Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 19:47, курсовая работа
Конкуренция - экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товаров, выступает как форма социально-экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров.
1.1 Понятие конкуренции
и конкурентоспособности
Понятие "конкурентоспособность организации" является рыночным, многофакторным и междисциплинарным. Оно исходит из конкуренции и проявляется в конкурентных преимуществах предприятия.
Конкуренция - экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товаров, выступает как форма социально-экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров. Исходными средствами конкуренции являются цена и качество товара, соотношение цены и качества, сервис, престижность, торговая марка предприятия [9, с.245].
Конкуренция выполняет следующие важнейшие функции:
утверждение суверенитета потребителей;
постоянная адаптация производства к изменяющимся условиям рынка;
стимулирование товаропроизводителей и потребителей;
обеспечение экономической свободы товаропроизводителей;
саморегулирование товаропроизводителей;
дифференциация товаропроизводителей;
распределение ресурсов среди товаропроизводителей.
Реализация функций конкуренции приводит к необходимости создания в экономике конкурентной среды как в интересах товаропроизводителей, так и потребителей, а также связывает функции конкуренции с конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью предприятий и товаров.
Конкурентное преимущество предприятия - какая-либо эксклюзивная ценность, которой оно обладает и которая дает ему превосходство на рынке перед конкурентами. Конкурентные преимущества предприятия позволяют ему не только выживать в конкурентной борьбе, но и побеждать в ценовой и неценовой конкуренции. Совокупность конкурентных преимуществ (от 1 до n) позволяет дать интегральную оценку всех конкурентных преимуществ (например, предприятия или товара) и в конечном итоге обеспечить связь понятий "конкурентные преимущества предприятия" или "конкурентные преимущества товара" с понятиями "конкурентоспособность предприятия" или "конкурентоспособность товара".
Конкурентоспособность
предприятия (КП) - это его способность
производить и реализовывать
на рынке востребуемый товар или
услугу. Конкурентоспособность
2. методы оценки
конкурентоспособности
Конкурентоспособность организации может быть оценена тремя методами: а) интегральным показателем, который основан на ряде единичных показателей эффективного использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов; б) на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке; в) на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке.
2.1 Метод оценки конкурентоспособности организации на основе интегрального показателя
Интегральный показатель конкурентоспособности организации можно определить на основе соотношения ряда показателей, отражающих экономическую эффективность ресурсов двух конкурирующих предприятий. В общем виде конкурентоспособность предприятия представляет собой функцию трех составляющих:
,(2.1)
где ПР, ИР - сравнительная
эффективность использования
Кфин - коэффициент
использования финансового
Интегральный показатель КП рассчитывается как средневзвешенная величина, где каждый показатель имеет свою весомость. Если окажется, что КП1 > КП2, то предприятие 1 обладает конкурентным преимуществом по сравнению с предприятием 2.
Наряду с преимуществами, которые определяются связью конкурентоспособности предприятия с показателями эффективности и результативности его деятельности, этот метод имеет и недостаток - трудоемкость и сложность расчета интегрального показателя конкурентоспособности. Кроме этого, по ряду причин процедура оценки уровня конкурентоспособности предприятия при помощи интегрального показателя имеет ряд других проблем, среди которых следует выделить:
выбор критерия
эффективности использования
выбор базового
объекта (предприятия-лидера) для сравнения
с учетом соизмеримости характеристик
выпускаемой продукции по идентичности
удовлетворяемых потребностей, соизмеримости
сегментов рынка, для которых
предназначена выпускаемая
возможности сканирования
(слежения) рынка товаров при
2.2 Метод оценки конкурентоспособности организации на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке
Второй метод
определения
(2.2)
где - удельный вес i-го товара предприятия в объеме всех продаж за анализируемый период, доли единицы;
- показатель значимости рынка, на котором реализуются товары предприятия (рынки США, Японии, Канады и страны Евросоюза имеют значимость 1, внешние рынки остальных стран - 0,7, внутренний рынок - 0,5);
- конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке.
2.3 Метод оценки конкурентоспособности организации на основе на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке
Третий метод
определения
Рисунок 2.1. - Матрица
оптимизации
*Источник: [11, с.112]
Матрица определения
конкурентоспособности
Благоприятная зона означает, что конкурентоспособность предприятия в данном секторе рынка определяется способностью конкурировать на рынке по качеству товаров и его ценам, что является следствием значительного удельного веса предприятия на данном секторе рынка; знанием рынка, конкурентов и потребителей; уровнем технологии производства; уровнем организации производства и труда.
В противоположность благоприятной зоне матрица имеет и неблагоприятную зону. Это три поля, которые на матрице находятся внизу справа и обозначены знаком минус. Это, в частности, поле НдСлК (низкая доля предприятия на рынке и слабая конкурентоспособность его товара). Поле НдСлК характеризует чрезвычайно низкую конкурентоспособность предприятия. В случае, если предприятие не имеет потенциальных возможностей повысить свою конкурентоспособность, оно должно уйти из этого рынка. В неблагоприятную зону по их конкурентоспособности попадают предприятия, которые занимают поле СрдСлК (средняя доля на рынке и слабая конкурентоспособность) и поле НдСрК (низкая доля на рынке и средняя конкурентоспособность товара). Если предприятие не сможет преодолеть имеющиеся недостатки, то оно в ближайшее время должно покинуть данные рынки.
Зону риска
для предприятия представляют оставшиеся
три поля, которые расположены
по диагонали снизу вверх направо.
Это поле НдСК (низкая доля на рынке
и сильная
Доля предприятия
на рынке в большинстве случаев
коррелирует с
Таблица 2.1. - Оценка
конкурентоспособности предприятия по
показателю доли рынка
Оценка доли рынка
Критерии оценки
Оценка конкурентоспособности
предприятия
Высокая
Доля предприятия на рынке находится на уровне доли двух-трех крупнейших конкурентов или превышает ее
Высокая
Средняя
Доля предприятия на рынке равна средней доле ведущих конкурентов
Средняя
Низкая
Доля предприятия на рынке ниже доли ведущих конкурентов
Низкая
При определении
доли рынка могут возникнуть трудности,
связанные с ограниченной доступностью
необходимых данных об суммарном объеме
продаж в каждом сегменте и информации
об объеме продаж основных конкурентов.
Это обстоятельство сдерживает практическое
применение метода оценки конкурентоспособности
предприятия по показателю доли продаж
его товаров на рынке.
Как второй, так
и третий метод определения
Конкурентоспособность
можно понимать как способность выдерживать
конкуренцию, противостоять конкуренции.
Конкурентоспособность
товара - решающий фактор его коммерческого
успеха на развитом конкурентном рынке.
Это многоаспектное понятие, означающее
соответствие товара условиям рынка, конкретным
требованиям потребителей не только по
своим качественным, техническим, экономическим,
эстетическим характеристикам, но и по
коммерческим и иным условиям его реализации
(цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис,
реклама).
Конкурентоспособность
любого товара может быть определена только
в результате его сравнения с другим товаром
и, следовательно, является относительным
показателем. Она отражает отличие данного
товара от товара-конкурента по степени
удовлетворения конкретной потребности.
Для того чтобы выяснить конкурентоспособность
какого-либо товара, необходимо не просто
сравнить его с другими товарами по степени
их соответствия конкретной потребности,
но и учесть при этом затраты потребителя
на покупку и последующее использование
для удовлетворения своей потребности.