Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 12:39, курсовая работа
Цель написания работы - рассмотрение вопросов учета основных средств. В ней дается детальная классификация и структура основных средств, представлена оценка основных средств, рассмотрены особенности организации аналитического и синтетического учета объектов основных средств. Целью работы является также выявление существующих «неувязок» между бухгалтерской и налоговой оценкой и учетом основных средств сегодня.
ВВЕДЕНИЕ
I Понятие, классификация основных средств и документальное оформление операций по их учету
§1 Характеристика основных средств
§2 Документальное оформление операций по учету основных средств
II Порядок учета основных средств
§1 Учет поступления основных средств
§2 Учет выбытия основных средств
§3 Учет амортизации основных средств
§4 Инвентаризация и переоценка основных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Первичный бухгалтерский документ - письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений и детализации.
Хозяйственные операции, не оформленные первичным учетным документом, не принимаются к учету и не подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета.
Первичные учетные документы принимаются к учету в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Разработанные и утвержденные унифицированные формы первичной учетной документации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года №835 «О первичных учетных документах», должны применяться всеми предприятиями, независимо от их организационно-правовой формы.
Постановлением
от 21 января 2003 года №7 «Об утверждении
унифицированных форм первичной
учетной документации по учету основных
средств» Госкомстат России утвердил
унифицированные формы
Итак, в настоящее время действуют следующие формы по учету основных средств:
Номер формы |
Наименование формы |
ОС-1 |
Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) |
ОС-1а |
Акт о приеме-передаче здания (сооружения) |
ОС-1б |
Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) |
ОС-2 |
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств |
ОС-3 |
Акт о
приеме-сдаче |
ОС-4 |
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) |
ОС-4а |
Акт о списании автотранспортных средств |
ОС-4б |
Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) |
ОС-6 |
Инвентарная карточка учета объекта основных средств |
ОС-6а |
Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств |
ОС-6б |
Инвентарная книга учета объектов основных средств |
ОС-14 |
Акт о приеме (поступлении) оборудования |
ОС-15 |
Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж |
ОС-16 |
Акт о выявленных дефектах оборудования |
Следует обратить внимание, что на практике может возникнуть ситуация, когда ни одна из вышеперечисленных унифицированных форм не подходит. В качестве примера можно привести ситуацию, когда к организации-лизингополучателю по договору лизинга поступает основное средство, учет которого ведется на балансе лизингодателя. Поступление такого основного средства нельзя оформить ни одной из унифицированных форм по учету основных средств. Не подходит для этих целей и Акт приемки-передачи по форме №ОС-1, поскольку, выписав такой акт, организация должна принять к учету основное средство по счету 01 «Основные средства» и поставить его на баланс, но, по условиям примера, учет основного средства осуществляется лизингодателем. В данном случае, приемку основного средства, полученного по договору лизинга, следует осуществить на основании документа, составленного в произвольной форме с указанием в нем всех необходимых реквизитов, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
II Порядок учета основных средств
§1 Учет поступления основных средств
Поступление основных средств есть не что иное, как ввод в эксплуатацию и оприходование вновь полученных объектов основных средств. Поступают они в организацию в результате:
Основные средства принимаются к оценке по первоначальной стоимости. В соответствии с пунктом 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (в том числе бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).
Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
- суммы, уплачиваемые
за осуществление работ по
договору строительного
- суммы, уплачиваемые
за информационные и
- таможенные пошлины и таможенные сборы;
- невозмещаемые
налоги и государственная
с приобретением объекта основных средств;
- вознаграждения,
уплачиваемые посреднической
- иные затраты,
непосредственно связанные с
приобретением, сооружением и
изготовлением объекта
При этом не включаются
в фактические затраты
При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организации, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающими исполнение обязательств неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствам приобретаются аналогичные объекты основных средств.
Во всех приведенных случаях ввод объектов основных средств в эксплуатацию оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-l). Такой же акт составляется при внутреннем перемещении объектов из одного структурного подразделения в другое и для оформления передачи их со склада (из запаса) в эксплуатацию. При оформлении внутреннего перемещения объектов акт (накладная) выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения, передающего имущество: первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика дается в бухгалтерию, второй - структурному подразделению _ поставщику объекта основных средств.
Акт приемки-передачи и техническая документация передаются в бухгалтерию, подписываются главным бухгалтером и утверждаются руководителем организации.
Инвентарный объект является единицей учета основных средств. Каждому объекту основных средств, независимо от того, находится ли он в запасе или на консервации должен присваиваться инвентарный номер при принятии его к бухгалтерскому учету. Бухгалтерия, открывает инвентарные карточки, производит в них записи о поступлении средств или делает отметку об их выбытии. Заполнение инвентарных карточек (книг) производится на основе первичной документации: актов (накладных) приемки-передачи (форма № ОС-1), актов на списание основных средств (форма № ОС-4, ОС-4а), технических паспортов и других документов. Если инвентарные карточки не ведутся, записи о движении объекта фиксируются в инвентарной книге. Техническая документация, относящаяся к данному инвентарному объекту, после открытия на него инвентарной карточки передается в соответствующий отдел организации и в бухгалтерии не хранится. При изменении свойств объекта данные инвентарной карточки не изменяются, а выписывается новая, старая же хранится и используется в качестве справочного материала. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с движением основных средств. Номер, как правило, состоит из восьми знаков: первые три знака обозначают субсчет, четвертый – группу, и последние четыре знака порядковый номер объекта в группе. При отсутствии группы четвертый знак обозначается нулем.
Учитываются основные средства на активном счете 01 «Основные средства». Дебетовое сальдо отражает сумму первоначальной стоимости основных средств. По дебету записывается информация о первоначальной стоимости поступивших основных средств и их дооценке, по кредиту - о выбытии основных средств и их уценке. Бухгалтерские записи по поступлению основных средств в организацию приведены в приложении 1.
Инвентарная стоимость объектов основных средств, переданных на учет, предварительно калькулируется на субсчетах счета 08 «Вложения во внеоборотные активы:
08-1 Приобретение земельных участков;
08-2 Приобретение объектов природопользования;
08-3 Строительство объектов основных средств;
08-4 Приобретение объектов основных средств и др.
По дебету счета 08 отражаются фактические затраты организации, связанные с приобретением основных средств. Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию, списывается со счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства». Корреспондирующие счета с необходимыми первичными документами приведены в приложении 2.
Первоначальная стоимость основных средств остается неизменной в течение всего срока службы и пересматривается при переоценке основных средств или уточняется при модернизации, реконструкции ли капитальном ремонте.
§2 Учет выбытия основных средств
Выбытие основных средств - это списание с бухгалтерского учета стоимости объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, или постоянно не используется в деятельности организации. Выбытие объекта основных средств имеет место в случае:
Для определения непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию в организациях создаются комиссии, в состав которых входят должностные лица, том числе и главный бухгалтер.
В компетенцию комиссии входит:
Если выбывшее средство ранее дооценивалось, необходимо списать сумму его дооценки проводкой: Дебет 83, Кредит 84. Если же объект был ранее уценен, никаких записей делать не нужно. Материалы и иное имущество, полученное при демонтаже и утилизации основного средства оцениваются по рыночной стоимости и включаются в состав прочих доходов. Доходы и расходы от выбытия основных средств подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов и отражаются в бухгалтерском учете в том периоде, к которому они относятся. Особенности бухгалтерского оформления списания объектов в случае ликвидации, при авариях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях заключается в том, что убытки могут быть частично возмещены за счет резервного капитала, страхования, виновных лиц и организаций. Поэтому списание убытка предварительно учитывается на счете 94 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей», а в дальнейшем – на соответствующих счетах.