Прибыли и убытки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) определяет в качестве материально-производственных запасов активы:

— используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

— предназначенные для продажи;

— используемые для управленческих нужд организации.

Материально-производственные запасы включают в себя производственные запасы, готовую продукцию и товары.

Производственные запасы представляют собой совокупность предметов труда, используемых в производственном процессе. Они участвуют в процессе производства однократно и полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию, выполненные работы и оказанные услуги.

Производственные запасы группируются по: 1) роли и назначению их в процессе производства; 2) техническим свойствам (сорт, размер, марка, профиль и другие признаки).

Работа состоит из  1 файл

курсовая БУ.doc

— 405.00 Кб (Скачать документ)

В конце  отчетного периода учетная оценка запасов в издержках производства и обращения корректируется на величину отклонении фактической себестоимости от их стоимости по учетным ценам (см.  расчет в табл.   15): I сч.  20,  23.  25.  26,  44,  К сч.   16.

При этом, если Ф > У. то делается обычная запись, если Ф < У. то красное сторно.

Учет наличия и движения производственных запасов на складе ведется материально ответственным лицом (заведующим складом, кладовщиком), с которым заключается договор о полной материальной ответственности.

Количественно-сортовой учет производственных запасов ведется материально ответственными лицами в карточках складского учета материалов или книгах. Записи в карточках производятся на основании первичных документов (приходных ордеров, требований-накладных) в день совершения операций. После каждой записи выводится остаток материалов.

На малых  предприятиях, имеющих небольшую  номенклатуру материальных ценностей, ведение учета возлагается на работников, непосредственно связанных  с использованием материалов (мастеров, бригадиров, начальников производств). Учет материальных ценностей организуется непосредственно в аналитических ведомостях, формы которых приближены к формам оборотных ведомостей.

3.1. Учет поступления производственных запасов

Производственные  запасы поступают в организацию  от поставщиков, приобретаются подотчетными лицами за наличный расчет, а также могут поступать из собственного производства (основного и вспомогательного) в качестве полноценных предметов труда или отходов производства, материальных ценностей, оставшихся от ликвидации основных средств и иного имущества.

От поставщиков  производственные запасы поступают  согласно заключенным между организацией и поставщиками договорам. В договорах  оговариваются: вид поставляемых материальных ценностей, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели поставок материальных ценностей, сроки отгрузки материальных ценностей, порядок расчетов (условия платежей) между организацией и поставщиками.

Порядок расчетов между организацией и поставщиками по внутрироссийским поставкам определяется в соответствии с правилами безналичных расчетов в РФ; по импортным поставкам — в соответствии с правилами международных расчетов.

Условия внутрироссийских поставок формируются  в соответствии с принятыми в стране условиями (франко-завод; франко-станция отправления; франко-вагон и др.), определяющими права и обязанности продавцов и покупателей по отношению к товару.

Учет  расчетов  с  поставщиками  ведется  на  пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

По кредиту  счета 60 в корреспонденции со счетом 10 (15) отражается задолженность организации поставщику за фактически поступившие материальные ценности и подрядчику за услуги по доставке материальных ценностей. В задолженность поставщикам (подрядчикам) по кредиту счета 60 включается; также налог на добавленную стоимость. При этом задолженность поставщикам по кредиту счета 60 отражается только тогда, когда к организации-покупателю перешло право собственности на материальные ценности.

Суммы, отражаемые по кредиту счета 60, зависят  также от соответствия сроков поступления материальных ценностей и платежных документов.

Налог на добавленную стоимость, подлежащий оплате поставщикам за приобретенные производственные запасы и подрядчикам за услуги по транспортировке и доставке их в организацию, учитывается по дебету счета 19 на основании расчетных документов. По кредиту счета 19 отражается списание налога на добавленную стоимость по назначению. Налог на добавленную стоимость, фактически уплаченный за приобретенные и оприходованные производственные запасы, списывается со счета 19 в уменьшение задолженности бюджету, независимо от их отпуска в производство. Налог на добавленную стоимость по производственным ресурсам, подлежащим использованию на изготовление продукции и осуществление операций, освобожденных от налога, списывается со счета 19 на счета учета затрат на производство (20, 23, 25. 26).

Если  при заключении договора предусмотрен аванс поставщику (подрядчику), то он отражается на счете 60 на выделяемом субсчете (60 ав.). При окончательном расчете с поставщиком производится зачет суммы полученного аванса внутренней записью по счету 60: Д сч. 60, К сч. 60ав. При выявлении несоответствия цен и тарифов, несоответствия качества, качества поставленных материальных ценностей договорным обязательствам предъявляется претензия поставщикам и подрядчикам на сумму недостачи или не принятых материальных ценностей. Сумма недостачи рассчитывается вместе с НДС. Претензия предъявляется в корреспонденции со счетом 60 Д сч. 76-2, К сч. 60.

Поступление материальных ценностей от других источников (кроме поставщиков)  отражается  в учете следующим образом.

Материалы, выработанные организацией для собственных  нужд, а также полуфабрикаты собственного производства приходуются записью: Д сч. 10, «Полуфабрикаты собственного производства» и К сч. 20 или 23 в зависимости от того, из каких цехов они поступили.

Принятые  на склад отходы учитываются по дебету счета 10 субсчет 6 «прочие материалы» и кредиту счета 20 или 23.

Материалы, поступившие от забракованных изделий, учитываются по цене возможного использования или продажи по дебету счета 10 и кредиту счета «Брак в производстве».

Поступившие материальные ценности (лом, запасные части и т.д.) от ликвидации и выбытия основных средств отражаются записью: Д сч. 10. К сч. 91.

Приобретенные подотчетными лицами материальные ценности приходуются в учете: Д сч. 10, К сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

3.2. Учет отпуска производственных запасов

Производственные  запасы организации могут быть отпущены: на производство продукции, обслуживание производства и управление им, исправление брака в производстве, непроизводственные нужды, проданы на сторону, передав в совместную деятельность и т.п.

Отпущенные  материалы на производственные нужды  на основании первичных документов (лимитно-заборных карт, требований-накладных и др.) или составленных на их основе ведомостей распределения материалов списываются) кредита счета 10 «Материалы» в дебет производственных счетов по назначении Д сч. 20 — на изготовление продукции, Д сч. 23 — цехам вспомогательного производства, Д сч. 25 — на обслуживание производства и управление им, Д сч. 26-на управление организацией в целом, Д сч. 28 — на исправление производственного брака.

Отпуск  материалов на изготовление продукции не всегда означает использование их в производстве в полном объеме. Для правильного определения материальных затрат в процессе производства ведется контроль за использованием материалов в соответствии с утвержденными нормами. Для этого используются методы: документального оформления отклонений от норм, учета раскроя по партиям, инвентаризации.

Метод документального оформления отклонения фактического расход материальных ценностей  от норм применяется при поштучном  отпуске материалов сверх лимита, замене одного вида материала другим и т. п. В этом случае отклонения от норм документируются специальными требованиями на дополнительный отпуск, на замену и т.п. При отпуске немерных, некондиционных мак риалов отклонения выявляются непосредственно в документах на отпуск мате риалов в производство. ' :

Метод раскроя по партиям применяется  при отпуске материалов по весу и измерении по площади. На каждую партию металла, кожи или ткани составляется раскройный лист или карта, в которых указывается количество материала, норма расхода. После раскроя указывается также количество выкроенных деталей (заготовок), отходов и результат (экономия или перерасход). Эконом» или перерасход определяется путем сравнения фактического расхода материала с нормативным. Расход материала по норме выявляется путем умножения количества заготовок на норму расхода. Таким образом, повседневно контролируется расход материалов, выявляются причины и виновники.

Аналогично  ведется контроль и в отношении  отходов.

Метод инвентаризации применяется для  определения фактического расхода материалов и выявления отклонений от норм в случае невозможности использования других способов контроля. Данный метод основан на проведении инвентаризации остатков неизрасходованных материалов за смену, декаду или месяц Сроки проведения инвентаризации остатков материалов зависят от специфики производства, характера изготавливаемой продукции, периода изготовления и других условий.

Фактический расход материалов определяется расчетным  путем: к остаткам неизрасходованных материалов на начало периода прибавляется количество я пущенных в производство материалов и вычитаются остатки неизрасходованных материалов на конец периода. Данные об остатках выявляются инвентаризацией, а об отпущенных материалах — по первичным документам. Полученный фактический расход материалов за соответствующий период сопоставляется с нормативным и выявляется экономия или перерасход. Нормативный расход материалов   определяется    умножением    фактического    количества    изготовленной продукции за смену, декаду или месяц на действующую норму расхода.

Материалы, отпущенные в обслуживающие производства и хозяйства, относят с кредита счета 10 в дебет счета 29.

Материалы, проданные на сторону, а также  переданные в совместную деятельность и в уставные капиталы других организаций, списываются с кредита счета 10 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». При этом по проданным материалам начисляется налог на добавленную стоимость, подлежащий взносу в бюджет, который отражается по дебету счета 91 в корреспонденции с кредитом счета 68 или 76 (в зависимости от принятого организацией варианта налогообложения по НДС). Оценочная стоимость материалов, переданных в совместную деятельность и в уставные капиталы других организаций, учитывается записью: Д сч. 58, К сч. 91.

При организации  учета производственных запасов  по фактической себестоимости приобретения (заготовления) стоимость материалов, списанных в течение отчетного месяца по покупным ценам, доводится до фактической себестоимости путем отнесения в конце месяца суммы расходов по заготовке и доставке, приходящихся на отпущенные материалы. Расчет расходов по заготовке и доставке приведен в табл. 14. Сумма расходов по заготовке и доставке, приходящаяся на израсходованные материалы, списывается с кредита счета 10 в дебет тех счетов, на которые были отнесены материалы: Д сч. 20, 23, 25, 26, 28, 29, 91 и К сч. 10.

При организации  учета производственных запасов  по учетным ценам по окончании  месяца определяется разница между  фактической себестоимостью израсходованных материалов и их стоимостью по учетным ценам. Расчет отклонений в стоимости материалов приведен в табл. 15. Выявленная разница списывается на те же счета, на которые были списаны материалы по учетным ценам: Д сч. 20, 23, 25, 26, 28, 29, 91 и К сч. 16. При этом превышение фактической себестоимости над стоимостью материалов по учетным ценам отражается обычной дополнительной записью. Превышение стоимости материалов по учетным ценам над фактической себестоимостью отражается сторнировочной записью (красным цветом).

3.3. Учет наличия и движения товаров

В процессе хозяйственной деятельности организация  может приобретать материальные ценности непосредственно для продажи. В этом случае при организации учета товарных операций руководствуются как общими нормативными документами по организации бухгалтерского учета, так и специальными, отражающими особенности сферы торговли, в частности Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительстве РФ от 19 января 1998 г. № 55.

Учет  движения товаров осуществляется на основании первичных документов: счетов-фактур, транспортных накладных (товарно-транспортных, железнодорожных, коносамента), закупочных актов, накладных, кассовых чеков и др.

Аналитический учет товаров ведется по каждой торговой единице (магазину), а внутри каждой торговой единицы - по материально ответственным лицам. Учет товаров по каждому материально ответственному лицу ведется по наименованиям товаров, а в комиссионной торговле - по каждой единице товаров.

Организовать  аналитический учет товаров по наименованиям  возможно только тогда, когда их поступление  и выбытие оформляется документами, в которых указаны наименование, цена и количество товаров. Такая возможность существует всегда в оптовой торговле и не всегда в розничной торговле. В частности, реализация товаров населению за наличный расчет документально подтверждается кассовыми чеками, которые содержат только стоимость реализованных товаров. В них отсутствует информация о том, какие конкретно товары проданы. Поэтому при организации розничной торговли, как правило, аналитический учет ведется по каждой торговой единице и материально ответственным лицам.

Информация о работе Прибыли и убытки