Реформа бухгалтерского учета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:19, курсовая работа

Описание

Переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности - одно из условий поддержки предприятий и организаций со стороны государственных структур, в том числе налоговых. Начиная с начала 90-х гг. в процессе перехода от централизованно планируемого хозяйства к рыночной экономике в нашей стране произошли коренные преобразования. Изменения не могли не затронуть такие важнейшие элементы управления как учёт, финансовый контроль и анализ. Поскольку учёт в командно-административной системе выполняет принципиально другие функции, нежели в условиях рыночной экономики, то встала проблема реформирования учёта в соответствии с общепринятой во всём мире практикой.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Международные правила бухгалтерского учета. 5

Глава 2. Основные различия международных стандартов и их причины. 12

2.1. Международные различия учета. 12

2.2. Причины сохранения различий . 16

Глава 3. Национальные проблемы GAAP (GENERALLY ACCEPTED ACCOUNTING PRINCIPLES). 22

Глава 4. Академическое исследование аспектов международных правил учета. 25

Глава 5. Политические аспекты. 27

Глава 6. Реформа бухгалтерского учета в России. 29

6.1. Этапы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. 29

6.2. Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО. 36

Заключение. 43

Список литературы. 44

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 52.31 Кб (Скачать документ)

Другим направлением исследований является попытка проранжировать национальные правила учета по их относительной информативности, для  чего измеряется взаимосвязь между  ценами акций и величиной отчетных показателей в разных странах. Хотя полученные в результате этой работы ранги в целом соответствуют  представлениям большинства наблюдателей об относительной силе и слабости различных правил учета (отчетные данные американских и британских компаний считаются высокоинформативными, а  германских и японских -- существенно  менее информативными), возможное  влияние этих исследований на политические дебаты незначительно. Отчетная информация объясняет только сравнительно небольшую  часть колебаний цен на акции. Исследователи не смогли найти подтверждения  сильному влиянию поразительно разных правил учета на цены акций, даже когда  речь шла о фирмах, использующих одинаковые правила учета. 

Глава 5. Политические аспекты. 

Несмотря на растущую интеграцию мировых рынков капитала, сохраняются существенные различия между правилами учета, определяющими  форму и порядок информирования акционеров, кредиторов и других участников рынка. В этой статье рассматривается  вопрос, почему в разных странах  существуют разные правила учета  и почему они сохраняются. Американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) играет ключевую роль в попытках развить международные правила  учета, которые можно было бы использовать во всех странах мира. Без благословения SEC ни одна фирма, желающая привлечь капитал  американского рынка, не может использовать составленные в соответствии с международными правилами формы финансовой отчетности, если те не удовлетворяют установленным SEC требованиям раскрытия информации. Нынешняя позиция SEC такова, что правила международного учета приемлемы в США только в той степени, в какой они приближаются к национальным требованиям. Это серьезная угроза жизнеспособности международных правил учета, так как многие крупные фирмы нуждаются в доступе на американский рынок капитала. Положение самой Комиссии по ценным бумагам и биржам также нелегко, потому что многие члены комиссии, в частности фондовые рынки и институциональные инвесторы, могут многое выиграть, если будет упрощен доступ на рынок США для фирм, акции которых в настоящее время там не могут появиться. SEC потребуется немалое политическое искусство, чтобы облегчить иностранным фирмам доступ на рынок США, ослабив требования к отчетности, и одновременно умиротворить отечественные компании, которым придется по-прежнему отчитываться в соответствии с требующими громоздкой работы правилами. 

Перед IASС стоят  очень сложные проблемы. В политическом плане этот комитет находится  между молотом и наковальней. IASС разрабатывает правила учета, которые могут быть использованы иностранными фирмами вместо своих  национальных правил. Это обещает  возникновение двухэтажного режима отчетности, что грозит существенным недовольством в таких странах, как США, где и отечественные-то правила воспринимаются как чрезмерно  обременительные. SEC уже определенно  высказалась в том смысле, что  международные правила учета, серьезно отступающие от базовых принципов  и особенностей американских, не будут  приняты. В этом отношении SEC пользуется мощной поддержкой Совета по правилам финансового учета (Financial Accounting Standard Board, FASB), поскольку распространение  международных правил может подорвать  уважение к тем, которые поддерживаются FASB. 

В своем противостоянии двухэтажному решению вопроса американская SEC опасно приблизилась к признанию  того, что король-то голый. SEC утверждает, что если иностранным фирмам будет  позволено использовать правила  учета, которые воспринимаются как  более дешевые или менее сковывающие, чем американские, начнется обвал. Если SEC не пойдет на смягчение американских правил, то -- утверждается далее -- американские фирмы легализуют себя под иностранным  флагом и появятся на американском рынке капитала с отчетами, отвечающими  международным правилам. Эта логика слегка отдает примитивизмом, поскольку  игнорирует тот факт, что если американские правила учета действительно  совершеннее (с учетом более высоких  расходов), тогда фирмы, переключившиеся  на предположительно менее качественные международные правила учета, столкнутся с падением цен на их акции из-за неизбежного в такой ситуации повышения их расходов на привлечение  капитала. Всякий, кто знаком с экономической, политической и эмоциональной суетой вокруг проекта единой европейской  валюты, легко оценит препятствия  к прогрессу в деле выработки  общепринятых международных правил учета, особенно если примет во внимание отсутствие согласия по вопросу, что  же есть прогресс. 

Глава 6. Реформа бухгалтерского учета в России. 

Этапы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. 

Реформа бухгалтерского учёта невозможна без серьёзных  корректив в законодательстве, прежде всего в налоговом и гражданском. Наш бухгалтерский учёт традиционно  ориентирован на налоговое законодательство и возникает проблема необходимости  ведения учёта одновременно для  налоговых органов и для целей  финансового рынка, не говоря о том, что из-за несовершенства нашего налогового законодательства практически все  предприятия ведут так называемую “чёрную” бухгалтерию. Так, в результате анализа Гильдии финансовых аналитиков России выяснилось, что если принять  за 100 % сумму средств, остающихся у  предприятия после покрытия всех операционных расходов, то оно должно уплатить налогов на 124 %. Если говорить о налоге на прибыль, то для всех очевидна некорректность налогооблагаемой базы для него, и предприятия, ведущие  учёт одновременно по нашей и западной системе, обнаруживают, что налог  на прибыль часто берётся с  убытков предприятия. Это лишний раз доказывает, что реформирование системы бухгалтерского учёта должно осуществляться в комплексе с  соответствующими изменениями в  смежных отраслях законодательства. 

26 декабря 1997 года  Методологическим советом по  бухгалтерскому учету при Министерстве  финансов РФ и Президентским  советом Института профессиональных  бухгалтеров была одобрена Концепция  бухгалтерского учета в рыночной  экономике России (далее - Концепция). 
 

По-видимому, именно эту дату и следует считать  официальной датой начала перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности. Эту мысль  подтверждает и то, что наибольшая активность Минфином РФ в разработке и утверждении новых Положений  по бухгалтерскому учету была проявлена  именно в течение 1998-1999 гг. За этот период были вновь разработаны пять новых  Положений - ПБУ 5/98, ПБУ 7/98, ПБУ 8/98, ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. фактически в этот же срок попадает и ПБУ 6/97,разработанное  в 1997 году, но, в связи с длительностью  процесса регистрации в Минюсте  РФ, увидевшее свет только в начале 1998 года. Кроме того, с разной степенью существенности были переработаны (с  целью приближения к международным  стандартам) еще Два Положения - ПБУ 1/98, и ПБУ 4/98. Таким образом, из общего числа действующих в настоящее  время Положений по бухгалтерскому учету не перерабатывались с момента  утверждения только два -ПБУ 2/94, ПБУ 3/95. По нашим сведениям деятельность по их переработке в настоящее  время осуществляется достаточно активно  и, уже в течение первого полугодия 2000 года можно ожидать появления  переработанных текстов указанных  ПБУ. 

Прежде чем переходить к характеристике современного состояния  отечественного бухгалтерского учета  и его соответствия международным  стандартам, необходимо несколько слов сказать о самой Концепции  в свете действующих законодательных  и нормативных актов. 

Во вводной части  Концепции сказано, что концепция  бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой  экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями  государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся  в бухгалтерском учете, выступало  государство в лице отраслевых министерств  и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая  система государственного финансового  контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения хозяйствующих субъектов. 

Изменение системы  общественных отношений, а также  гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации  концепции бухгалтерского учета. Новая  концепция бухгалтерского учета  и разрабатываемые на ее основе правила  и нормы постановки и ведения  бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, равно как контроля за достоверностью и надежностью финансовой информации, должны создать элементы рыночной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятный климат для частного инвестирования, в том числе иностранных  инвестиций. 

То есть уже во втором абзаце Концепции делается акцент на необходимость ориентирования бухгалтерского учета на нужду инвесторов. 

Далее в Концепции  формулируются цели бухгалтерского учета, причем отдельно определяется цель учета для внешних и для  внутренних пользователей. Цель бухгалтерского учета, которая считалась основной - формирование достоверной информации для принятия управленческих решений - определена, как цель для внутренних пользователей, а по расположению в  тексте можно сделать вывод, что  она является второстепенной. 

В пункте 3.3. Концепции  приведен перечень заинтересованных пользователей  бухгалтерской отчетности: «Заинтересованными пользователями могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом». 

Для сравнения, в  соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона о бухгалтерском учете формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и  ее имущественном положении, необходимой  внутренним пользователям бухгалтерской  отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества  организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям  бухгалтерской отчетности. 

То есть, положения  Концепции в этой части противоречат Закону о бухгалтерском учете - Концепция  на первый план выводит необходимость  организации бухгалтерского учета  в преимущественно в интересах  внешних пользователей, а конкретно - потенциальных инвесторов, а Закон о бухгалтерском учете - в интересах внутренних пользователей - руководителей, учредителей и собственников имущества. Заметим, что формулировка Закона о бухгалтерском учете в Большей степени соответствует положениям статьи 2 ГК РФ, в которой сформулировано понятие предпринимательской деятельности - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи .товаров, выполнения работ или оказания услуг. То есть основным участником предпринимательской деятельности являются юридические и физические лица, сформировавшие уставный капитал организации и имеющие исключительные права на распределение полученной прибыли. Инвесторы к таким лицам не относятся - в деятельности коммерческой организации они участвуют только заемным капиталом (независимо от того, предоставляется он в виде займов или в виде целевого финансирования), а прибыль получают от использования авансированного капитала в части, оговоренной соглашением с собственниками организации. В принятии управленческих решений инвесторы могут принимать участие, но их влияние редко может быть решающим (в том случае, если такие решения принимаются в соответствии с действующим законодательством, а не исходя из краткосрочных интересов части собственников). 

Первые серьезные  проблемы в применении разработанных  Положений по бухгалтерскому учету  могут возникнуть уже в связи  с составлением и представлением отчетности за 1999 год. Так, ПБУ 7/98 и ПБУ 8/98 обязывают организации отражать в отчетности оценку условных фактов хозяйственной деятельности и событий, происшедших после отчетной даты. Однако, в нормативных документах МНС РФ отсутствуют указания о  корректировке данных отчетности, представляемой в налоговые органы в виде налоговых  деклараций с учетом указанных фактов. 

Справедливости ради, следует заметить, что пункт 2.4. Концепции  делает некоторые исключения для  субъектов малого предпринимательства: «Граждане, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, филиалы и представительства  иностранных организаций, осуществляющие деятельность на территории Российской федерации, могут вести учет лишь в целях налогообложения. Для  субъектов малого предпринимательства  могут устанавливаться упрощенные формы реализации отдельных положений  Концепции...». Для прочих же адресантов бухгалтерской отчетности, потребуются  дополнительные разъяснения. 

В развитие Концепции  Правительством РФ от 06.03.98 № 283 утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее - Программа). 

В программе: 

- сформулирована  цель реформирования системы  бухгалтерского учета - приведение  национальной системы бухгалтерского  учета в соответствие с требованиями  рыночной экономики и международными  стандартами финансовой отчетности. 

- определены задачи  реформы: 

- сформировать систему  стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией  пользователей, в первую очередь  инвесторов; 

- обеспечить увязку  реформы бухгалтерского учета  в России с основными тенденциями  гармонизации стандартов на международном  уровне; 

- оказать методическую  помощь организациям в понимании  и внедрении реформированной  модели бухгалтерского учета; 

- определены основные  направления реформы: 

- совершенствование  нормативного правового регулирования; 

- формирование нормативной  базы (стандарты); 

Информация о работе Реформа бухгалтерского учета в России