Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 12:39, курсовая работа
Цель написания работы - рассмотрение вопросов учета основных средств. В ней дается детальная классификация и структура основных средств, представлена оценка основных средств, рассмотрены особенности организации аналитического и синтетического учета объектов основных средств. Целью работы является также выявление существующих «неувязок» между бухгалтерской и налоговой оценкой и учетом основных средств сегодня.
ВВЕДЕНИЕ
I Понятие, классификация основных средств и документальное оформление операций по их учету
§1 Характеристика основных средств
§2 Документальное оформление операций по учету основных средств
II Порядок учета основных средств
§1 Учет поступления основных средств
§2 Учет выбытия основных средств
§3 Учет амортизации основных средств
§4 Инвентаризация и переоценка основных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
§4 Инвентаризация и переоценка основных средств
Первоначальная стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменениям, кроме случаев, установленных законодательством России. Согласно ПБУ 6/01 (п. 14) изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки (дооценка, уценка).
Переоценка объектов основных средств производится с целью определения реальной стоимости объектов основных средств путем приведения первоначальной стоимости объектов основных средств в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки в соответствие с п.41 ПБУ 6/01. Рыночные цены на объекты основных средств могут быть установлены на основании:
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
Под текущей (восстановительной) стоимостью объектов основных средств понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта. Переоценка производится путем пересчета первоначальной стоимости объекта или текущей (восстановительной стоимости, если объект переоценивался ранее), и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.
В настоящее время организация, принявшая решение о переоценке, должна учитывать, что в дальнейшем она обязана будет проводить ее регулярно, чтобы стоимость фондов, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от их текущей (восстановительной) стоимости. Отразить результаты произведенной в текущем году переоценки организация сможет по состоянию на 1 января следующего года. Таким образом, необходимо подумать, выгодно ли организации в дальнейшем осуществлять постоянную переоценку группы однородных объектов.
В бухгалтерском учете результаты дооценки основных средств
отражаются на счетах 83 и 84. основные бухгалтерские проводки приведены в приложении 4. Как было сказано выше, изменение первоначальной стоимости основных средств может происходить в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации. После завершения данных работ затраты, учтенные на счете 08 «вложения во внеоборотные активы», могут быть отражены в учете одним из двух способов:
- отнесены на увеличение первоначальной стоимости объекта основных средств.
- учтены на счете
«основные средства»
В целях проведения переоценки проводится поверка наличия основных средств или инвентаризация. Составляется перечень основных средств, где указывается точное название, дату приобретения или изготовления, дату принятия к бухгалтерскому учету. Инвентаризация проводится также для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Организации обязаны проводить инвентаризацию запасов, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением
годовой бухгалтерской
- при смене материально-
- при выявлении фактов хищения, злоупотреблении или порчи имущества;
- в случае стихийного
бедствия, пожара или других
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации.
Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году даты их проведения, перечень запасов, проверяемых при каждой из них и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно согласно п.21 методических указаний по бухгалтерскому учету материально – производственных запасов. До начала инвентаризации основных средств проверяются: наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета, технических паспортов или иной технической документации; наличие документов на основные средства, сданные или принятые организациями в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление. При инвентаризации основных средств комиссия проводит осмотр объектов и заносит в инвентаризационные описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные характеристики. По инвентаризируемым зданиям, сооружениям и другим объектам недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих право собственности организации на указанные объекты. Это касается также земельных участков, водоемов и других объектов природных ресурсов, находящихся в собственности организации. Если инвентаризацией выявлены объекты, которые не были приняты к бухгалтерскому учету, а также объекты, по которым имеется документация, не соответствующая действительности, комиссия должна включить в инвентаризационную опись информацию о технико-экономических показателях указанных объектов. Например, по зданиям указывается их назначение, материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т. д.), год постройки и др. показатели, определяющие полезный срок эксплуатации. Неучтенные объекты, выявленные инвентаризацией в числе излишков, оцениваются по рыночным ценам, а их амортизация определяется в соответствии с техническим состоянием (физической изношенностью).
Если объект подвергся
восстановлению, реконструкции, расширению
или переоборудованию и вследствие
этого изменилось его основное назначение,
то он фиксируется в
Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в инвентаризационные описи с указанием номеров технических паспортов, выданных организацией-изготовителем, год выпуска, назначения, мощности и т. д.
Объекты основных средств, которые в момент инвентаризации находятся вне организации (морские, речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомобили, отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т. п.), инвентаризируются до, момента временного их выбытия.
При выявлении объектов основных средств, не пригодных к эксплуатации и не подлежащих восстановлению, комиссия составляет отдельную опись с указанием времени принятия объектов к бухгалтерскому учету, причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полная изношенность и т.п.). Недостача основных средств учитывается по аналогии с разным выбытием основных средств. Остаточная стоимость недостающего объекта относится на счет виновного должностного лица (если таковое имеется), на чрезвычайные расходы (если инвентаризация проводилась после чрезвычайного обстоятельства), на операционные расходы, если виновное лицо не найдено либо суд отказал во взыскании с виновного лица. Одновременно с основными средствами, являющимися собственностью организации, проверяются основные средства, принятые на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, ответственного хранения и аренды. В описях, составленных на каждого арендодателя, указывается его наименование и срок аренды. Составляются следующие бухгалтерские проводки по инвентаризации основных средств:
Дебет 01 Кредит 91, субсчет 1 «Прочие доходы» - принят к бухгалтерскому учету объект, основных средств, выявленный как неучтенный в процессе инвентаризации (принимается в оценке по рыночным ценам, и на принятую к учету стоимость увеличиваются внереализационные доходы организации);
Дебет 01, субсчет «Выбытие основных средств»
Кредит 01 - списана первоначальная стоимость недостающего объекта основных средств;
Дебет 02, Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств» - списана сумма накопленной амортизации недостающего объекта основных средств;
Дебет 94, Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств» - списан недостающий объект основных средств, выявленный при инвентаризации, на остаточную стоимость;
Дебет 73 Кредит 98, субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» - сумма разницы между остаточной и рыночной стоимостью (в соответствии с решением суда);
Дебет 73, субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», Кредит 94 - сумма недостачи отнесена на счет виновного лица по остаточной стоимости объекта;
Дебет 98, субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»
Кредит 91, субсчет 1 «Прочие доходы» - сумма разницы между балансовой и рыночной стоимостью отнесена на внереализационные доходы;
Дебет 91, субсчет 2 «Прочие расходы»,
Кредит 94 -если отсутствует виновное лицо, недостача списывается в состав внереализационных расходов;
Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, недостача имущества и его порча списываются на финансовые результаты организации:
Дебет 91-9 «Сальдо доходов и расходов»
Кредит. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
одновременно делается запись:
Дебет 99 «Прочие доходы и расходы»
Кредит 91-9 «Сальдо доходов и расходов».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе написания работы, я поняла, что бухгалтерский учет основных средств - очень важное направление бухгалтерского учета вообще. Получение достоверной информации об имуществе предприятия обретает первостепенную важность именно сейчас, на этапе становления и развития рыночных отношений. В настоящее время предприятия получают возможность проявления инициативы в области постановки и ведения бухгалтерского учета, что требует от бухгалтеров некоторых творческих способностей и много знаний для оптимизации учета.
Многое затрудняет деятельность бухгалтеров: трудность перехода к современной системе и работы в условиях развивающихся рыночных отношений, недостаточность опыта работы в таких условиях, отсутствие положительных примеров, несовершенство и противоречивость подзаконных актов. Так, сегодня существуют некоторые различия в методике учета выбытия объектов основных средств между главой 25 НК РФ (ст. 323) и ПБУ 6/01. В налоговом учете, в отличие от ПБУ 6/01 расходы списываются на финансовые результаты не в момент возникновения, а в течение определенного срока (налогового периода). Допускается начисление амортизации по нормам ниже установленных главой 25 НК РФ по решению руководителя организации, которое должно быть отражено в учетной политике для целей налогообложения. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода в течение календарного года. В то же время при продаже объекта, по которому снижены нормы амортизации, перерасчет налоговой базы (облагаемая прибыль) в сторону снижения не производится.
В отличии от правил бухучета , согласно которым фирма имеет право установить любой срок полезного использования, в налоговом учете этого не допускается. Получается, что в бухучете объект основных средств уже списан, а в налоговом учете он еще амортизируется. Не все способы начисления амортизации являются удобными для налогового учета. Возможно удобным был бы такой метод начисления амортизации, при котором существовало бы два потока амортизации: основной (начисляемой согласно установленным нормам отчислений) и дополнительной (начисляемой в результате финансово – хозяйственной деятельности предприятия). Такой метод позволил бы учитывать тенденции получения доходов организации в процессе своей деятельности и реализовывать в полной мере принцип соответствия доходов произведенным расходам.
Законодательные органы стараются помочь предприятиям в учете основных средств. Я думаю, что совершенствование системы учета основных средств будет продолжено и в дальнейшем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ