Реформа бухгалтерского учета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:19, курсовая работа

Описание

Переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности - одно из условий поддержки предприятий и организаций со стороны государственных структур, в том числе налоговых. Начиная с начала 90-х гг. в процессе перехода от централизованно планируемого хозяйства к рыночной экономике в нашей стране произошли коренные преобразования. Изменения не могли не затронуть такие важнейшие элементы управления как учёт, финансовый контроль и анализ. Поскольку учёт в командно-административной системе выполняет принципиально другие функции, нежели в условиях рыночной экономики, то встала проблема реформирования учёта в соответствии с общепринятой во всём мире практикой.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Международные правила бухгалтерского учета. 5

Глава 2. Основные различия международных стандартов и их причины. 12

2.1. Международные различия учета. 12

2.2. Причины сохранения различий . 16

Глава 3. Национальные проблемы GAAP (GENERALLY ACCEPTED ACCOUNTING PRINCIPLES). 22

Глава 4. Академическое исследование аспектов международных правил учета. 25

Глава 5. Политические аспекты. 27

Глава 6. Реформа бухгалтерского учета в России. 29

6.1. Этапы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. 29

6.2. Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО. 36

Заключение. 43

Список литературы. 44

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 52.31 Кб (Скачать документ)

Содержание  стр.

        Введение 2

        Глава 1. Международные правила  бухгалтерского учета. 5

        Глава 2. Основные различия международных  стандартов и их причины.  12

       2.1. Международные различия учета. 12

       2.2. Причины сохранения различий . 16

        Глава 3. Национальные проблемы GAAP (GENERALLY ACCEPTED ACCOUNTING PRINCIPLES).  22

        Глава 4. Академическое исследование  аспектов международных правил  учета.  25

        Глава 5. Политические аспекты.  27

        Глава 6. Реформа бухгалтерского  учета в России.  29

       6.1. Этапы реформирования бухгалтерского  учета в соответствии с международными  стандартами финансовой отчетности. 29

       6.2. Проблемы и недостатки процедуры  перехода на МСФО. 36

        Заключение.  43

        Список литературы. 44 

Введение  

Переход на международные  стандарты бухгалтерского учета  и финансовой отчетности - одно из условий  поддержки предприятий и организаций  со стороны государственных структур, в том числе налоговых.  Начиная  с начала 90-х гг. в процессе перехода от централизованно планируемого хозяйства  к рыночной экономике в нашей  стране произошли коренные преобразования. Изменения не могли не затронуть  такие важнейшие элементы управления как учёт, финансовый контроль и  анализ. Поскольку учёт в командно-административной системе выполняет принципиально  другие функции, нежели в условиях рыночной экономики, то встала проблема реформирования учёта в соответствии с общепринятой во всём мире практикой. Это необходимо для того, чтобы наши предприятия, выходящие на международные рынки, были их полноправными участниками, а стандарты бухгалтерского учёта  объективно отражали деятельность и  имущественное положение компаний. А у международного рынка свои требования к потенциальным получателям  кредитов, да и вообще к партнерам. Дело здесь хотят иметь с рентабельными, платежеспособными предприятиями. Убедиться же в том, что они  таковыми являются, инвестор или кредитор может, лишь прочитав основные бухгалтерские  документы, которые до последних  лет в России были весьма специфическими и непонятными для иностранцев. У нас, например, отсутствовали такие  сугубо рыночные экономические категории, как нематериальные активы, уставный и добавочный капитал, резервы, распределение  дебитно-кредитной задолженности  на краткосрочную и долгосрочную и т.д. 

В России, в условиях повышенных рисков, признание международных  стандартов финансовой отчётности будет  важным шагом для привлечения  иностранных инвестиций. Ведь, например, по словам аналитика банка “Морган  Стэнли” (Morgan Stanley) Д.-П. Смита иностранные  инвесторы “не готовы всерьёз  придти на российский рынок, до тех  пор, пока не будут сделаны улучшения  в области корпоративной прозрачности”. Переход на международную практику учёта существенно облегчит взаимоотношения  с иностранными инвесторами, будет  способствовать увеличению числа совместных проектов. Необходимо подчеркнуть, что  приведение системы учёта в соответствии с международными стандартами не является только российской проблемой; процесс гармонизации и стандартизации системы бухучёта носит глобальный характер. Например, в рамках ЕС эта  работа осуществляется уже около 40 лет. 

Процесс унификации бухучёта напрямую связан с фундаментальными изменениями в мировой экономике  в результате международной интеграции и интернационализации хозяйственной  деятельности (сейчас на долю внутрифирменных  поставок приходится около 1/3 международного товарооборота). Международная стандартизация учёта в полной мере отвечает интересам  транснациональных компаний. По данным ООН в настоящее время в  мире действуют около 37 тысяч ТНК  и 170 тысяч их зарубежных филиалов и  дочерних компаний, а объём зарубежного  производства ТНК составляет 5,5 трл. долларов. Поэтому, например, необходимость  анализа и модификации отчётов  дочерних компаний при составлении  консолидированной отчётности в  таких масштабах требует значительных затрат и не может удовлетворять  корпорации. 

В последнее время  с учётом широкого внедрения современных  коммуникационных технологий требования к единообразному толкованию финансовой отчётности компаний возросли ещё больше. Инвестирование всё в большей  степени осуществляется в реальном времени через всемирную электронную  сеть, а это ещё один серьёзный  довод в пользу унификации учётных  стандартов. Уже в самом ближайшем  будущем ведение бизнеса на международном  уровне будет невозможно без использования  единых учётных нормативов, применимых вне зависимости от страны. Международные  стандарты финансовой отчётности (МСФО), которые разрабатываются Комитетом  по международным стандартам финансовой отчётности (КМСФО), признаны во всём мире как эффективный инструментарий для предоставления прозрачной и  понятной информации о деятельности компаний. 

Очевидно, что переход  на МСФО не должен быть самоцелью. Ведь в действительности ни одна промышленно  развитая страна в мире не использует МСФО полностью как национальные стандарты. Как правило, схожи общие  принципы национального учёта и  МСФО, однако зачастую системы учёта  имеют значительные отличия. Например, в 1996 г. в результате сравнительного анализа международных стандартов и US GAAP, проведённого Советом по стандартам финансовой отчётности США (FASB), выявлено, по меньшей мере, 255 различий между  этими системами, начиная от интерпретации  некоторых принципов до принципиальных отличий в подходе к анализу. Поэтому МСФО следует рассматривать  как отправную точку реформы  и искать такие пути для адаптации международных стандартов к российской специфике, которые бы обеспечили общую сопоставимость финансовой отчётности российских и западных компаний. 

Глава 1. Международные  правила бухгалтерского учета. 

Основные принципы, предъявляемые к бухучету, - это  его существенность (по-другому прозрачность), непротиворечивость, непрерывность, приоритет  содержания над формой и принцип  начисления. Последний - новый и довольно непривычный для российских бухгалтеров, но обязательный для формирования данных финансовой отчетности предприятия. Реакция  на введение принципа начисления неоднозначна. Однако говорить о преждевременности  или неудобстве этого нововведения некорректно. Почему в бухучете необходимо относить расчет доходов и расходов, а также затрат к тому периоду, когда они формируются, когда  на них возникает право или  обязательство вне зависимости  от фактического перечисления денежных средств? Потому что, не зафиксировав такие  данные, невозможно рассчитать, к примеру, ту массу прибыли, которая к дальнейшем пойдет на выплату дивидендов. Эти  данные бухучета используются для определения  рентабельности и ликвидности, при  необходимости сделать заключение о платежеспособности предприятия. Если же говорить о сугубо фискальной стороне его деятельности, то есть о его обязанности по уплате налогов  в государственный и местные  бюджеты, то тут, помимо требований бухучета, вступают в силу правила налогообложения. А они предполагают, в частности, что формирование налогооблагаемой базы по прибыли, для исчисления НДС  и т. д. может устанавливаться  для предприятия и по кассовому  методу, то есть по мере поступления  денег на расчетный счет в банке. Веч принципа начисления в бухучете невозможно определить истинную картину  состояния дел на предприятии, в  организации, что очень важно  прежде всего для их потенциальных  партнеров. 

Комитет по международным  правилам учета (International Accounting Standard Committee, IASC) был создан в 1973 г. ассоциациями профессиональных бухгалтеров Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Объединенного королевства  и Ирландии, а также США. и выпустил с тех пор 32 Международных правила  учета (International Accounting Standards, IAS) - см. табл. 1. Комитет, по крайней мере в первые десять лет существования, пребывал в относительной тени (хотя и в  довольно экзотических местах), и процесс  выработки международных правил учета воспринимался, скорее, как  интеллектуальная забава, чем как  средство достижения большей сопоставимости финансовых отчетов компаний разных стран. Очень немногие из главных  мировых финансовых рынков формально  признали международные правила  учета, и у IASC не было возможности  требовать, чтобы компании принимали  их правила. На первых порах главной  заботой IASC было конструирование международных  правил, которые были бы совместимы с реально существующим многообразием  правил учета. В итоге получилось так, что эти международные правила  стали позволять самые разные толкования, так что национальные правила учета оказались близки к тем или иным вариантам международных. 

Деятельность IASC направляется Советом из представителей 13 стран  и 4 организаций. Задачи IASC определены в его Уставе следующим образом: 

- формулировать и  издавать в государственных интересах  стандарты учета, подлежащие применению  при составлении и представлении  финансовой отчетности, стимулировать  их принятие во всем мире  и наблюдать за их внедрением; 

- работать для  совершенствования и гармонизации  бухгалтерских инструкций, стандартов  и процедур, относящихся к представлению  финансовой отчетности». 

IASC имеет полную  автономию по отношению к Международной  федерации бухгалтеров в части  разработки и издания Международных  стандартов учета. Члены IASC согласны  решать его задачи, выполняя следующие  обязательства: 

- «поддерживать работу IASC, публикуя в своих странах  каждый Международный стандарт  учета, одобренный к изданию  Советом IASC; 

- способствовать  тому, чтобы публикуемая финансовая  отчетность соответствовала Международным  стандартам учета по всем материальным  аспектам и раскрывала факт  такого соответствия; 

- убеждать правительства  и органы по разработке национальных  стандартов в том, что публикуемая  финансовая отчетность должна  соответствовать Международным  стандартам учета во всех материальных  аспектах; 

- убеждать контролирующие  органы рынков ценных бумаг  и деловое сообщество в том,  что публикуемая финансовая отчетность  должна соответствовать Международным  стандартам учета и отражать  различные стороны экономической  деятельности; 

- гарантировать аудиторам  возможность убедиться в том,  что публикуемая финансовая отчетность  соответствует Международным стандартам  учета по всем материальным  аспектам; 

- способствовать  принятию в отдельных странах  Международных стандартов учета,  их изучению и внедрению». 

Но IASC сумел обрести  новую жизнь. Часть новой терминологии, стремление к гармонизации просочились  в дебаты о международных правилах, отражая не только чуть заметное изменение  процесса, но и усилия сделать предлагаемые международные правила более приемлемыми для стран-участниц. Возрождению интереса к международным правилам учета способствовала конкуренция между национальными фондовыми биржами за новые акции, а также выраженное отличие режимов регулирования на рынках капитала США и других стран. Главные фондовые биржи ориентированы на прибыль; их рост и прибыльность зависят от привлечения новых акций, и биржи осознают, что фирмы готовы платить входную плату за доступ на многие, прежде всего американский, рынки, а платой является принятие правил раскрытия информации. Надежная система международных правил учета может улучшить позиции бирж в отношениях с регулирующими органами, и несколько фондовых рынков, включая Нью-Йоркскую фондовую биржу, недавно начали оказывать разнообразную помощь IASC. 

В 1987 г. IASC приступил  к новому проекту, нацеленному на ужесточение международных правил учета, и в 1993 г. опубликовал 10 новых  стандартов. Что еще более важно, IASC изменил отношение к национальным правилам. До этого предполагалось, что страны-участницы будут делать национальные правила совместимыми с международными. Теперь IASC стремится  к разработке международных правил, которые могли бы заменить национальные. В 1995 г. Международная организация  уполномоченных по ценным бумагам (International Organization of Security Commissioners, IOSCO), филиал регулирующих органов, под контролем которых  находятся главные рынки капитала, и IASC договорились к 1999 г. разработать  «основу» правил учета, которая могла  бы быть принята всеми странами, по крайней мере для иностранных  эмитентов. IASC также заявил, что намерен  предоставлять помощь в применении международных правил учета, чтобы  достичь большей однородности в  разных странах. 

Информация о работе Реформа бухгалтерского учета в России