Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:48, курсовая работа
Целью данной работы является исследование системы показателей рентабельности и их анализа на предприятии.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
раскрыть значение и роль прибыли в рыночной экономике, ее понятие и виды прибыли;
дать понятие рентабельности;
показать виды рентабельности;
исследовать методику анализа рентабельности;
проанализировать состав и динамику прибыли и показатели рентабельности на практическом примере Ульяновского предприятия ООО «Дворцовый ряд-МС»;
выявить пути повышения рентабельности на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………….…………….
1.1. Значение и роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия……………………………………………………………………
1.2. Понятие и показатели рентабельности……………………….…………
1.3. Методика анализа показателей рентабельности………………………..
2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ДВОРЦОВЫЙ РЯД-МС»……………………………………………………
2.1. Краткая характеристика предприятия. Анализ состава и динамики прибыли от обычной деятельности…………………………………………..
2.2. Анализ показателей рентабельности…………………………………….
2.3. Пути повышения рентабельности……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …
Все эти показатели могут рассчитываться на основе прибыли до налогообложения, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность
производственной деятельности (окупаемость
издержек) исчисляется путем отношения
прибыли до налогообложения или чистой
прибыли к сумме затрат по реализованной
или произведенной продукции:
, (2)
,
(3)
где R3 - рентабельность производственной деятельности,
Пб –прибыль до налогообложения,
З - сумма затрат по реализованной или произведенной продукции,
Пч – чистая прибыль.1
Рентабельность
производственной деятельности показывает,
сколько предприятие имеет
Рентабельность
продаж характеризует эффективность
предпринимательской
, (4)
,
(5)
где Rn – рентабельность продаж,
Пр – прибыль от реализации продукции,
Пч – чистая прибыль,
РП – выручка.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.1
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. 1
Таким образом, если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным.
Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность. Различают показатели рентабельности продукции и рентабельности предприятия.
Рентабельность продукции применяют в 3-х вариантах: рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельного изделия.
Рентабельность реализованной продукции это отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости. Рентабельность изделия - это отношение прибыли на единицу изделия к себестоимости этого изделия. Прибыль по изделию равна разности между его оптовой ценой и себестоимостью. Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции. Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам. Задача экономического анализа - выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.
Рентабельность, в отличие от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. В рыночной экономике существует система показателей рентабельности. Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены и полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.
Рентабельность имущества (активов) предприятия рассчитывается как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине активов (имущества).
Рентабельность внеоборотных средств определяется как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов.
Рентабельность оборотных активов определяется как процентное отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости оборотных активов.
Рентабельность инвестиций определяется как процентное отношение валовой прибыли к стоимости имущества предприятия.
Рентабельность собственного капитала рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.1
Показатели рентабельности используются в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности, принятия управленческих решений, решений потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов.
Повышение рентабельности может быть достигнуто как посредством увеличения суммы прибыли, так и путем снижения стоимости производственных фондов. Невыполнение плана прибыли и увеличение производственных фондов может привести к снижению уровня рентабельности. Поскольку рентабельность - показатель относительный, его рост или снижение возможны и при различном соотношении темпов изменения прибыли и фондов.
Анализ общей рентабельности имеет большое значение для комплексной характеристики работы с точки зрения эффективности использования всего производственного потенциала, находящегося в распоряжении предприятия.
Общую
рентабельность предприятия необходимо
рассматривать как функцию ряда
количественных показателей - факторов:
структуры и фондоотдачи
Методика анализа общей рентабельности подразделяется:
Прибыль до налогообложения – это конечный финансовый результат производственно - финансовой деятельности. Вместо прибыли до налогообложения у предприятия может образоваться общий убыток, и такое предприятие перейдет в категорию убыточных. 2
Под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала. Задачами анализа рентабельности являются:
Оптимальным
дополнением к показателям
Таким образом, показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат. Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно - хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов. Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий.
2. АНАЛИЗ показателей
РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ
ООО «Дворцовый ряд-МС»
2.1
Краткая характеристика
предприятия. Анализ
состава и динамики
прибыли от обычной
деятельности
В качестве примера рассмотрим торговую сеть «Пятерочка». Сеть магазинов Пятерочка - крупнейшая российская сеть универсамов экономического класса – была основана в Санкт-Петербурге в январе 1999 года. К началу 2000 года компания насчитывала уже 17 магазинов с оборотом в 35 миллионов долларов. В июле 2001 года «Пятерочка» открыла первый универсам экономического класса в Москве. В 2001 г. компания открыла больше магазинов, чем все вместе аналогичные российские компании.
Во второй половине 2003 года сеть «Пятерочка» появилась в Ульяновске, которая стала открывать свои универсамы на базе холдинга ООО «Дворцовый ряд-МС». Благодаря хорошей подготовке и профессионализму местного руководства сети, ульяновская «Пятерочка» за считанные месяцы открыла 10 магазинов, захватив лидерство по количеству торговых объектов, ценовой и маркетинговой политике, объемам продаж и качеству обслуживания. К концу 2007 года количество ее магазинов составило 25.
Сеть магазинов, располагающихся во всех районах г.Ульяновска и г.Димитровграда, а также в ряде районных центров Ульяновской области, предлагает продукцию, ориентированную на население с различным уровнем дохода. Адрес офиса предприятия: г. Ульяновск, ул. Отрадная, 87.1
В Приложении показан баланс предприятия на конец 2010 г. и Отчет о прибылях и убытках за 2010 год. В таблице 2.1 даны основные экономические показатели ООО «Дворцовый ряд-МС» за 2008-2010 гг.
Таблица 2.1
Основные экономические показатели ООО «Дворцовый ряд-МС»
за 2008–2010
гг.
Показатели | 2008г. | 2009г. | 2010г. | Отклонение по годам (+;-) | Темп
роста по годам (%) | ||
2009 | 2010 | 2009 | 2010 | ||||
1.Товарооборот, тыс. руб. | 99258 | 105258 | 182842 | 6000 | 77584 | 106,04 | 173,71 |
2. Валовая прибыль, тыс. руб. | 12298 | 13487 | 24070 | 182 | 10590 | 109,61 | 178,47 |
3. Уровень валового дохода, % | 12,39 | 12,81 | 13,16 | 0,42 | 0,35 | — | — |
4. Издержки обра-щения, тыс. руб. | 9089 | 9990 | 15886 | 901 | 5896 | 109,91 | 139,02 |
5. Уровень издер-жек обращения, % | 9,16 | 9,49 | 8,69 | 0,33 | -0,8 | — | — |
6. Товарные запасы, тыс. руб. | 4560 | 6203 | 9242,5 | 1643 | 3039,5 | 136,03 | 149,00 |
7. Товарооборачи-ваемость, дн. | 17 | 21 | 18 | 4 | -3 | 123,53 | 85,71 |
8. Среднесписочная численность ра-ботников, человек | 157 | 165 | 163 | 8 | -2 | 105 | 98,78 |
9. Затраты на опла-ту труда, тыс. руб. | 2245 | 2940 | 3050 | 695 | 110 | 130,96 | 103,74 |
10. Производител. труда, тыс. руб./чел | 632,2 | 637,9 | 1121,7 | 5,7 | 483,8 | 100,9 | 175,8 |
11. Торговая площадь, м² | 3598,7 | 3598,7 | 3598,7 | 0 | 0 | — | — |
12. Товарооборот на 1 м² торговой площади, тыс. руб. | 27,58 | 29,25 | 50,81 | 1,67 | 21,56 | 106,06 | 173,71 |
13. Прибыль от реа-лизации, тыс. руб. | 3209 | 3496 | 8184 | 287 | 4688 | 108,94 | 234,1 |
14. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | 2938 | 3217 | 7390 | 279 | 4173 | 109,50 | 229,72 |
Рентабельность продаж, % | 3,23 | 3,32 | 4,48 | 0,09 | 1,16 | 102,79 | 134,94 |