иногда сумму  дисконта можно отнести на издержки производства.

 

Авансируя при  дисконтировании векселей сумму  векселедержателю банк взимает с него определенную плату – учетный процент, величина которого определяется средним уровнем ссудного процента, сроком и обеспеченностью дисконтируемого векселя.

 

Операция  учета (дисконта) векселей закрывается  на основании извещения банка  об оплате по векселю.

 

На счетах бухгалтерского учета векселедержателя при получении выписки:

 

Д90(92)/дисконт  векселей – К62

 

При возврате векселедержателем денежных средств, полученных от банка из-за невыполнения в установленный срок обязательств по векселю, погашение кредита отражается так:

 

Д90 – К51(52) задолженность

 

Аналитический учет дисконтирования векселей ведется  по банкам и по суммам полученных кредитов.

 

Экономическое значение дисконта векселей заключается  в ускорении оборота денежных средств.

 

При купле-продаже  ценностей и т.д. с выдачей векселя  капитал продавца воплощается в  вексельных обязательствах и фактически изымается из оборота до срока  оплаты.

 

В результате дисконта происходит досрочное превращение  этого капитала в деньги, которые  могут быть использованы для приобретения ценностей и др.

 

Операции  по дисконту векселей можно рассматривать  и как покупку векселя банком, за предприятием остается условие в  части обязательства уплатить по этому векселя, если банк не сможет получить деньги с плательщика.

 

Переданные  банку векселя учитываются на счете 009. Индоссированные векселя  числятся до истечения срока предъявления претензии или извещения об уплате.

 

Предприятие выдавшее аваль также отражает его на счете 009.

 

 

Факторинговые расчеты

 

основой факторинговых  операций является покупка факториноговой фирмой счетов-фактур поставщика на отгруженные  материальные ценности на условиях немедленной  оплаты.

 

Однако оплата этих счетов-фактур происходит не в  полной сумме, а как правило в 80% от неё. Поставщик передает право факторинговой фирме требование платежа с дебитора. Остальные 20% выплачиваются факторинговой фирмой при получении платежа от дебитора за вычетом процентов и комиссионного вознаграждения.

 

Факторинговые операции гарантируют оплату счетов, обеспечивают поступление платежей при финансовых затруднениях и осуществляются на основе договоров.

 

Банк также  может осуществлять факторинговые  операции.

 

 

Расчеты с  поставщиками и подрядчиками

 

К поставщикам  относятся предприятия, поставляющие материалы, товары, оказывающие услуги/работы, а к подрядчикам – предприятия, проводящие строительные работы.

 

Расчеты с  ними осуществляются обычно после отгрузки материалов, товаров и т.д., либо одновременно с совершением этих операций. Форма  расчетов устанавливается в договоре (контракте).

 

В связи с  массовым неплатежами в настоящее время поставки производятся на условиях предварительной оплаты без согласия предприятия в безакцептном порядке оплатить требования за энергоносители и пользование связью.

 

Учет расчетов ведется на пассивном счете № 60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками". Все операции по расчетам за приобретение материальных ценностей  производятся по этому счету независимо от времени оплаты предъявленного счета.

 

На предъявленные  счета покупатель делает записи:

 

Д10, 15, 12, 25, 26 – К60

 

Д19 – К60 на сумму НДС.

 

За услуги по доставке и переработке материалов сторонними организациями производятся записи аналогичные приобретению ценностей.

 

На счете 60 сумма отражается в пределах акцепта  по рассматриваемым документам, если счет был оплачен до поставки груза, а при приемке на склад обнаружена недостача или несоответствие цен  и т.п. то делается проводка Д63 –  К60 на сумму ошибок.

 

При поставке материальных ценностей, на которые  документы не были получены, то необходимо проверить не числятся ли ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или вывезенные со склада и не числится из сумма как дебиторская задолженность.

 

После проверки материалов они учитываются как  нефактурованные поставки.

 

К60 – Д10,15 и т.д. по ценам, предусмотренным  в договоре.

 

При поступлении  расчетных документов эта запить сторнируется и делается новая запись.

 

Погашение задолженности  отражается по дебету счета 60 и по кредиту  счета в соответствии с оплатой.

 

Если поставщику был выдан аванс, то эта сумма  засчитывается.

 

Д60 – К61

 

Сумма задолженности, обеспеченная векселями не списывается  со счета 60, а учитывается отдельно в аналитическом разрезе.

 

Аналитический учет по сч. 60 ведется по каждому  предъявленному расчетному документу, а при расчете плановых платежей – в разрезе каждого поставщика и подрядчика.

 

Построение  аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимой  информации по различным поставщикам, по акцептованным расчетным документам, срок оплаты которых не наступил, по неоплаченным в срок расчетным документам, по нефактурованным поставкам, по векселям, срок оплаты которых не наступил, по векселям не оплаченным в срок, по коммерческому кредиту.

 

Эти данные необходимы при составлении баланса.

 

При журнально-ордерной форме учета расчеты с поставщиками и подрядчиками учитываются в  журнале-ордере №1, который ведется  по кредиту сч. 60 позиционным способом по каждому расчетному документу.

 

Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками при расчетах в порядке плановых платежей ведут в специальной  ведомости №5, данные которой общими итогами в разрезе корреспондирующих  счетов конце месяца переносятся  в журнал-ордер №6.

 

 

Расчеты с  покупателями и заказчиками

 

Расчеты с  покупателями и заказчиками у  поставщиков – возмещение издержек и реализация, получение определенного  дохода.

 

Порядок учета  расчетов с покупателями зависит  от выбранного метода учета реализации.

 

Если по оплате (кассовый метод) – задолженность  покупателей учитывается на счете 45 по фактической производственной себестоимости.

 

по мере отгрузки поставщик – 

 

Д45 – К40

 

При поступлении  платежа –

 

Д51 – К46

 

Д46 – К45

 

Д46 – К68 на сумму НДС по приобретенным ценностям.

 

Задолженность покупателей, по которой истек установленный  срок исполнения обязательств, списывается  со счета 45 в убыток предприятия  без уменьшения налогооблагаемой прибыли. Списанная в убыток задолженность  покупателей принимается на счет 007 и учитывается на нем в течение 5-и лет. При оплате задолженности  сумма отражается как финансовый результат и включается в налогооблагаемую прибыль.

 

Если учет реализации идет по отгрузке, то учет ведется  на активном счете 62, на котором задолженность  покупателей отражается по стоимости  реализации (цене продажи).

 

В учетных  регистрах может быть открыто  несколько субсчетов:

 

расчеты в  порядке инкассо

 

расчеты в  порядке плановых платежей

 

и т.д.

 

На субсчете "расчеты в порядке инкассо" учитываются расчеты по предъявленным  и принятым банком к оплате документам по отгрузке.

 

На втором субсчете учитываются расчеты, которые  носят систематический характер и не завершаются оплатой одного расчетного документа.

 

На третьем  субсчете учитываются расчеты по векселям.

 

На счетах бухгалтерского учета делаются записи:

 

Д62 – К46 на сумму ценностей

 

Д46 – К68 на сумму НДС

 

При погашении  задолженности кредитуется счет 62.

 

Если был  получен от получателя аванс, то по окончании расчетов это записывается:

 

Д64 – К62 на сумму аванса.

 

Если по полученному  векселю предусмотрено взимание процентов от суммы векселя, то на величину процентов по мере погашения  задолженности сумма процентов  зачисляется в доход.

 

Д50,51,52 –  К80

 

Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому  предъявленному расчетному документу, а при планировании платежей в  разрезе покупателей и заказчиков.

 

Построением аналитического учета должно обеспечиваться получение информации о задолженностях по расчетам с покупателями и заказчиками, по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил, по неоплаченным в срок, по векселям, не оплаченным в  срок, денежным средствам, не поступившим  в срок.

 

При применении метода начисления учета реализации предприятиям разрешается создавать  резервы по сомнительным платежам за счет прибыли, при этом налогооблагаемая прибыль уменьшается.

 

Невостребованная  в срок дебиторская задолженность  после истечения срока исковой  давности списывается в уменьшение резервов по сомнительным долгам.

 

Д82 – К62

 

Списанная задолженность  принимается на счет 007 и учитывается  там в течение 5-и лет. В случае погашения задолженности полученная сумма зачисляется в прибыль как внереализационный доход.

 

 

Расчеты по авансам

 

Определенная  система финансовых взаимоотношений, связанных с выдачей и получением авансов под поставку ценностей, выполнение работ, по оплате продукции  и работ, произведенных для заказчика  или принятия по частичной готовности.

 

Сумма выданных авансов и оплаты по частичной  готовности – счет 61

 

Д61 – К50, 51, 52, 55

 

Выданные  авансы учитываются до момента погашения  задолженности

 

При расчетах за выполненные работы и оплате счетов, производится зачет выданных авансов.

 

Д60 – К61

 

По суммам претензий, предъявленных поставщиками и подрядчиками суммы ранее выданных авансов списываются с счет претензий:

 

Д63 – К61

 

Невостребованные  ранее выданные авансы списываются  на убытки:

 

Д80 – К61

 

Аналитический учет по счету 61 ведется по каждому  выданному авансу.

 

 

 

 

11.03.98.

 

Полученные  авансы предприятия пост. учит. на сч. 64 (активный).

 

При получении  авансов:

 

Д 50, 51, 52; К 64.

 

На суммы  получ. авансов начисл. НДС:

 

Д 64; К 68.

 

При расчетах за выполнение работы / отгрузку продукции  производится зачет суммы ранее  получ. авансов:

 

Д 64 К 62 (либо К 46) - в зависимости от метода учета.

 

Восстановит запись на сумму НДС:

 

Д 68; К 64.

 

Невостреб. получ. авансы спис. на фин. результаты:

 

Д 64; К 80.

 

Аналитический учет ведется по каждому получ. авансы / част. оплате.

 

 

6) Расчеты  по претензиям - требования кредитора  должнику об уплате долга, штрафных  санкций, устранения недостатков,  снижение цен в соответствии  с договором и т.д.

 

Претензии офрмл. в письм. форме, где указ. требование заявителя, сумму, ссылки на законодательство, к ней прилагаются соотв. док-ты и заверенные копии.

 

Претензии рассм. в срок до 30 дней со дня получения. Ответ сообщается письменно.

 

При полном/частичном  удовлетворении претензии в ответе указ. признанную сумму, номер и дату плат. поручения на перечисл. сумму. При полном / частичном отказе приводят мотивы отказа со ссылкой на законодательство. При отказе в удовлетворении претензии или не получении ответа в установленный срок предъявитель имеет право подать иск в суд / арбитраж.

 

Можно выдвинуть  требование о признании договора недействительным, о его расторжении и т.д. Ответ должен быть дан в 10-дневный срок, если иное не установлено законодательством.

 

Учет ведется  по активному сч. 63, где отражаются расчеты по предъяявленным претензиям и расч. по присужд. штрафам, неустойкам и т.д.

 

При выявлении  при проверке счетов поставщиков  несоответствия цен и тарифов, а  также кач-во продукции, недостачи  и т.д., на счетах делается запись:

 

Д 63 К 60, либо

 

Д 63 К 10, 26, если эта операция имеет место в части арифм. ошибок, обнаруж. уже после отражения / учета материалов на счетах.

 

По дебету сч. 63 отраж. расчеты за брак и простои, возникающие по вине поставщика и  подрядчиков. Запись на этом счете отражается в суммах, признанных виновниками / присужд. арбиитражем.

 

Д 63 К 28, 26.

 

По штрафам, пеням, неучтойкам, взысканиям с поставщиков  и несоблюдении договорных обязательств в размерах, призн. плательщиком / присужд. судом, делается запись:

 

Д 63 К 80.

 

По кредиту  сч. 63 отраж. суммы по удовлет. претензиям; поступление денег отражается

Информация о работе Основы организации бухгалтерского учета на предприятии