Порядок составления консолидированной бухгалтерской отчетности в России и международной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:55, курсовая работа

Описание

Современные круп¬ные организации могут объединять несколько предприятий с различной системой участия. Под одним наименованием нахо¬дится не одно предприятие, а целая группа связанных предпри¬ятий. Организации, имеющие в своей структуре дочерние пред¬приятия, составляют консолидированную отчетность, получив¬шую в нашей стране название сводной отчетности.
Под «объединением отчетности» понима¬лось элементарное суммирование статей балансов предприятий, входящих в единый хозяйственный комплекс.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Состав и структура консолидированной отчетности……….……………5
Основные положения консолидации………………...…………….5
Принципы консолидации учета и отчетности……...……………12
Подготовка отчетности дочерних компаний к составлению консолидированной отчетности…………………………………..16
Порядок составления консолидированной отчетности по МСФО…....19
Порядок составления консолидированной отчетности в России……26
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы……………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по БФО.docx

— 61.74 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

 
 
 

УЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по предмету Бухгалтерская финансовая отчетность на тему:  

«Порядок  составления консолидированной  бухгалтерской отчетности в  

России  и международной практике» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент:

Учетно-экономического факультета

гр. 434-БУ, Лобынцева Н.С.

Проверил:

ст.пр.Чесноков С.В. 
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону

2011 

Содержание: 

Введение  …………………………………………………………………………..3

  1. Состав и структура консолидированной отчетности……….……………5
    1. Основные положения консолидации………………...…………….5
    2. Принципы консолидации  учета и отчетности……...……………12
    3. Подготовка отчетности дочерних компаний к составлению консолидированной отчетности…………………………………..16
  2. Порядок составления консолидированной отчетности  по МСФО…....19
  3. Порядок составления консолидированной отчетности в России……26

Заключение……………………………………………………………………….33

Список  используемой литературы……………………………………………36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Современные крупные организации могут объединять несколько предприятий с различной системой участия. Под одним наименованием находится не одно предприятие, а целая группа связанных предприятий. Организации, имеющие в своей структуре дочерние предприятия, составляют консолидированную отчетность, получившую в нашей стране название сводной отчетности.

     Под «объединением отчетности» понималось элементарное суммирование статей балансов предприятий, входящих в единый хозяйственный комплекс.

     Понятия «сводная отчетность» и «консолидированная отчетность» не являются идентичными. Эти формы отчетности различаются не только по назначению, технике составления, кругу пользователей, но и концептуально. Сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения данных, а консолидированная — несколькими собственниками по совместно контролируемому имуществу.

     Основная  потребность составления консолидированных отчетов – элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы. Главная задача в области консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов.

     Общая идея консолидации очень простая  по своей сути. Имеется группа предприятий, взаимосвязанных в экономическом и финансовом плане, но являющихся самостоятельными юридическими лицами. Необходимо составить консолидированную отчетность, позволяющую получить представление о финансовом состоянии и результатах деятельности группы в целом. При этом каждое юридически самостоятельное предприятие, входящее в состав корпоративной группы, обязано вести собственный бухгалтерский учет и оформлять его результаты в виде собственной финансовой отчетности.

     При анализе деятельности групп их частные  балансы не дают комплексного представления  об общих результатах деятельности. Возникает необходимость в принципиально иной информации, которая формируется в результате составления консолидированной бухгалтерской отчетности. Ее задачей является отражение фактической картины имущественного, финансового положения и результатов хозяйственной деятельности группы юридически самостоятельных предприятий, которые рассматриваются как одна экономическая общность.

     Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение при помощи специальных учетных процедур (а  не простого суммирования) отчетности двух и более предприятий, находящихся  в определенных юридических и  финансово-хозяйственных взаимоотношениях, когда одно или несколько юридически самостоятельных предприятий находятся под контролем лишь одного общества — так называемого материнского (родительского) общества, стоящего над всеми прочими членами группы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Состав  и структура консолидированной  отчетности
    1. Основные положения консолидации
 

     Составление консолидированной отчетности связано, прежде всего, с крупными транснациональными корпорациями (ТНК), чьи акции котируются на фондовых биржах и операции носят международный характер. Многочисленные мелкие и средние компании в большинстве случаев освобождаются от необходимости ее составления. Вместе с тем значение консолидированной отчетности выходит за чисто информационные рамки, поскольку имеет вполне конкретных пользователей, — инвесторов и акционеров. Внутрифирменные операции могут создавать нереалистичную картину активности группы компаний, ее продаж, расчетов, запасов, финансовых результатов. Консолидированная отчетность представляет более объективную картину операций и финансового положения единой экономической единицы, не заменяя отдельных финансовых отчетов компаний группы, поскольку отражает ее экономические взаимосвязи. Такая отчетность может выполнять функцию контроля для материнской компании и влиять на ее дивидендную политику. В некоторых странах, например в США, консолидированная прибыль является основой для объявления дивидендов (материнская компания принимает решение о выплате дивидендов по результатам деятельности дочернего предприятия). Несомненно, консолидированная отчетность содержит важную информацию для принятия финансовых и управленческих решений.

     Если  материнская компания удовлетворяет  перечисленным выше критериям, она обязана составлять консолидированную отчетность. Это относится к каждому дочернему предприятию группы.

     Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение при помощи специальных учетных процедур (а  не простого суммирования) отчетности двух и более предприятий, находящихся  в определенных юридических и  финансово-хозяйственных взаимоотношениях, когда одно или несколько юридически самостоятельных предприятий находятся под контролем лишь одного общества — так называемого материнского (родительского) общества, стоящего над всеми прочими членами группы.

     Понятия материнской и дочерней компаний в различных странах определяются по-разному. В частности, в нашей  стране соответствующие дефиниции  приведены в первой части Гражданского кодекса РФ. Согласно статье 105 «хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом». Что касается понятия «зависимое общество», то согласно ст. 106 Гражданского кодекса таковым признается общество в том случае, «если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью».

     Как следует из данного определения, при наличии многоуровневых связей типа «мать - дочь» материнская компания (в терминах Кодекса - основное общество), находящаяся в самом верху древововидной структуры, может фактически управлять компаниями, находящимися на нижних уровнях, даже в том случае, когда ее прямое или косвенное влияние на них ничтожно. Каждый из участников группы является самостоятельным юридическим лицом и имеет свой комплект отчетных форм.

     Составление консолидированной отчетности, в  которой в развернутом виде представлены все задействованные группой  мощности и полученные с их помощью результаты, как раз и имеет целью, с одной стороны, убедить собственников материнской компании в правильности шагов по расширению масштабов деятельности фирмы, а с другой стороны, продемонстрировать любым пользователям (собственникам, конкурентам, потенциальным инвесторам, возможным контрагентам и др.) реальные возможности группы в целом как единого организма, самостоятельного экономического субъекта. В консолидированной отчетности активы, капитал, обязательства и финансовые результаты дочерних компаний будут представлены в развернутом виде.

     Строго  говоря, определенная информация о  дочерних фирмах всегда присутствует в отчетности материнской фирмы, поскольку приобретение акций или  обмен ими всегда регистрируется в системе двойной записи, а потому фактически речь идет об уровне информативности пользователей отчетностью.

     Необходимость консолидации определяется экономической  целесообразностью. Дело в том, что  предприниматели нередко предпочитают вместо одной крупной корпорации создать несколько более мелких коммерческих организаций, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных. Благодаря этому может быть получена определенная экономия на налоговых платежах; ввиду дробления и ограничения юридической ответственности по обязательствам, снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм приложения капитала и рынков сбыта.

     Общая идея консолидации достаточно проста. Имеется группа самостоятельных в юридическом, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом плане компаний. Ставится вопрос о составлении консолидированной отчетности, позволяющей получить представление о финансовом состоянии и результатах деятельности группы в целом. При этом каждая юридически самостоятельная компания, входящая в состав этой группы (корпоративной семьи), обязана вести бухгалтерский учет собственных операций и оформлять их результаты в виде финансовой отчетности. Таким образом, консолидированной отчетности присущи две основные особенности.

     Во-первых, она не является отчетностью юридически самостоятельной коммерческой организации. Ее цель - не выявление налогооблагаемой прибыли, а лишь получение общего представления о деятельности корпоративной семьи, т. е. она имеет явно выраженную аналитическую направленность.

     Во-вторых, консолидация не есть простое суммирование одноименных статей финансовой отчетности компаний группы. Сделки между членами корпоративной семьи не включают в консолидированную отчетность; показывают только активы и обязательства, доходы и расходы от операций с третьими лицами. Любые внутрикорпоративные финансово-хозяйственные операции идентифицируются и в процессе консолидации исключаются.

     Практика  консолидации имеет существенные национальные особенности, которые нередко приводят к противоречиям и неопределенностям  в отношениях между местными властями и предпринимателями. Поэтому ряд международных бухгалтерских организаций предпринял усилия в их нивелировании.

     Одна  из наиболее авторитетных международных  организаций - Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (IASC) - приступила к обобщению практики консолидации в середине 1970-х годов. За истекшее время Комитет опубликовал пять стандартов, посвященных этой проблеме. Как и другие регулятивы, эти стандарты носят рекомендательный характер и юридически не обязательны к исполнению.

     Большая работа проводилась также в рамках Европейского сообщества (ЕС). В 1983 г. была разработана и принята знаменитая Седьмая директива «Учет и  консолидированная отчетность», ставшая примечательной вехой в истории становления идеи консолидации. Членам сообщества ею предписывалось внести к 1988 г. изменения в национальное законодательство по вопросам учета и отчетности, а к 1990 г. разработать детализированное методологическое и методическое обеспечение исполнения этой директивы.

     Седьмая директива определяет состав консолидируемой  отчетности: баланс, отчет о прибылях и убытках, примечания и аналитические  расшифровки к отдельным статьям. Ограничений на форму и структуру отчетности не накладывается, отмечается лишь, что в ней отдельными статьями должны отражаться интересы сторонних участников (меньшинства). Эти документы должны оформляться в виде консолидированного годового отчета, содержащего также необходимые комментарии и пояснения о текущей деятельности группы и перспективах ее развития. В отчет должно включаться аудиторское заключение, и он должен публиковаться в соответствии с общепринятыми правилами. Согласно Седьмой директиве местные власти вправе требовать предоставления консолидированной отчетности от любой размещенной на их территории материнской компании, если выполнены некоторые общие условия относительно степени ее влияния и контроля ею деятельности дочерней компании.

Информация о работе Порядок составления консолидированной бухгалтерской отчетности в России и международной практике