Развитие электронных платежных технологий в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:34, курсовая работа

Описание

Термин электронные деньги (а также электронная наличность, или цифровые наличные деньги) относится к транзакциям средств, выполненным с помощью электронных коммуникаций. Электронные деньги могут являться дебетом или кредитом. Цифровые наличные деньги могут быть некоторой валютой, и чтобы начать их использовать, необходимо конвертировать некоторое количество обычных денег в цифровые. Такая конвертация аналогична покупке иностранной валюты.
Электронные деньги:
не являются деньгами, а представляют собой или чеки, или подарочные сертификаты, или другие подобные платежные средства (в зависимости от юридической модели системы и от ограничений законодательства).
могут эмитироваться банками, НКО, или другими организациями.

Работа состоит из  1 файл

курсовая .docx

— 60.74 Кб (Скачать документ)

            В 2008 году компания ОСМП запустила бренд QIWI, под которым стали работать все её платёжные терминалы. К 2009 году QIWI заняла 33 % рынка моментальных терминальных платежей, к 2010 году — 49 % рынка. К тому времени 95 % всех платежей через терминалы приходилось на оплату сотовой связи.

            В конце 2007 года компания ОСМП вывела на рынок услугу «Личный кабинет QIWI» (с марта 2010 года — «QIWI Кошелёк»). Если раньше «Личный кабинет QIWI» был лишь частью платёжного терминала QIWI, то с введением «QIWI Кошелька» он стал полноценным аналогом обычного кошелька в Интернете, на котором пользователь может хранить электронные деньги.

CyberPlat

            Система CyberPlat (КиберПлат) вышла на российский рынок в 1997 году. В 2005 году через терминалы системы было проведено 200 млн платежей, из которых 97 % — в пользу мобильных операторов, в 2006 году — 669 млн платежей, в 2007 году — 1,25 млрд платежей.

            В 2007 году компания получила премию CNews Awards в номинации «За создание и развитие рынка электронных платежей в России». К 2008 году система CyberPlat заняла 29 % рынка моментальных терминальных платежей.

            В 2009 году компания вывела на рынок новый сервис — «Платёжная книжка КиберПлат», полноценный интернет-кошелёк. Пользователь может пополнить его на определённую сумму и затем потратить её на товары и услуги. Пополнение происходит через терминалы CyberPlat или партнёрские кассы.

            Мобильные платежи

            В 2007 году Мининформсвязи РФ было принято решение о разработке в России концепции мобильных платежей (m-payments) и создании для них единой платформы. Предполагается, что в первую очередь будет создана поддержка оплаты услуг ЖКХ и Интернета, а также переводы с телефона на телефон между физическими и юридическими лицами на банковском уровне. Опытной зоной для внедрения платёжной платформы были названы Москва, Санкт-Петербург и Сочи.

            Среди проблем мобильных платежей — необходимость иметь собственный банковский счёт для оплаты услуг через мобильный телефон и психологическое недоверие к крупным SMS-платежам. Кроме того, не хватает законодательной основы: по мнению главы АФК «Система» Владимира Евтушенкова, рынок мобильных платежей готов к полноценной работе, осталось только принять закон, который позволит осуществлять мобильные платежи по единой схеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

            Электронные платежи – один из самых перспективных сегментов IT-рынка. Однако вряд ли кто сегодня может в точности сказать, как именно он станет развиваться в ближайшее время. Многое зависит от того, когда и в каком виде будет принят закон об электронных деньгах, и какие компании останутся в числе основных игроков.

           Осенью 2009 года в России была создана Ассоциация "Электронные деньги", объединившая ведущих участников российского рынка электронных платежей: WebMoney, "Яндекс.Деньги", QIWI, i-Free, а также организации НАУЭТ (Национальная ассоциация участников электронной торговли) и НАУМИР (Национальное партнерство участников микрофинансового рынка). Основная цель АЭД – развитие рынка электронных денег как общедоступной финансовой услуги. В числе первостепенных задач были названы: разработка нормативных документов по регулированию российского рынка электронных денег, включая обобщение российского и зарубежного опыта, анализ рынка и выработка единой аналитической отчетности для всех его участников. Фактически Ассоциация сама обозначила тот круг проблем, с которым сталкиваются компании на российском рынке.

            В это же время Госдума России начала подготовку законопроекта об электронных деньгах. Согласно этому документу, руководство эмиссией электронных денег может быть передано Центробанку РФ. По мнению Центробанка, коммерческие организации, владеющие электронными платежными системами, должны сотрудничать с кредитными учреждениями, поскольку эмитировать электронные деньги должны банки. Пока что все организации, работающие в сфере электронных денег, предоставляют отчетность в ЦБ на добровольной основе. Однако вопрос когда будет принят законопроект и устроит ли он компании, остается открытым.

            Что изменится для операторов электронных денег − пока сложно сказать. В случае принятия решения в пользу признания операторов электронных денег кредитными организациями мы столкнемся с очевидной проблемой: большим и трудно обозримом регулятивным «наследством». Существует более тысячи нормативных документов ЦБ, предназначенных для регулирования деятельности банков. Если операторов электронных денег назовут кредитными организациями, к ним автоматически, без разбора, будут применяться все эти нормы. Это убивает идею существования отдельного «оператора электронных денег». Ведь если ты все равно должен выполнять все требования, предъявляемые к банкам, то зачем себя ограничивать и заниматься только платежами? Тогда надо кредиты давать, это куда прибыльней.

            Хотелось бы в очередной раз озвучить нашу позицию: мы приветствуем появление регулирования электронных денег. Кажется, будто без регулирования работать проще, но это также наивно, как считать, что если с дорог убрать светофоры и запрещающие знаки, то ездить будет легче и быстрее. Как мы понимаем, совсем наоборот, ездить станет сложно: на каждом перекрестке придется заново договариваться, как разъехаться с другими участниками дорожного движения. Так что мы за наличие светофоров; просто мы говорим, что мотоциклисту и водителю автобуса надо давать водительские права разных категорий, с разными требованиями».

            Опасения насчет монополизации рынка отнюдь не беспочвенны. Крупных игроков можно пересчитать по пальцам одной руки. Так, система WebMoney Transfer насчитывает более 11 миллионов регистраций. Большая часть пользователей – жители России (70 процентов), а также стран СНГ. Вот уже больше 10-ти лет они используют WebMoney. Среди работающих с системой фрилансеры, web-разработчики, программисты, но в первую очередь – те, кто занимается онлайн-торговлей или предоставлением каких-либо услуг.

            Платежная система Яндекс.Деньги по популярности и числу открытых в ней счетов и оборотам занимает второе место в рунете. Благодаря скидкам и более удобной регистрации в ряде случаев именно Яндекс.Деньгами платить оказывается выгоднее.

          Выводом в курсовом проекте, может служить то, что рынок электронных платежей – тот самый случай, когда судьбу рынка фактически будут решать не сами игроки, а пользователи. И голосовать они станут своим кошельком. В данном случае – виртуальным. Чем более простой, удобной, многофункциональной и надежной окажется платежная система, тем больше у нее шансов сохранить свои лидерские позиции.

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. С. А. Белозеров.  «Известия» СПбГУЭиФ: «Электронные формы денег и новые виды платежных систем».
  2. Д. А. Кочергин, Проблемы интерпретации электронных денег // Журнал “Банковское дело” №12 (декабрь, 2005).
  3. Попов, М. Веремеенко «Электронные деньги» // Банковское дело №7 2007.
  4. Генкин А. С. Планета Web-денег, М: КроРус 2008.
  5. О.М. Иванов, М.В. Мамута “Электронные деньги в российской платежной системе” // Банковское Дело №10 2008.
  6. Школин, А.; Орлов, А. Web-деньги. — Финанс, № 25 (260), 30 июня-6 июля 2008 года.
  7. Благовещенский, А. Mail.ru открыл свои «деньги». — Российская газета, 6 августа 2009 года.
  8. Евсюков Д. Е. «Электронные деньги как новая составляющая кредитно-денежной системы» ЭКО. 2002..
  9. Афонина С. «Электронные деньги»-СПБ:- Питер. 2001. 
  10. «Деньги в современной России» М. Тастевен - Экономист. – 2007.
  11. «Финансы. Денежное обращение. Кредит» А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  12. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»  В. К. Сенчагов, А. И. Архипов. – М.: Проспект, 2004.
  13. Экслер А. «Руководство по платежам в Интернете» – М.: Мысль, 2008.
  14. Балабанов И.Т. «Электронная коммерция» СПб: Питер, 2001.
  15. Успенский И. «Энциклопедия Интернет-бизнеса» СПб: Питер, 2001.

 

 


Информация о работе Развитие электронных платежных технологий в РФ