Роль аудита в оценке достоверности бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание

Одним из важнейших условий функционирования экономики, её элементов в виде хозяйствующих субъектов, инфраструктуры и органов исполнительной власти является наличие объективной информации, позволяющей принимать ими обоснованные управленческие решения. Исторически и теоретически доказано, что такая информация создаётся в виде бухгалтерской отчётности (по западной терминологии – финансовой отчётности).

Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в бухгалтерском учёте формируются показатели о финансовом, имущественном положении хозяйствующего субъекта, финансовых результатах его деятельности и их изменениях. Информация об имущественном и финансовом положении раскрывается в бухгалтерском балансе, о финансовых результатах деятельности организации в отчёте о прибылях и убытках, а информация о платёжеспособности, о происхождении денежного капитала организации и способах его коммерческого использования в отчёте о движении денежных средств.

Содержание

Введение
1. Бухгалтерская отчетность в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета
1.1. Бухгалтерская отчетность и ее пользователи
1.2. Состав бухгалтерской отчетности, порядок её составления и классификация
1.3. Требования, предъявляемые к отчетности по российским и международным стандартам
2. Необходимость аудита и его значение
2.1. Сущность аудита, его цель и задачи
2.2. Процедуры аудита с целью подтверждения предпосылок подготовки бухгалтерской финансовой отчетности
2.3. Аудиторское заключение по результатам аудита
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсач1.doc

— 504.00 Кб (Скачать документ)

    Существенные  изменения в формах бухгалтерской  отчетности должны быть раскрыты в  пояснениях с указанием причин, вызвавших эти изменения,

    Отчетным  годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно.

    Для вновь созданных (либо реорганизованных) первым отчетным годом считается  период со дня их государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для созданных после 1 октября (включая эту дате) – с даты ее государственной регистрация по 31 декабря следующего года включительно.

    Годовая бухгалтерская отчетность организаций  представляется в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ, а промежуточная – в течение 30 дней по окончании квартала.

    Конкретная  дата представления отчетности устанавливается  учредителями организации или общим  собранием. При этом годовая отчетность представляется не ранее 60 дней по окончании отчетного года.

Организации представляют годовую бухгалтерскую  отчетность:

  • учредителям (участникам иди собственникам ее имущества);
  • органам Госстатистики по месту их регистрации;
  • налоговым органам по месту их регистрации.

    Государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия – органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

    В другие адреса (иным пользователям) бухгалтерская  отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ.

    Бухгалтерская отчетность является открытой для заинтересованных пользователей (инвесторов, банков, поставщиков, покупателей, кредиторов), которые могут знакомиться с ней и получать ее копии (с возмещением затрат на копирование) [6, п. 42].

    В случаях, предусмотренных законодательством РФ, организации не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, обязаны опубликовать свою бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения.

    Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям этой отчетности, либо распространении среди них брошюр и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче органам Госстатистики для предоставления заинтересованным пользователям [7, ст. 16].

     1.3. Требования, предъявляемые к отчетности по российским и международным стандартам.

    Работу  по созданию нормативных документов, раскрывающих требования к содержанию бухгалтерской информации и методологию  получения важнейших учетных  характеристик на основе гармонизации национальных стандартов экономически развитых стран, возглавил созданный в 1973 г. в рамках ООН Международный комитет по стандартам финансовой отчетности, который в дальнейшем стал называться Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Документы, разрабатываемые КМСФО, носят название международных стандартов финансовой отчетности (International Accounting Standards, IAS, русская аббревиатура – МСФО). В 1977 г. в Женеве была учреждена Международная федерация бухгалтеров (МФБ), основным направлением деятельности котором является установление единых профессиональных требований к бухгалтерской деятельности (и области образования, бухгалтерский этики), а также адаптация МСФО к применению в государственном секторе – экономики. Все профессиональные бухгалтерские организации, являющиеся членами МФБ, одновременно являются и членами КМСФО. На начало 2000 г. в этих международных организациях насчитывалось 153 члена из 112 стран (в 1973 г. учредителями КМСФО) выступили представители лишь 9 стран: Австралии, Великобритании, Германии, Канады, Мексики, Нидерландов, США, Франции и Японии).

    В 2001 г. КМСФО был преобразован в  Управление по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Board, IASB), которое приступило к работе и составе экспертов в области бизнеса, бухгалтерского учета, инвестиций, образования. Управление имеет статус независимого негосударственного органа, его штаб-квартира находится в Лондоне. Принято решение изменить название стандартов на английском языке. Все новые стандарты обозначаются аббревиатурой IFRS – International Financial Reporting Standards, при этом в российской практике сохраняется употребление первоначального названия – Международные стандарты финансовой отчетности (International Accounting Standards).

    Гармонизация  и стандартизация национальных систем бухгалтерского учета в последние  десятилетия стала доминирующей тенденцией развития методологии учета  и методик формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности во многих странах мира. Например, в Российской Федерации с 1994 г. разрабатываются и вводятся в действие положения по бухгалтерскому учету исходя из норм МСФО. В 1998 г. фирмой «Аскери-АССА» впервые был издан русский официальный перевод международных стандартов финансовой отчетности [14, с. 42].

    Необходимость широкого использования международных  стандартов обусловлена несколькими  причинами.

    Во-первых, формирование отчетности в соответствии с МСФО – это важное условие приобщения к международным рынкам капитала. Общеизвестно, что капитал, особенно иностранный, требует полной открытости организации перед инвесторами. Если иностранный инвестор не в состоянии проследить с помощью финансовой отчетности, как используется предоставленный им капитал, любая страна останется зоной повышенного риска, что для фирм – резидентов этой страны выразится в увеличении стоимости предоставляемых им финансовых ресурсов с международных рынков, поскольку помимо «стандартного» процента инвесторы будут включать в цену ресурсов дополнительную «плату за риск». Таким образом, процент за пользование привлеченными средствами для организации, не руководствующейся МСФО при подготовке финансовой отчетности, при прочих равных условиях будет выше рыночного.

    Подтверждает  сказанное опыт крупнейшего российского акционерного общества «Газпром». Во второй половине 1996 г. Оно успешно вышло со своими акциями (посредством американских депозитарных акций) на Лондонскую фондовую биржу. Одним из условий, позволившим РАО «Газпром» получить доступ на этот рынок, стала подготовка сводной бухгалтерской отчетности за 1995 г. в соответствии с требованиями МСФО.

    Во-вторых, отчетность, подготовленная по МСФО, рассматривается  как один из важнейших элементов  корпоративного управления. При разработке МСФО во главу угла поставлены информационные потребности конкретных пользователей, в первую очередь акционеров (собственников) и инвесторов. При выборе в рамках стандартов определенного методического подхода для раскрытия организацией учетных данных предпочтение должно быть отдано тому из них, который позволит сформировать полезную для принятия экономических решений информацию. Число транснациональных корпораций, руководствующихся МСФО при подготовке своей публичной финансовой отчетности, неуклонно растет. Среди них «Renault» (Франция), «Nissan Motor» (Япония), «Wella AG» (Германия), «Fiat» (Италия), «Valmet» (Финляндия), «Nestle» (Швейцария). В России список таких компаний включает акционерные общества «Газпром», «Нефтяная компания «ЛУКойл», «Ростелеком», «Уралсвязьинформ», «Магнитогорский металлургический комбинат», «Вымпелком» и др.

    В-третьих, использование МСФО позволяет значительно  сократить время и ресурсы, необходимые для совершенствования национальных систем учета. Эти стандарты закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Они представляют собой результат труда и поиска не одного поколения бухгалтеров-практиков и ученых, представителей различных научных школ. Стандарты учитывают опыт работы с отчетностью бирж и организаций, регулирующих обращение ценных бумаг, финансовых мне гиту гон, профсоюзных федераций и межправительственных органов, представители которых с 1991 г. образуют Консультативную группу в рамках КМСФО.

В-четвертых, применение МСФО существенно расширяет возможности национальных систем учета. Крылатое выражение «бухгалтерский учет – язык бизнеса» обретаем интернациональный смысл, поскольку отчетность, сформированная в соответствии с МСФО, становится понятной представителям деловых кругов самых разных стран. Это создает основу для укрепления и расцвета бухгалтерской профессии. Приобретение бухгалтером новых полномочий и обязанностей в управленческой структуре побуждает его расширять круг своих знаний и навыков. В свою очередь, общество в целом приходит к осознанию значения бухгалтерской профессии для устойчивого развития экономики, расширения мирохозяйственных связей [14, стр. 42- 46].

    Таким образом, становится очевидной роль МСФО как фактора повышения эффективности  работы отдельных компаний и рыночной экономики в целом, стимулирования экономического роста и развития международных финансовых рынков (Приложение Г).

    Следует отметить, что распространение МСФО сталкивается с определенными трудностями, которые носят объективный характер. Прежде всего, МСФО используются в основном развивающимися странами, где экономика особенно сильно зависит от иностранного капитала. Ведущие мировые державы с исторически сложившимися национальными системами бухгалтерского учета отдают предпочтение своим внутренним стандартам, отражающим специфику и обычаи делового оборота конкретной страны. Например, из 960 официально зарегистрированных компаний, применяющих МСФО при подготовке отчетов, доля фирм США и стран Британского содружества составляет около 7%. Это связано с приоритетным использованием в указанных странах Общепринятой практики учета (Generally Accepted Accounting Principles – GAAP). Имеет значение и негосударственный статус КМСФО, а следовательно, рекомендательный характер международных стандартов. Так, европейские страны – члены Евросоюза при разработке национальных учетных правил руководствуются прежде всего обязательными для исполнения директивами ЕЭС: «О годовой отчетности компаний определенного типа» (Четвертая Директива от 25.07.78 г.) и «О консолидированной финансовой отчетности» (Седьмая Директива от 13.06.83 г.).

    В России, несмотря на принятое Правительством постановление «Об утверждении  Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности»  от 06.03.98 г. № 283, процесс совершенствования порядка ведения учета и отчетности нельзя считать завершенным. Интересы государства как пользователя финансовой отчетности до сих пор преобладают над интересами частных инвесторов, сказываются и российские учетные традиции, среди которых: ориентация на единый План счетов и унифицированные формы бухгалтерской отчетности, стремление использовать результаты финансового учета в основном для целей налогообложения, неразвитость профессиональных общественных объединений бухгалтеров [14, с. 46].

    В Законе «О бухгалтерском учете», Положении  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации, ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», а также  в Методических рекомендациях о  порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации сформулированы основные требования к бухгалтерской отчетности, которая должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из требований, установленных нормативными актами системы правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. К числу таких требований относятся:

  • бухгалтерский учет имущества и обязательств общественных и хозяйственных организаций ведется в валюте Российской Федерации – в рублях;
  • имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящихся в данной группе организаций;
  • бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств, хозяйственных операции путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включаемых в рабочий план счетов бухгалтерского учета, при этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и статьям по счетам синтетического учета;
  • все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких- либо пропусков или изъятий;
  • в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно [7, ст. 8].

Информация о работе Роль аудита в оценке достоверности бухгалтерской отчетности