Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:48, курсовая работа
Целью данной работы является исследование системы показателей рентабельности и их анализа на предприятии.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
раскрыть значение и роль прибыли в рыночной экономике, ее понятие и виды прибыли;
дать понятие рентабельности;
показать виды рентабельности;
исследовать методику анализа рентабельности;
проанализировать состав и динамику прибыли и показатели рентабельности на практическом примере Ульяновского предприятия ООО «Дворцовый ряд-МС»;
выявить пути повышения рентабельности на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………….…………….
1.1. Значение и роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия……………………………………………………………………
1.2. Понятие и показатели рентабельности……………………….…………
1.3. Методика анализа показателей рентабельности………………………..
2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ДВОРЦОВЫЙ РЯД-МС»……………………………………………………
2.1. Краткая характеристика предприятия. Анализ состава и динамики прибыли от обычной деятельности…………………………………………..
2.2. Анализ показателей рентабельности…………………………………….
2.3. Пути повышения рентабельности……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …
Нужно отметить высокий темп рост товарооборота на предприятии. Это вызвано активным расширением деятельности предприятия, увеличением объема продаж. Так, в 2009 году темп роста к 2008г. составил 106,04, а в 2010 к 2009 году 173,71%. Товарооборот увеличился в 2010 году на 77584 тыс. руб. и составил 182842 тыс. руб.
Издержки
обращения увеличились с
Улучшилась товарооборачиваемость в 2010 году на 3 дня, что положительно отразилось на прибыли.
На
предприятии произошло
По ООО «Дворцовый ряд-МС» за 2010 г. получено прибыли 7390 тыс. руб. Вся эта сумма получена за счет прибыли от реализации товаров.
Рентабельность продаж увеличивалась каждый год. В 2008 году она была 3,23%, в 2009 – 3,32%. Темп роста составил 102,79%. В 2010 году произошел значительный рост рентабельности, т.е. улучшение эффективности деятельности. Рентабельность составила 4,48%, а ее темп роста был 134,94%.
В фирме «Дворцовый ряд-МС» основным источником прибыли является прибыль от реализации товаров.
Анализ прибыли производится фирмой каждый год. Анализ осуществляется в увязке с факторами, влияющими на прибыль – это валовой доход и издержки обращения.
Для анализа прибыли необходимо провести расчет влияния факторов на прибыль фирмы. Для этого необходимо определить, за счет чего произошло отклонение от плана.
Данные анализа прибыли от реализации приведены в таблице 2.2.
Анализ прибыли от реализации ООО «Дворцовый ряд-МС» в 2010г.
(тыс. руб.)
Показатели | План | факт | % выполнения | отклонение (+;-) |
на 2010 | за 2010 | |||
1. Товарооборот | 181300 | 182842 | 100,85 | 1542 |
2. Валовой доход | ||||
2.1. в сумме | 22528 | 24070 | 106,84 | 1420 |
2.2. в % к обороту | 12,43 | 13,16 | 105,87 | 0,73 |
3. Издержки обращения | ||||
3.1. в сумме | 15880 | 15886 | 100,04 | 6 |
3.2. в % к обороту | 8,76 | 8,69 | - | -0,07 |
4. Прибыль от реализации | 6648 | 8184 | 133,63 | 1536 |
5. Рентабельность
продаж по прибыли от |
3,67 | 4,48 | 122,07 | 0,81 |
Отклонение от плана произошло за счет следующих факторов.
(1542 х 4,48%) : 100% = 69,1 тыс. руб.
(182842 х 0,73%) : 100% = 1334,7 тыс. руб.
(182842 х 0,07%) : 100% = 127,2 тыс. руб.
Совокупное влияние факторов равно сумме отклонения.
69,1 + 1334,7 + 127,2 = 1531 тыс. руб.
Анализ прибыли осуществляется в следующей последовательности:
1. Определяют выполнение плана по прибыли. Определяется как разность между фактической суммой прибыли за 2010г. и плановой суммой прибыли.
8184 – 6648 = 1536 тыс. руб.
2.
Определяют проценты
(8184 : 6648) х 100% = 133,63 %
3. Прирост прибыли в сумме в 2010г. по сравнению с 2009г., как их разность (см. табл. 2.1).
8184 – 3496 = 4688 тыс. руб.
4.
Динамика прибыли, т.е. темп
роста, определяют отношением
фактической суммы прибыли
(8184 : 3496) х 100 = 234,09%
5.
Фактический уровень
(8184 : 182842) х 100% = 4,48%
6.
Плановый уровень
(6648 : 181300) х 100% = 3,67%
По сравнению с планом произошло повышение фактического уровня рентабельности:
4,48 – 3,67 = 0,81%
7.
Определить изменение уровня
рентабельности в отчетном
4,48 – 3,32 = 1,16%
Уровень
рентабельности в 2010г. повысился по сравнению
с предшествующим годом на 1,16 %.
2.2
Анализ показателей
рентабельности
Рассмотрим показатели рентабельности применительно к хозяйственной деятельности ООО «Дворцовый ряд-МС».
1.
Рентабельность продаж.
Показатель рентабельности, рассчитанный как, отношение прибыли до налогообложения к товарообороту, тесно связан с результатами текущей деятельности, может быстро меняться и поэтому представляет интерес для собственников предприятия. Сопоставление этих двух показателей позволяет выявить изменение пропорций в развитии предприятия, что видно из таблицы 2.3.
Показатель |
2009 | 2010 |
Выручка (нетто) от реализации товаров | 105258 | 182842 |
Себестоимость реализации товаров | 91771 | 158772 |
Коммерческие расходы | 9990 | 15886 |
Прибыль от реализации | 3496 | 8184 |
Проценты к получению | 49 | 39 |
Прочие доходы | 588 | 271 |
Прочие расходы |
916 | 1103 |
Прибыль до налогообложения | 3217 | 7390 |
Рентабельность
продаж (%)
- по прибыли от реализации товаров |
3,32 | 4,48 |
- по прибыли до налогообложения | 3,06 | 4,04 |
Как видно из таблицы 2.3 в 2009г. и 2010г, в связи с убытками от внереализационных операций, уровень показателей рентабельности продаж исчисленный по прибыли до налогообложения, ниже, чем уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров (3,06 и 3,32; 4,04 и 4,48 соответственно). Соответственно, с ростом прибыли от реализации в 2010г. (на 4688 тыс. руб.) возросли и показатели уровней рентабельности по прибыли от реализации товаров и по прибыли до налогообложения.
Рентабельность продаж фирмы «Дворцовый ряд-МС», можно назвать удовлетворительной (уровень рентабельности, исчисленный по прибыли от реализации товаров в 2010г. - 4,48% при минимальном уровне 3-5%).
2.
Рентабельность деятельности. Прибыль
образуется как разность между
доходами и затратами, что
С аналитической точки зрения представляет интерес сопоставление таких пар, как прибыль от реализации товаров/издержки обращения и прибыль до налогообложения/затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритетность видов деятельности предприятия (см. табл. 2.4).
Анализ
рентабельности торговой и финансово-хозяйственной
Показатель |
2009 | 2010 | Изменение | |
+/- | % | |||
Издержки обращения | 9990 | 15886 | 5896 | 59,0 |
Затраты предприятия |
10906 | 16989 | 6083 | 55,8 |
Прибыль от реализации |
3496 | 8184 | 4688 | 134,1 |
Прибыль до налогообложения | 3217 | 7390 | 4173 | 129,7 |
Рентабельность издержек обращения, % | 34,99 | 51,52 | 16,53 | 47,2 |
Рентабельность текущих расходов, % | 29,50 | 43,50 | 14 | 47,5 |
Как видно из таблицы 2.4 и рентабельность издержек обращения, и рентабельность текущих расходов увеличились на 47,2% и 47,5% соответственно.
Сопоставив таблицы 2.2, 2.3, 2.4, увидим, что из-за убыточности внереализационных операций, рентабельность издержек обращения, выше рентабельности текущих расходов в 2010г. и 2009г.
3.
Рентабельность капитала. Эффективность
использования ресурсов
С точки зрения собственников предприятия основным показателем является отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине. Показатель рентабельности собственного капитала рассчитывается ежегодно на основе данных баланса и отчета о прибылях и убытках (см. табл. 2.5).
Анализ рентабельности собственного капитала ООО «Дворцовый ряд-МС» в 2009-2010гг. (тыс. руб.)
Показатель | 2009 | 2010 | Изменения | |
+/- | % | |||
Собственный
капитал:
|
9865 11104 |
11104 13086 |
- | - |
Средняя величина собственного капитала в течение года | 10484,5 | 12095 | 1610,5 | 15,4 |
Чистая прибыль | 2574 | 5912 | 3338 | 129,7 |
Рентабельность собственного капитала, % | 22,5 | 46,43 | 23,93 | 106,4 |