Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 19:47, курсовая работа
Конкуренция - экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товаров, выступает как форма социально-экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров.
Отсюда
- под конкурентоспособностью понимается
комплекс потребительских и стоимостных
характеристик товара, определяющих
его предпочтительность для потребителя
по сравнению с аналогичными товарами
других отечественных и зарубежных предприятий.
(7)
Любой
товар, находящийся на рынке, фактически
проходит там проверку на степень
удовлетворения общественных потребностей:
каждый покупатель приобретает тот
товар, который максимально
Поэтому
конкурентоспособность (т.е. возможность
коммерчески выгодного сбыта
на конкурентном рынке) товара можно определить
только сравнивая товары конкурентов
между собой. Иными словами, конкурентоспособность
- понятие относительное, четко привязанное
к конкретному рынку и времени продажи.
И поскольку у каждого покупателя имеется
свой индивидуальный критерий оценки
удовлетворения собственных потребностей,
конкурентоспособность приобретает еще
и индивидуальный оттенок.
Чтобы
удовлетворить свою потребность, покупателю
недостаточно приобрести товар. Если это
технически достаточно сложное изделие,
то покупателю придется нести расходы
по эксплуатации (платить за топливо, смазочное
масло, запасные части, ремонт), оплачивать
(если это товар производственного назначения)
труд обслуживающего персонала, тратить
деньги на его обучение, страхование и
т.д. Таким образом, затраты покупателя
состоят из двух частей: расходов на покупку
(цена товара) и расходов, связанных с потреблением,
называемых ценой потребления.
Цена
потребления обычно значительно
выше продажной цены (в общих эксплуатационных
расходах за весь срок службы транспорта
продажная цена занимает не более 20%, грузового
автомобиля - 15%, магистрального самолета
10 - 12%, бытового холодильника - примерно
10%), поэтому наиболее конкурентоспособен
не тот товар, который предлагают по минимальной
цене на рынке, а тот, у которого минимальная
цена потребления за весь срок его службы
у потребителя.
Однако
этот экономический показатель при
всей его важности не исчерпывает
полностью понятия
Наконец,
конкурентоспособность
Превышение
норм, стандартов и правил (если только
оно не вызвано предстоящим повышением
государственных и иных требований) не
только не улучшает конкурентоспособность
изделия, но, напротив, нередко снижает
ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая
с точки зрения покупателя потребительной
ценности, в силу чего представляется
ему бесполезным. (9)
Для оценки
конкурентоспособности важно
Конкурентоспособность
товара должна быть ключевым моментом
принятия решения о расширении и
создании новых производственных мощностей.
Расходы на проектирование нового товара,
как уже было показано, в несколько раз
ниже стоимости оборудования, отлаживания
технологии, организации сбытовой сети
и т.п.
Поэтому
выпуск неконкурентоспособного товара,
не позволяющий развернуть его массовую
продажу, способен принести многомиллионные
убытки (что, кстати, нередко бывало в практике
нашей промышленности, пытавшейся выйти
на внешний рынок с теми или иными изделиями).
Изучение
конкурентоспособности товара должно
вестись непрерывно и систематически,
в тесной привязке к фазам его жизненного
цикла, чтобы своевременно улавливать
момент начала снижения показателя конкурентоспособности
и принять соответствующие упреждающие
решения (например, снять изделие с производства,
модернизировать его, перевести на другой
сектор рынка). При этом исходит из того,
что выпуск предприятием нового продукта
прежде чем старый исчерпал возможности
поддержания своей конкурентоспособности,
обычно экономически нецелесообразен.
Вместе
с тем любой товар после выхода
на рынок начинает постепенно расходовать
свой потенциал конкурентоспособности.
Такой процесс можно замедлить и даже
временно задержать, но остановить - невозможно.
Поэтому новое изделие проектируется
по графику, обеспечивающему ему выход
на рынок к моменту значительной потери
конкурентоспособности прежним изделием.
Иначе говоря, конкурентоспособность
новых товаров должна быть опережающей
и достаточно долговременной.
При этом
особое внимание следует уделять
не столько улучшению технических
параметров изделия, хотя они и важны,
сколько снижению цены потребления.
Мировая
практика знает немало примеров, когда
именно этот параметр становился решающим,
хотя новый товар продавался по существенно
более высокой начальной цене.
Так, одна
из фирм продавала за 4 тыс. долл. ЭВМ, эксплуатационные
затраты на которую составляли 3,25 тыс.
долларов. Новая машина была введена на
рынок с продажной ценой 5 тысяч долларов,
однако стоимость эксплуатации была снижена
до 1,25 тыс. долларов. В итоге экономия для
потребителя составила 14% (в расчете на
сумму продажной цены и цены потребления),
а сбыт фирмы возрос вчетверо!
Аналогично
телевизор по цене 450 долларов и стоимости
эксплуатации 125 долларов быстро вытеснил
с рынка конкурирующую модель
с ценой 400 долларов и стоимостью эксплуатации
326 долларов. (9)
Весьма
эффективно используют параметр конкурентоспособности
для рекламы своих товаров
авиастроительные фирмы. Многие из них
предлагают потенциальному покупателю
специальный анализ, который учитывает
всю имеющуюся у авиакомпании технику,
маршруты, загрузку самолетов и перспективы
развития авиасообщений, демонстрируя,
насколько выгоднее будет заменить старую
технику новой (с точки зрения роста прибылей).
В практической
деятельности и в теоретических
изысканиях нередко ставится знак равенства
между качеством и конкурентоспособностью
либо вообще не делается различий между
ними. Имеют место также споры относительно
того, какое из двух понятий шире. Постараемся
ответить на эти вопросы.
Качество,
равно как и его понятие, прошло
многовековой путь развития. Качество
развивалось по мере того, как развивались,
разнообразились и множились общественные
потребности и возрастали возможности
производства по их удовлетворению. Особенно
динамично процесс развития и изменения
сущности качества, его параметров происходил
в последние десятилетия, когда быстро
менялись само понятие качества, требования
и подходы к нему. Наиболее интенсивно
этот процесс протекал, в частности, в
Японии, ставшей в 70-80-е годы фактически
мировым лидером в определении уровня
качества по многим видам товаров.
Первый
уровень - "соответствие стандарту".
Качество оценивается как
Второй
уровень - "соответствие использованию".
Продукт должен удовлетворять не
только обязательным требованиям стандартов,
но и эксплуатационным требованиям,
чтобы пользоваться спросом на рынке.
Третий
уровень - "соответствие фактическим
требованиям рынка". В идеальном
варианте это означает выполнение требований
покупателей о высоком качестве и низкой
цене товара.
Четвертый
уровень - "соответствие латентным (скрытым,
неочевидным) потребностям". Предпочтение
у покупателей получают товары, обладающие
в дополнение к другим потребительскими
свойствами, удовлетворяющими потребности,
которые у потребителей носили неявный,
малоосознаваемый ими характер.
Такой
же путь, как Япония, но с некоторым
отставанием во времени проходят
и другие развитые страны с рыночной
экономикой. В условиях конкурентной среды
производители в своей деятельности не
могут не следовать этим требованиям повышения
уровня качества. Подобную эволюцию качества
предстоит пройти по мере становления
цивилизованного рынка российским производителям
и потребителям. (9)
Качество
выступает как главный фактор
конкурентоспособности товара, составляя
его "стержень". В принципе низкокачественный
товар обладает и низкой конкурентоспособностью,
равно как и товар высокого
качества - это конкурентный или
высококонкурентный товар. Имеющиеся
на практике исключения в этом отношении
лишь подтверждают общие положения.
Центральное
место, занимаемое качеством и
В силу
этого проблемы качества и конкурентоспособности
в маркетинге носят не текущий, тактический,
а долговременный, стратегический характер.
Отсюда и долгосрочное прогнозирование
объема и характера потребностей, перспективного
технического уровня и качества продукции
нацелено на: выявление возможных требований
к ассортименту и качеству изделий на
перспективный период их производства
и потребления; определение научно-технических
и экономических возможностей удовлетворения
требований потребителя; установление
ассортимента и показателей качества
при разработке перспективных видов продукции.
Высокое
качество и конкурентоспособность
продукции обеспечиваются всей системой
маркетинга - от конструирования, опытного
и серийного производства до сбыта
и сервиса эксплуатируемых
ля того
чтобы товар был приемлемым для
покупателя, он должен обладать набором
определенных характеристик. Существуют
следующие основные параметры, характеризующие
конкурентоспособность товара:
1. Технические
параметры. Они включают:
а) параметры
назначения - свойства товара, определяющие
области применения и функции, которые
он предназначен выполнять (например,
металлообработка, перевозка грузов, обработка
сельхозпродукции);
б) эргономические
параметры, характеризующие соответствие
товара свойствам человеческого
организма в процессе выполнения
трудовых операций;
в) конструктивные
параметры, отражающие конструктивно-технологические
решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие
определенные свойства товаров (надежность,
долговечность и т.п.);
г) эстетические
параметры, характеризующие внешнее
восприятие товара.
2. Нормативные
параметры. Они характеризуют свойства
товара, регламентируемые обязательными
нормами стандартов на рынке, где его,
предполагается продавать. В случае несоответствия
товара действующим обязательным нормам
он, не может использоваться для удовлетворения
существующей потребности.
3. Экономические
параметры. Они связаны с
Стремясь
к приобретению товара, в наибольшей
степени соответствующего потребности,
покупатель в то же время придает
большое значение всем затратам, которые
будут с этим связаны. Для него
покупка товара означает лишь исходный
пункт удовлетворения потребности
в течение определенного периода. Для
многих видов товаров реализация полезного
эффекта (полезных свойств товара) достигается
в ходе эксплуатации, связанной с дополнительными
расходами - на ремонт, регулировку, расход
энергоресурсов, вспомогательных материалов
и т.д. Таким образом, при удовлетворении
потребности покупатель несет расходы
как по приобретению товара, так и по его
потреблению, В целом эти затраты представляют
собой сумму, называемую ценой потребления.