Прибыль и рентабельность организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:48, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование системы показателей рентабельности и их анализа на предприятии.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
раскрыть значение и роль прибыли в рыночной экономике, ее понятие и виды прибыли;
дать понятие рентабельности;
показать виды рентабельности;
исследовать методику анализа рентабельности;
проанализировать состав и динамику прибыли и показатели рентабельности на практическом примере Ульяновского предприятия ООО «Дворцовый ряд-МС»;
выявить пути повышения рентабельности на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………….…………….
1.1. Значение и роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия……………………………………………………………………
1.2. Понятие и показатели рентабельности……………………….…………
1.3. Методика анализа показателей рентабельности………………………..
2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ДВОРЦОВЫЙ РЯД-МС»……………………………………………………
2.1. Краткая характеристика предприятия. Анализ состава и динамики прибыли от обычной деятельности…………………………………………..
2.2. Анализ показателей рентабельности…………………………………….
2.3. Пути повышения рентабельности……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …

Работа состоит из  1 файл

КУРС_Система_показателей_рентабельности.doc

— 388.00 Кб (Скачать документ)
 

      Хотя  средняя величина собственного капитала изменилась незначительно на 15,4% по сравнению с 2009г., рентабельность собственного капитала в 2010 году увеличилась. Увеличение произошло на 106,4%. Этому способствовало увеличение прибыли более чем в 2 раза.

      4. Рентабельность используемых ресурсов. Самостоятельное значение имеет  показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к расходам на оплату труда. В расчетах данного показателя может использоваться либо вся сумма расходов на оплату труда, либо только расходы, включаемые в издержки обращения. Интерес представляет также такой показатель, как отношение прибыли к численности работников. По сравнению с предыдущим показателем стоимостной знаменатель в расчетной формуле заменяется натуральным, что обеспечивает универсальность такого показателя рентабельности для сравнительного анализа предприятий торговли (см. табл. 2.6).

Таблица 2.6

Расчет  рентабельности трудовых ресурсов ООО  «Дворцовый ряд-МС» в 2009-2010 гг. (тыс. руб.)

Показатель 2009 2010 Изменения
+/- %
Прибыль до налогообложения 3217 7390 4173 129,7
Затраты на персонал 2940 3050 110 3,7
Численность работников 165 163 -2 -1,2
Рентабельность  расходов на оплату труда, % 109,4 242,3 132,9 221,5
Прибыль на одного работника 19,5 45,3 25,8 132,3
 

      Данные  таблицы 2.6 показывают, что в 2010г. по сравнению с 2009г. сумма прибыли на одного работника увеличилась на 25,8 тыс. руб., что составило 132,3%; прибыль до налогообложения увеличилась на 4173 тыс. руб. или на 129,7%. При этом затраты на оплату труда увеличились незначительно (на 3,7%), а сокращение работников также было незначительным – 2 человека,  то есть сокращение персонала составляет 1,2%. Рентабельность расходов на оплату труда увеличилась на 221,5%. 

 

       2.3 Пути повышения рентабельности  

      Рентабельность - относительная величина, выражающая прибыльность (доходность) предприятия.

      Выявление факторов, влияющих на прибыль, подразумевает  под собой изучение экономических  условий ее формирования. Экономические  условия могут быть как внутренними, так и внешними. Под их действием  изменяется абсолютная величина  и  относительный уровень прибыли. К внешним условиям можно отнести такие как: инфляция, изменения в законодательствах и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, налогообложения предприятий, оплаты труда работников и др.

      К внутренним условиям, влияющим на величину прибыли, к примеру, можно отнести количество работников на предприятии, сокращая количество которых, можно тем самым увеличивать или уменьшать затраты на заработную плату, что в свою очередь может повлиять на величину валовой прибыли и соответственно на величину чистой прибыли.

      Если  говорить насчет основных факторов, влияющих на прибыль, то можно сказать, что  на практике прибыль до налогообложения в основном создается за счет прибыли от реализации товаров. Однако она может быть увеличена (уменьшена) на величину прибыли от неторговой деятельности предприятия, на величину выявленного положительного (отрицательного) сальдо по внереализационным операциям, на величину прибыли, полученной от реализации основных фондов.

      Издержки  обращения в розничной торговле сильно зависят от размеров заработной платы работникам, различных отчислений во внебюджетные фонды. Снижение издержек обращения влечет соответственно снижение заработной платы и разного рода отчислений. Это в своем роде может увеличить размеры прибыли, но в то же время может подорвать у работников стимул к работе и очень сильно снизить производительность труда, что может  привести к очень большим затратам на восстановление работоспособности персонала. В зарубежной практике на этот счет используется система стимулирования работников, где наряду с повышением окладов используется так называемое участие работников в хозяйственной деятельности предприятия, в котором подразумевается, что работники имеют право на покупку акций предприятий по льготным ценам, а затем могут получать дивиденды по купленным акциям.

      Величина  прибыли в торговле также зависит  от объемов спроса на товары и их предложения. Снижение спроса на товары может привести как к уменьшению валового дохода от реализации,  так и к сокращению валовой прибыли. Регулятором соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены товаров. При низких ценах на товары объем спроса на них больше, а при высоких - меньше, поскольку существуют более дешевые заменители этих товаров. По мере увеличения объемов продаж норма прибыли растет, затем рост ее замедляется и, наконец, она стабилизируется или снижается, что зависит от свойств определенных групп товаров.

      В общем случае, по итогам проведенного анализа, выявив, как те или иные факторы влияют на изменение прибыли, необходимо разработать конкретные мероприятия по увеличению анализируемого показателя:

    • увеличение объема выпуска продукции;
    • снижение себестоимости продукции;
    • снижение расходов предприятия;
    • установление прочных хозяйственных связей с поставщиками сырья и материалов;
    • систематический контроль за распределением сырья, материалов и топлива;       
    • повышение производительности труда работников;
    • повышение квалификации специалистов;
    • внедрение новейших технологий;
    • эффективное использование производственных мощностей;
    • создание торговых предприятий по реализации продукции;
    • создание маркетинговых служб на предприятии;
    • реконструкция и модернизация предприятия.

      По  результатам анализа определены основные пути увеличения рентабельности в ООО «Дворцовый ряд-МС».

      1. Рентабельность продукции на  прямую зависит от прибыли  предприятия. Увеличение прибыли  ведет к увеличению рентабельности.

      На  предприятии прирост товарооборота  прогнозируется за счет повышения объемов  продаж. Для этого фирма ищет новые пути сбыта товаров, привлекает частных предпринимателей, другие торговые фирмы, организации общественного питания (столовые, рестораны, кафе, буфеты). Предприятие в 2011г. планирует организовать торговлю продуктами питания в торговых палатках и павильонах на рынках города Ульяновска и в районных центрах области.  Кроме того, ожидается повышение цен на товары, особенно на товары, пользующиеся большим спросом у населения. К таким товарам можно отнести макаронные, кондитерские, табачные изделия, мясопродукты, рыбные консервы, рис.

      Таким образом, в 2011 году на предприятии планируется увеличить товарооборот на сумму 7668 тыс. руб. В результате этого запланировано получить дополнительную прибыль в сумме 2182 тыс. руб.

      2. Снижение издержек обращения планируется получить за счет:

    • снижения расходов на транспортировку путем организации централизованного завоза в свои магазины и в магазины некоторых муниципальных предприятий, с которыми заключены договоры на доставку;
    • снижения расходов на хранение за счет ускорения оборачиваемости и в результате сокращения потерь при хранении и высвобождении складских помещений, которые можно сдавать в аренду;
    • за счет сокращения расходов на тару и за счет улучшения хранения и ремонта тары;
    • снижения расходов на ремонт основных средств за счет использования более экономичных и ремонтных материалов и сокращения расходов на оплату ремонтных работ путем создания ремонтных бригад, исключив труд временных рабочих.

     3. Оптимизация прибыли предприятия  в условиях рыночных отношений требует постоянного притока оперативной информации не только внешнего характера (о состоянии рынка, спроса на продукцию, ценах и т.п.), но и  внутреннего - о формировании затрат на производство  и себестоимость продукции. Эта информация опирается на систему учета расходов, на  выявленные отклонения расхода ресурсов от стандартных норм и смет, на данные о калькуляции себестоимости отдельных видов продукции, учете результатов реализации по видам изделий.

     Основными задачами анализа прибыли предприятия  являются: оценка динамики показателей прибыли, обоснованности образования и распределения их фактической величины; выявление и измерение действия различных факторов на прибыль; оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек

     На  рассмотренном предприятии наблюдается  положительная тенденция увеличения рентабельности, но имеются и резервы  для роста.

      Анализ  показал, что данная организация  располагает достаточными резервами  увеличения прибыли от реализации продукции и, прежде всего, за счет снижения себестоимости реализации, а также за счет увеличения товарооборота в результате расширения деятельности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать выводы.

      Анализ  показателей рентабельности является составной частью анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий и одним из наиболее действенных инструментов учета и контроля уровня использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в условиях рынка. Результаты данного анализа практически используются в планировании производства и оценке эффективности качества работы. Проведение анализа - одна из ключевых задач управления в экономической сфере.

      Содержание  анализа показателей рентабельности состоит в объективной оценке достигнутого уровня организации производства и выявлении резервов дальнейшего улучшения качественных и количественных показателей. Анализ призван охарактеризовать изменения в материально-технической базе производства и показателях его эффективности, обеспечить глубокое экономическое обоснование решений, через которые реализуются функции управления.

     Важная  роль в обеспечении всесторонней интенсификации производства и повышения  его эффективности принадлежит  прибыли. Получение ее является обязательным условием функционирования предприятия. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают расходы. Прибыль – объективная экономическая категория товарно-денежных отношений. Формирование регулируемого рынка товаров сопровождается повышением роли прибыли в системе показателей экономической характеристики деятельности предприятий. К тому же прибыль – реальная база налогообложения и, как правило, источник уплаты налогов. Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовой доход. На величину валового дохода влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.

     Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда. Таким образом, прибыль является составным элементом рыночных отношений. Она играет важную роль в формировании доходов бюджета и создании рынков средств производства, предметов народного потребления и др.

      В данной работе рассмотрено торговое предприятие ООО «Дворцовый ряд-МС». Анализ прибыли и показателей рентабельности предприятия позволил сделать следующие выводы. В 2010г. прибыли было получено на 4173 тыс. руб. больше чем в 2009г.

      Прибыль от реализации в 2010г. была получена сверх плана 1536 тыс. руб. Общая сумма прибыли от реализации – 8184 тыс. руб. Рентабельность по прибыли от реализации, таким образом, составила 4,48% при плановом уровне 3,67%. Сверхплановая прибыль в сумме 1536 тыс. руб. получена за счет сверхплановых доходов, которые, кроме того, перекрыли перерасход издержек обращения (по абсолютной сумме). За счет перевыполнения плана по доходам получено 1334,7 тыс. руб., за счет экономии издержек обращения по уровню 127,2 тыс. руб., за счет перевыполнения плана товарооборота на 1542 тыс. руб. получено прибыли 69,1 тыс. руб. Таким образом, совокупное влияние факторов на прибыль составило 1531 тыс. руб.

      Абсолютный  перерасход издержек обращения в 2010г. составил 6 тыс. руб. за счет незапланированных расходов на содержание здания и расходов на ремонт основных средств. Сумма издержек обращения в 2010г. составляла 15886 тыс. руб., уровень издержек обращения к обороту 8,69%. Это ниже запланированного уровня на 0,07%. Перевыполнение плана по доходам и экономия издержек обращения обеспечили положительную динамику прибыли за 2010г. по сравнению с 2009г. В 2010г. в фирме увеличилась прибыль от реализации на 4688 тыс. руб., т.е. на 134,1%.

     Соответственно, с ростом прибыли от реализации в 2010г. (на 4688 тыс. руб.) возросли и показатели уровней рентабельности по прибыли от реализации товаров и по прибыли до налогообложения. Уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров в 2010г. -  4,48%. В 2010г. рентабельность издержек обращения, и рентабельность текущих расходов увеличилась на 47,2% и 47,5% соответственно.

      Рентабельность  собственного капитала в 2010 году также увеличилась. Увеличение произошло на 106,4%. Этому способствовало увеличение прибыли более чем в 2 раза.

Информация о работе Прибыль и рентабельность организации