Понятие конкуренции и конкурентоспособности организации. Методы оценки конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание

Конкуренция - экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товаров, выступает как форма социально-экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров.

Работа состоит из  1 файл

1.1. теория.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

а) совпадения позиций  предприятия и его конкурентов в конкуренции на рынке; 

б) расстояния между  позициями предприятия и его  конкурентов и их опасности; 

На основании  данного анализа принимается  решение о необходимости перепозиционирования предприятия относительно конкурентов  и его направления. 

Матрица Портера  построена на основе концепции конкурентной стратегии: в центре внимания предприятия  стоит не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие  силы рынка [12]. 

На основе факторов, наиболее значимых для конкурентной позиции предприятия, М. Портер разработал матрицу конкуренции (рис.3.3): 

Преимущество  товара 

Преимущество  себестоимости  

Вся отрасль 

Дифференцированность 

Лидерство по затратам  

Один сегмент  рынка 

Концентрация  на сегменте  
 
 

Рис.3.3. Матрица  Портера 

1.Лидерство по  затратам: все действия и решения  фирмы должны быть направлены  на сокращение затрат. Прочие  характеристики являются подчиненными. 

2.Стратегия дифференциации: продукт фирмы должен отличаться  от продукта конкурентов и  иметь нечто неповторимое с точки зрения потребителей. 

3.Концентрация  на сегменте: обработка одного  или нескольких сегментов рынка  и достижение там лидерства  по затратам, или особого положения,  или того и другого вместе. 

Недостатки концепции  конкурентной стратегии: 

Данная концепция предусматривает наличие особой позиции по отношению к конкурентам, неизвестны способы достижения этих позиций. 

Концентрация  на одной из этих стратегий может  быть опасна при быстрых изменениях рыночных условий. 

Основным недостатком  рассмотренных методов является их ограниченность: или оценивается какая-либо одна группа факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, и на основе полученных данных делается вывод об уровне конкурентоспособности всего предприятия, или метод является слишком сложным и трудоемким для практического использования. В разных методах оценки конкурентоспособности предприятия используются различные группы факторов, в основном выявленные с помощью экспертных оценок. Использование только какого-то одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности предприятия. Поэтому при оценке конкурентоспособности товара и предприятия необходимо использовать комплексный метод. 
 
 
 

2. СПЕЦИАЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ

2.1. Методы оценки  конкурентоспособности

Оценка производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения.

Сравнение проводится по группам технических и экономических  параметров.

При оценке используются дифференциальный и комплексный  методы оценки. 

2.1.1. Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности, основанный на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их сопоставлении. 

Результат оценки: 

достигнут ли уровень  в целом; 

по каким параметрам он не достигнут; 

какие из параметров наиболее сильно отличаются от базовых. 

2.1.1.1. Если за  базу оценки принимается потребность,  расчет единичного показателя  конкурентоспособности производится  по формуле: 

(i = 1, 2, 3,...,n), (2.1) 

где qi - единичный  параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру; 

Pi - величина i-го  параметра для анализируемой  продукции; 

Piо - величина i-го параметра, при котором  потребность удовлетворяется полностью; 

n - количество  параметров. 

Анализ результатов  оценки: 

при оценке по нормативным параметрам единичный показатель может принимать только два значения - 1 или 0. Если анализируемая продукция соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если параметр продукции в нормы и стандарты не укладывается, то показатель равен 0; 

при оценке по техническим  и экономическим параметрам единичный  показатель может быть больше или  равен единице, если базовые значения параметров установлены нормативно-технической  документацией, специальными условиями, заказами, договорами; 

если анализируемая продукция имеет параметр, значение которого превышает потребности покупателя, обусловленные характером использования (эксплуатации) этой продукции, социальными условиями, традициями, физиологическими особенностями, то указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество и единичный показатель по данному параметру не может иметь значения больше 100% и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин - 100% или фактически значение этого показателя. 

2.1.1.2. Если за  базу оценки принимается образец, расчет единичного показателя конкурентоспособности проводится по формуле: 

(i = 1, 2, 3,...,n), (2.2) 

, (2.3) 

где qi`, qi - единичный  показатель конкурентоспособности  по i-му техническому параметру; 

Pi - величина i-го  параметра для анализируемой продукции; 

Pi 0 - величина i-го  параметра для изделия, принятого  за образец. 

Анализ результатов  оценки: 

из формул (2.2) и (2.3) выбирают ту, в которой росту  единичного показателя соответствуют  повышение конкурентоспособности (например, для оценки производительности - формула (2.2), а для удельного расхода топлива - формула (2.3); 

если технические  параметры продукции не имеют  физической меры (например: комфортность, внешний вид, соответствие моде), для  придания этим параметрам количественных характеристик необходимо использовать экспертные методы оценки в баллах. 

2.1.1.3. Дифференциальный  метод позволяет лишь констатировать  факт конкурентоспособности анализируемой  продукции или наличия у нее  недостатков по сравнению с  товаром - аналогом. Он может использоваться на всех этапах жизненного цикла продукции, особенно при ее сравнении с гипотетическим образцом. Он не учитывает влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра. 

2.1.2. Комплексный  метод оценки конкурентоспособности. Основывается на применении комплексных (групповых, обобщенных и интегральных) показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца. 

2.1.2.1. Расчет  группового показателя по нормативным  параметрам производится по формуле: 

, (2.4) 

где Iнп - групповой  показатель конкурентоспособности  по нормативным параметрам; 

qнi - единичный  показатель конкурентоспособности  по i-му нормативному параметру,  рассчитывается по формуле (2.1); 

n - число нормативных параметров, подлежащих оценке. 

Анализ результатов: 

если хотя бы один из единичных показателей равен 0 (то есть продукция по какому-либо параметру не соответствует обязательной норме), то групповой показатель также  равен 0, что говорит о неконкурентоспособности данного товара на рассматриваемом рынке. 

2.1.2.2. Расчет  группового показателя по техническим  параметрам (кроме нормативных) производится  по формуле: 

, (2.5) 

где Iтп - групповой  показатель конкурентоспособности  по техническим параметрам; 

qi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру, рассчитывается по формулам (2.1), (2.2), (2.3); 

ai - весомость  i-го параметра в общем наборе  из n технических параметров, характеризующих  потребность; 

n - число параметров, участвующих в оценке. 

Анализ результатов: 

а) полученный групповой  показатель Iтп характеризует степень  соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических  параметров, чем он выше, тем в  целом полнее удовлетворяются запросы  потребителей; 

б) основой для  определения весомости каждого  технического параметра в общем  наборе являются экспертные оценки, основанные на результатах рыночных исследований, спросов потребителей, семинаров, выставок образцов; 

в) в случае трудностей, возникающих при проведении рыночных исследований, а также в целях упрощения расчетов и проведения ориентировочных оценок из технических параметров может быть выбрана наиболее весомая группа или применен комплексный параметр - полезный эффект, который в дальнейшем участвует в сравнении (для повышения точности оценки необходимо учесть влияние на его величину эргономических, эстетических и экологических параметров). 

2.1.2.3. Расчет  группового показателя по экономическим  параметрам производится на основе  определения полных затрат потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции. 

Полные затраты  потребителя определяются по формуле: 

, (2.6) 

где З - полные затраты  потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции; 

Зс - единовременные затраты на приобретение продукции; 

Сi - средние суммарные  затраты на эксплуатацию продукции, относящиеся к i-му году ее службы; 

Т - срок службы; 

i - год по порядку. 

При этом, , (2.7) 

где Сj - эксплуатационные затраты по j-ой статье; 

n - количество  статей эксплуатационных затрат. 

В том случае, если продукция может быть продана  после эксплуатации, полные затраты  должны быть уменьшены на величину выручки за нее (соответственно показатель для данной статьи вводится в формулу  со знаком минус). 

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле: 

, (2.8) 

где Iэп - групповой  показатель по экономическим параметрам; 

З, Зо - полные затраты  потребителя соответственно по оцениваемой  продукции и образцу. 

Формулы (2.6) и (2.8) не учитывают коэффициента приведения эксплуатационных затрат к расчетному году, так как отношения полных затрат в определенной степени компенсирует влияние коэффициента приведения на величину Iэп. 

В случае необходимости  учета коэффициента приведения эксплуатационных затрат формулы (2.6) и (2.8) принимают вид: 

(2.9) 

Соответственно  подсчет группового показателя по экономическим  параметрам проводится по формуле: 

, (2.10) 

где Iэп - групповой  показатель по экономическим параметрам; 

З, З0 - единовременные затраты на приобретение соответственно анализируемой продукции и образца; 

Сi, С0i - суммарные  затраты на эксплуатацию или потребление  соответственно анализируемой продукции  и образца в i-ом году; 

Т - срок службы товара; 

i - коэффициент  приведения эксплуатационных затрат к расчетному году. 

Величина срока  службы для изделий промышленного  назначения принимается равной амортизационному периоду. Для продукции потребительского назначения оценка срока службы должна проводится на основе сведений о фактических  сроках службы аналогических изделий, а также скорости морального старения товаров данного класса. 

2.1.2.4. Расчет  интегрального показателя конкурентоспособности  производится по формуле: 

(2.11) 

где К - интегральный показатель конкурентоспособности  анализируемой продукции по отношению к изделию-образцу; 

Анализ результатов. По смыслу показатель К отражает различие между сравниваемой продукцией в  потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия. 

Информация о работе Понятие конкуренции и конкурентоспособности организации. Методы оценки конкурентоспособности