Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 11:17, контрольная работа
Судебно-бухгалтерская экспертиза является одним из видов судебной экспертизы. Ее сущность состоит в исследовании, проводимым на основе специальных познаний для установления фактических данных, обстоятельств, имеющих доказательственное значение по уголовному или гражданскому делу. Различные виды судебной экспертизы имеют одну и ту же юридическую основу и проводятся в строгом соответствии с едиными процессуальными нормами и требованиями уголовно-процессуального, гражданско-процессуального законодательства.
Введение……………………………………………………………………………3
Теоретическая часть……………………………………………………………….5
1.1. Назначение и порядок производства исследований по
судебно-бухгалтерской экспертизе…………………………………………… ...5
1.2. Особенности проведения экспертизы расчетов организаций с
бюджетом по налогам и сборам…………………………………………………14
Практическая часть…………………………………………………………….. 20
2.1.Судебно-бухгалтерская экспертиза расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………………………….20
2.2. Практическое задание……………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы……………………………………………
Демократизация законодательства и юридическая практика предусматривают участие обвиняемого в назначении экспертизы. Обвиняемый, ознакомившись с постановлением, может возбудить ходатайство о внесении дополнительных вопросов на решение экспертизы. Рассмотрение этого ходатайства целесообразно сделать с участием эксперта-бухгалтера, так как следователь не всегда имеет достаточные профессиональные знания по бухгалтерскому учету, контролю и анализу хозяйственной деятельности.
Следовательно, назначение судебно-бухгалтерской экспертизы в правоохранительной деятельности является правоохранительным действием, которое обеспечивает соблюдение прав обвиняемого в установлении истины при рассмотрении дела. [14, с.43]
Согласно ст. 74 УПК РФ заключение и показания эксперта-бухгалтера являются доказательством, а на следователя возлагается обязанность собирания доказательств. Ст. 73 УПК РФ определяет перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу:
1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);
2) виновность лица в совершении преступления, формы его вины и мотивы;
3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;
4) характер и размер вреда, причиненного преступлением;
5) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;
6) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
7) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания. [3]
Первый вопрос, на который следователь должен получить ответ, связан со специальными бухгалтерскими знаниями для выяснения обстоятельств конкретного уголовного дела. И назначит ли следователь судебно-бухгалтерскую экспертизу или будет использовать другие методы расследования.
При назначении судебно-бухгалтерской экспертизы следователь должен собрать, в числе прочих, следующие доказательства:
• бухгалтерские документы, по которым может быть установлено злоупотребление, или его отсутствие, если такой факт
не может быть установлен документальной ревизией;
• если установлено злоупотребление, то необходимо определить, период в который оно совершено, кто ответственен за это злоупотребление и каково сумма причиненного ущерба;
• постановление о производстве обыска (выемки документов, учетных регистров); протоколов обыска (выемок), источников поступления документов в дело, предъявленных эксперту-бухгалтеру;
• показания свидетелей и обвиняемых по вопросу возникновения тех или иных документов;
• протоколы очных старок, характеризующих документы и протоколы осмотра предметов (документов);
• заключения судебных экспертов других областей знаний.
Вопросы, поставленные следователем перед экспертом-бухгалтером, должны быть в пределах специальных познаний бухгалтера, а также:
• не носить юридического характера, т.е. нельзя ставить эксперту-бухгалтеру вопрос о квалификации расследуемого преступления, о виде вины обвиняемого;
• не давать эксперту-бухгалтеру поручения, исчерпывающиеся установлением конкретных фактов, если эти факты могут быть установлены соответствующими следственными действиями (осмотра допрос, документальная ревизия и др.).
Как отмечалось, документы, необходимые эксперту-бухгалтеру по каждому конкретному делу, устанавливает следователь, однако в процессе производства судебно-бухгалтерской экспертизы, за экспертом-бухгалтером остается право ходатайствовать дополнительные материалы. Эксперт-бухгалтер может получить интересующие его документы для исследования только через следователя. [14, с.45]
Судебно-бухгалтерская экспертиза может производиться в государственном судебно-экспертном учреждении и вне него. В первом случае следователь направляет постановление и материалы, необходимые для производства экспертизы, руководителю этого учреждения для исполнения. Руководитель этого учреждения обязан поручить производство судебно-бухгалтерской экспертизы одному или нескольким экспертам-бухгалтерам данного учреждения, что оформляется в виде задания.
Задание составляется в двух экземплярах и выдается под расписку эксперту-бухгалтеру. Первый экземпляр задания направляется органу, назначившему судебно-бухгалтерскую экспертизу. Второй экземпляр задания остается в учреждении судебной экспертизы.
Ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ определяет обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения. [14, с.46]
Руководитель обязан:
1) по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответа на поставленные вопросы;
2) разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;
3) по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначали судебную экспертизу;
4) обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;
5) по окончании исследований направить заключение эксперта, материалы об объектах исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначали судебную экспертизу;
6) обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;
7) не разглашать сведения, которые стали известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Руководитель обязан обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.
Он не вправе:
- истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;
- самостоятельно без согласия с органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;
- давать эксперту-бухгалтеру указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.
Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления (ст. 19 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ).
Законом не ограничено время на производство судебно-бухгалтерской экспертизы. Срок окончания работы эксперта-бухгалтера по каждому конкретному делу устанавливает учреждение судебно-бухгалтерской экспертизы, согласовывая его со следователем или судом. [14, с.48]
Расчеты с бюджетом являются частью финансовых операций организации по выполнению обязательств перед государством. Это обуславливает необходимость достоверного определения налоговых баз и сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет при соблюдении действующего налогового законодательства Российской Федерации. Налоговая система оказывает существенное влияние на стабильность финансового положения хозяйствующих субъектов.
Организация любой формы собственности, действуя в условиях сложной и динамичной налоговой системы, стремится к гармоничной увязке результатов своей деятельности с общегосударственными интересами. Стабильное финансовое положение организаций во многом определяется величиной налоговых обязательств и полнотой и своевременностью их уплаты государству. Выполнение всех требований налогового законодательства позволяет организации избежать материальных и моральных потерь по причине привлечения к налоговой, административной или уголовной ответственности. [15, с.20]
В условиях значительного налогового бремени и ряда внешних неблагоприятных факторов, организации стремятся оптимизировать свои налоговые платежи, что нередко налоговые органы квалифицируют как уклонение от уплаты налогов. В связи с этим расчеты с бюджетом требуют постоянного контроля достоверности исчисления и полноты уплаты налогов, оценки применяемой в организации учетной политики для целей налогообложения и ее соблюдения. В условиях многообразия налогов и сложности исчисления налоговых баз, контроль становится важным инструментом, обеспечивающим снижение налоговых издержек.
Проблема контроля расчетов с бюджетом по налогам обостряется из-за частых изменений, происходящих в налоговом законодательстве. С развитием рыночных отношений в экономике, ростом объемов хозяйственной деятельности, усложнением организационной структуры производства, расширением экономических связей и международной предпринимательской деятельности усложняются задачи, стоящие перед контролем за расчетами с бюджетом по налогам. [15, с.42]
Установленный действующим законодательством порядок исчисления и уплаты налогов предполагает наличие высокого уровня экономических знаний и правовой грамотности налогоплательщиков, а по отдельным налогам необходимость организации системы налогового учета. В связи с ужесточением контроля со стороны налоговых органов увеличивается риск обнаружения ошибок и нарушений, допущенных при расчете налогов.
В связи с тем, что налоговые платежи по разным видам налогов осуществляются за счет различных источников, проведение экспертизы расчетов с бюджетом по налогам необходимо производить в последовательности, показанной на рис.1.
Установление правильности отражения в отчетности фактической выручки от продаж продукции (работ, услуг) Проверка правильности отражения в отчетности фактических затрат на производство продукции (работ, услуг)
|
¯
Экспертиза расчета НДС |
¯
Экспертиза расчетов налогов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) |
¯
Экспертиза расчетов налогов, относимых на финансовый результат деятельности предприятия |
¯
Экспертиза расчета налога на прибыль |
¯
Предложения для экспертного заключения |