Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:44, курсовая работа
Цель написания курсовой работы - рассмотрение прибыли и рентабельности ООО «Европак-сервис», анализ факторных влияний на прибыль, анализ показателей оценки прибыли и рентабельности.
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность торгового предприятия ООО «Европак-сервис».
Предметом же исследования является определение факторов, влияющих на прибыль предприятия, и оценка рентабельности.
Введение………………………………………………………………………………..3
1.Технико-экономическая характеристика ООО «Европак-сервис»……………….5
1.1. Общие сведения о предприятии………………………………………………….5
1.2 Организация экономического анализа на предприятии…………………………9
1.3 Анализ и оценка основных экономических показателей деятельности
предприятия ООО «Европак-сервис»………………………………………………..15
2.Теоретические подходы к проведению анализа прибыли и рентабельности…...19
2.1 Сущность, содержание и функции прибыли……………………………………..19
2.2 Сущность и основные показатели рентабельности предприятия………………25
3. Анализ прибыли и оценка рентабельности предприятия
ООО «Европак-сервис»……………………………………………………………….30
3.1. Оценка состава и структуры прибыли предприятия……………………………30
3.2. Факторный анализ прибыли ООО «Европак-сервис»………………………….32
3.3 Анализ и оценка показателей рентабельности предприятия……………………38
Заключение……………………………………………………………………………..43
Список использованной литературы
Приложение
Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций.
Чистая прибыль – прибыль, остающаяся у предприятия, исчисляется как разница между балансовой прибылью и величиной уплаченных в бюджет налогов из прибыли.
Льготируемая прибыль – часть балансовой прибыли, не подлежащая налогообложению по действующему законодательству.
Налогооблагаемая прибыль – прибыль, подлежащая налогообложению по установленным ставкам.
Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным.
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
1) показатели, рассчитанные на основе стоимости реализованной продукции;
2) показатели, рассчитанные на основе производственных активов;
3) показатели, рассчитанные на основе потока наличных денежных средств.
Рентабельность продукции примеряют в 3-х вариантах: рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельного изделия.
Рентабельность реализованной продукции - это отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости.
Рентабельность изделия - это отношение прибыли на единицу изделия к себестоимости этого изделия.
Прибыль по изделию равна разности между его оптовой ценой и себестоимостью.
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
1) показатели, рассчитанные на основе стоимости реализованной продукции;
2) показатели, рассчитанные на основе производственных активов;
3) показатели, рассчитанные на основе потока наличных денежных средств.
Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности), отражаемых в отчетности предприятия (формулы (2.1)-(2.3):
(Прибыль от реализации / Объем продаж) * 100%
(Валовая прибыль / Объем продаж)* 100%
(Налогооблагаемая прибыль / Объем продаж)* 100% (2.3)
Данные показатели характеризуют прибыльность продукции [19, С.48-49]. Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.
В первом случае она определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию.
Рентабельность всей реализуемой продукции можно рассчитать и как процентное отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации (объему продаж). Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции. Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости. Она определяется по формуле (2.4) как процентное соотношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.
(Прибыль от реализации / Себестоимость продукции)* 100% (2.4)
В связи с этим, при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому важно сформировать структуру продукции так, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли [12, С.150].
Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств (формулы (2.5) – (2.7)):
1) все производственные активы предприятия;
2) инвестиционный капитал (собственные средства и долгосрочные обязательства);
3) акционерный (собственный) капитал.
(Чистая прибыль / Все производственные активы) *100% (2.5)
(Чистая прибыль / Инвестиционный капитал)*100%
(Чистая прибыль / Акционерный капитал)*100%
Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризуют степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и заемных средств.
Данные показатели весьма практичны в связи с тем, что отвечают интересам участников.
Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех производственных активов, потенциальных инвесторов и кредиторов - доходность акций и т.д.
Третья группа показателей формируется аналогично показателям первой и второй групп, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств (формулы (2.8) – (2.10).
(Чистый приток денежных средств / Объем продаж)*100% (1.8)
(Чистый приток денежных средств / Совокупный капитал) *100% (1.9)
(Чистый приток денежных средств / Собственный капитал) *100% (2.10)
Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечивать кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами. Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она более приоритетна, потому что операции с денежными потоками являются признаком интенсивного типа производства и финансового “здоровья" предприятия. Переход на использование этой концепции требует перестройки отчетности предприятий. Эта работа находится лишь в начальной стадии. Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определённой базы. Организация рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Рентабельность может определяться по-разному.
Рентабельность производства исчисляется по формуле (2.11):
где Р - уровень рентабельности производства, %;
П - сумма валовой прибыли, руб.;
ОФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;
НОС - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств (материальных оборотных средств), руб.
Кроме рентабельности производства в процессе анализа предпринимательской деятельности широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции. Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчётах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.
Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам.
Рентабельность продукции в двух её разновидностях исчисляется по формулам (2.12) и (2.13):
где Р - рентабельность продукции, %;
П - валовая прибыль предприятия, руб.;
СП - полная себестоимость реализованной продукции, руб.;
ЦП - объём реализованной продукции в соответствующих ценах (за минусом НДС и акцизов), руб.
Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это повышение эффективности использования ресурсов организациями на основе стабилизации взаимных расчётов и системы расчётно-платёжных отношений. Это индексация оборотных средств и чёткое определение источников их формирования.
Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.
3. Анализ прибыли и оценка рентабельности предприятия ООО «Европак-сервис»
3.1. Оценка состава и структуры прибыли предприятия
Прибыль - часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Только после продажи продукции доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность меду выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции.
Прибыль и рентабельность относятся к важнейшим показателям, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль отражает результаты всех сторон деятельности предприятия. На ее величину влияет объем продукции, ее ассортимент, качество, уровень себестоимости, штрафы, неустойки и другие факторы.
Анализ прибыли и рентабельности предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.
Задача экономического анализа состоит в том, чтобы дать оценку общей величины прибыли и ее состава, проверить обоснованность плана и его выполнение по величине прибыли к уровню рентабельности, раскрыть влияние ряда факторов на отклонение фактической величины прибыли от плановой, выявить резервы роста прибыли и рентабельности.
Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные, данные финансовой отчетности, Форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках", а также соответствующие таблицы бизнес-плана [16, С.68].
Для удобства анализа финансовых результатов вынесем показатели прибыли в отдельную таблицу (таблица 3.1).
Как видно из таблицы 3.1, наблюдается тенденция роста всех показателей прибыли. Возросла прибыль от продаж на 4900 тыс. руб. в 2010 г. Увеличился показатель чистой прибыли на 4400 тыс. руб. в 2010 г. Это связано прежде всего с увеличением объема реализуемой продукции в анализируемом периоде (2009-2010 гг.)
Таблица 3.1 - Анализ динамики прибыли ООО «Европак-сервис»
за 2009 - 2010 гг.
в тыс. руб
Показатель | 2009 г. | 2010 г. | Изменения с 2009 г. по 2010 г. | Доля в объеме валовой прибыли в 2009 г.,% | Доля в объеме валовой прибыли в 2010 г.,% |
Валовая прибыль, тыс. руб | 8100 | 13700 | +5600 | 100,00 | 100,00 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. | 6300 | 11200 | +4900 | 77,8 | 81,7 |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 5100 | 9500 | +4400 | 63 | 69,3 |