Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:19, курсовая работа
Переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности - одно из условий поддержки предприятий и организаций со стороны государственных структур, в том числе налоговых. Начиная с начала 90-х гг. в процессе перехода от централизованно планируемого хозяйства к рыночной экономике в нашей стране произошли коренные преобразования. Изменения не могли не затронуть такие важнейшие элементы управления как учёт, финансовый контроль и анализ. Поскольку учёт в командно-административной системе выполняет принципиально другие функции, нежели в условиях рыночной экономики, то встала проблема реформирования учёта в соответствии с общепринятой во всём мире практикой.
Введение 2
Глава 1. Международные правила бухгалтерского учета. 5
Глава 2. Основные различия международных стандартов и их причины. 12
2.1. Международные различия учета. 12
2.2. Причины сохранения различий . 16
Глава 3. Национальные проблемы GAAP (GENERALLY ACCEPTED ACCOUNTING PRINCIPLES). 22
Глава 4. Академическое исследование аспектов международных правил учета. 25
Глава 5. Политические аспекты. 27
Глава 6. Реформа бухгалтерского учета в России. 29
6.1. Этапы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. 29
6.2. Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО. 36
Заключение. 43
Список литературы. 44
Другим направлением
исследований является попытка проранжировать
национальные правила учета по их
относительной информативности, для
чего измеряется взаимосвязь между
ценами акций и величиной отчетных
показателей в разных странах. Хотя
полученные в результате этой работы
ранги в целом соответствуют
представлениям большинства наблюдателей
об относительной силе и слабости
различных правил учета (отчетные данные
американских и британских компаний
считаются
Глава 5. Политические
аспекты.
Несмотря на растущую
интеграцию мировых рынков капитала,
сохраняются существенные различия
между правилами учета, определяющими
форму и порядок информирования
акционеров, кредиторов и других участников
рынка. В этой статье рассматривается
вопрос, почему в разных странах
существуют разные правила учета
и почему они сохраняются. Американская
Комиссия по ценным бумагам и биржам
(SEC) играет ключевую роль в попытках
развить международные правила
учета, которые можно было бы использовать
во всех странах мира. Без благословения
SEC ни одна фирма, желающая привлечь капитал
американского рынка, не может использовать
составленные в соответствии с международными
правилами формы финансовой отчетности,
если те не удовлетворяют установленным
SEC требованиям раскрытия информации.
Нынешняя позиция SEC такова, что правила
международного учета приемлемы в США
только в той степени, в какой они приближаются
к национальным требованиям. Это серьезная
угроза жизнеспособности международных
правил учета, так как многие крупные фирмы
нуждаются в доступе на американский рынок
капитала. Положение самой Комиссии по
ценным бумагам и биржам также нелегко,
потому что многие члены комиссии, в частности
фондовые рынки и институциональные инвесторы,
могут многое выиграть, если будет упрощен
доступ на рынок США для фирм, акции которых
в настоящее время там не могут появиться.
SEC потребуется немалое политическое искусство,
чтобы облегчить иностранным фирмам доступ
на рынок США, ослабив требования к отчетности,
и одновременно умиротворить отечественные
компании, которым придется по-прежнему
отчитываться в соответствии с требующими
громоздкой работы правилами.
Перед IASС стоят
очень сложные проблемы. В политическом
плане этот комитет находится
между молотом и наковальней.
IASС разрабатывает правила
В своем противостоянии
двухэтажному решению вопроса американская
SEC опасно приблизилась к признанию
того, что король-то голый. SEC утверждает,
что если иностранным фирмам будет
позволено использовать правила
учета, которые воспринимаются как
более дешевые или менее
Глава 6. Реформа бухгалтерского
учета в России.
Этапы реформирования
бухгалтерского учета в соответствии
с международными стандартами финансовой
отчетности.
Реформа бухгалтерского
учёта невозможна без серьёзных
корректив в законодательстве, прежде
всего в налоговом и
26 декабря 1997 года
Методологическим советом по
бухгалтерскому учету при
По-видимому, именно
эту дату и следует считать
официальной датой начала перехода
на международные стандарты
Прежде чем переходить
к характеристике современного состояния
отечественного бухгалтерского учета
и его соответствия международным
стандартам, необходимо несколько слов
сказать о самой Концепции
в свете действующих
Во вводной части
Концепции сказано, что концепция
бухгалтерского учета, существовавшая
в условиях централизованно планируемой
экономики, была обусловлена общественным
характером собственности и потребностями
государственного управления экономикой.
Главным потребителем информации, формирующейся
в бухгалтерском учете, выступало
государство в лице отраслевых министерств
и ведомств, планирующих, статистических
и финансовых органов. Действовавшая
система государственного финансового
контроля решала задачи выявления отклонений
от предписанных моделей хозяйственного
поведения хозяйствующих
Изменение системы
общественных отношений, а также
гражданско-правовой среды предопределяет
необходимость адекватной трансформации
концепции бухгалтерского учета. Новая
концепция бухгалтерского учета
и разрабатываемые на ее основе правила
и нормы постановки и ведения
бухгалтерского учета хозяйствующими
субъектами, равно как контроля за
достоверностью и надежностью финансовой
информации, должны создать элементы
рыночной инфраструктуры, обеспечивающей
благоприятный климат для частного
инвестирования, в том числе иностранных
инвестиций.
То есть уже во
втором абзаце Концепции делается акцент
на необходимость ориентирования бухгалтерского
учета на нужду инвесторов.
Далее в Концепции
формулируются цели бухгалтерского
учета, причем отдельно определяется цель
учета для внешних и для
внутренних пользователей. Цель бухгалтерского
учета, которая считалась основной
- формирование достоверной информации
для принятия управленческих решений
- определена, как цель для внутренних
пользователей, а по расположению в
тексте можно сделать вывод, что
она является второстепенной.
В пункте 3.3. Концепции
приведен перечень заинтересованных пользователей
бухгалтерской отчетности: «Заинтересованными
пользователями могут быть реальные
и потенциальные инвесторы, работники,
заимодавцы, поставщики и подрядчики,
покупатели и заказчики, органы власти
и общественность в целом».
Для сравнения, в
соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона
о бухгалтерском учете
То есть, положения
Концепции в этой части противоречат
Закону о бухгалтерском учете - Концепция
на первый план выводит необходимость
организации бухгалтерского учета
в преимущественно в интересах
внешних пользователей, а конкретно
- потенциальных инвесторов, а Закон
о бухгалтерском учете - в интересах внутренних
пользователей - руководителей, учредителей
и собственников имущества. Заметим, что
формулировка Закона о бухгалтерском
учете в Большей степени соответствует
положениям статьи 2 ГК РФ, в которой сформулировано
понятие предпринимательской деятельности
- деятельность, направленная на систематическое
получение прибыли от пользования имуществом,
продажи .товаров, выполнения работ или
оказания услуг. То есть основным участником
предпринимательской деятельности являются
юридические и физические лица, сформировавшие
уставный капитал организации и имеющие
исключительные права на распределение
полученной прибыли. Инвесторы к таким
лицам не относятся - в деятельности коммерческой
организации они участвуют только заемным
капиталом (независимо от того, предоставляется
он в виде займов или в виде целевого финансирования),
а прибыль получают от использования авансированного
капитала в части, оговоренной соглашением
с собственниками организации. В принятии
управленческих решений инвесторы могут
принимать участие, но их влияние редко
может быть решающим (в том случае, если
такие решения принимаются в соответствии
с действующим законодательством, а не
исходя из краткосрочных интересов части
собственников).
Первые серьезные
проблемы в применении разработанных
Положений по бухгалтерскому учету
могут возникнуть уже в связи
с составлением и представлением
отчетности за 1999 год. Так, ПБУ 7/98 и ПБУ
8/98 обязывают организации отражать
в отчетности оценку условных фактов
хозяйственной деятельности и событий,
происшедших после отчетной даты.
Однако, в нормативных документах
МНС РФ отсутствуют указания о
корректировке данных отчетности, представляемой
в налоговые органы в виде налоговых
деклараций с учетом указанных фактов.
Справедливости ради,
следует заметить, что пункт 2.4. Концепции
делает некоторые исключения для
субъектов малого предпринимательства:
«Граждане, осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, филиалы и представительства
иностранных организаций, осуществляющие
деятельность на территории Российской
федерации, могут вести учет лишь
в целях налогообложения. Для
субъектов малого предпринимательства
могут устанавливаться
В развитие Концепции
Правительством РФ от 06.03.98 № 283 утверждена
Программа реформирования бухгалтерского
учета в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности
(далее - Программа).
В программе:
- сформулирована
цель реформирования системы
бухгалтерского учета - приведение
национальной системы
- определены задачи
реформы:
- сформировать систему
стандартов учета и отчетности,
обеспечивающих полезной
- обеспечить увязку
реформы бухгалтерского учета
в России с основными
- оказать методическую
помощь организациям в
- определены основные
направления реформы:
- совершенствование
нормативного правового
- формирование нормативной
базы (стандарты);