Роль межбанковаских кредитных операций в деятельности комерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание

Тема данной курсовой работы «Роль Банка России в Банковской Системе России». Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.

Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих является обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И БАНК РОССИИ.

ГЛАВА II. АНАЗИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ.

Методы и инструменты денежно-кредитной политики.

Инструменты денежно-кредитной политики в 2010г.

Инструменты денежно-кредитной политики в первом полугодии 2011 года.

ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

К инструментам денежно-кредитной политики относятся, в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений.[6]

Рефинансирование коммерческих банков Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный Банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Политика обязательных резервов. Минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном Банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов), либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Операции на открытом рынке. Этот метод заключается в том, что Центральный Банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные Банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

Ограничение кредитования. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Анализ денежно-кредитной политики ЦБРФ.

Инструменты денежно-кредитной политики в 2010г.

В первом полугодии 2010 г. ситуация на денежном рынке была стабильной и характеризовалась достаточно высоким уровнем ликвидности банковского сектора. В условиях низких темпов роста потребительских цен и умеренных инфляционных ожиданий процентная политика Банка России была направлена главным образом на стимулирование кредитной активности банков и повышение доступности кредитных ресурсов нефинансовым организациям и населению. Вместе с тем учитывалась необходимость сокращения дифференциала процентных ставок внутреннего и зарубежных финансовых рынков в целях дестимулирования притока краткосрочного спекулятивного капитала. В этот период Банк России четырежды снижал уровень ставки рефинансирования и процентных ставок по своим операциям (по большинству операций в совокупности с начала года снижение составило 1 процентный пункт).

На фоне стимулирующей процентной политики Банка России и сформировавшихся значительных объемов свободной ликвидности уровень краткосрочных ставок межбанковского рынка также снижался. Одновременно происходило снижение процентных ставок по кредитам конечным заемщикам.

В условиях роста валютных поступлений по счету текущих операций платежного баланса, а также возобновившегося с марта 2010 года притока капитала в первом полугодии 2010 г. Банк России являлся нетто-покупателем иностранной. Объем нетто-покупки иностранной валюты Банком России на внутреннем валютном рынке в январе—июне 2010 г. составил 44,1 млрд. долл. США (в том числе за II квартал — 19,7 млрд. долл. США). Общий объем предоставления рублевой ликвидности в результате данных операций за первое полугодие 2010 г. составил 1,3 трлн. руб. (из них за II квартал — 583,7 млрд. рублей).

Сумма предоставленных кредитным организациям кредитов в первом полугодии 2010 г. составила 12,5 трлн. руб. (в том числе за II квартал — 7,1 трлн. руб.) и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. на 1,2 трлн. руб., или на 11,0%.

Банк России также предоставлял кредитным организациям кредиты овернайт для завершения операционного дня. Объем предоставленных Банком России кредитов овернайт в первом полугодии 2010 г. составил 101,7 млрд. руб. (в том числе за II квартал — 49,4 млрд. рублей).

Совокупный объем операций РЕПО в первом полугодии 2010 г. снизился до 1,8 трлн. руб. по сравнению с 20,1 трлн. руб. в первом полугодии 2009 года. Средний объем задолженности кредитных организаций перед Банком России по операциям РЕПО на конец дня в первом полугодии 2010 г. сократился до 40,1 млрд. руб., или более чем в 7,5 раза по сравнению с первым полугодием 2009 года.

Общий объем предоставленных кредитным организациям ломбардных кредитов в январе—июне 2010 г. был равен 45,3 млрд. руб. (в том числе за II квартал — 21,5 млрд. руб.), из них 24,6 млрд. руб. (54,3%) — ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке на срок от 1 до 30 календарных дней.

Кредитные организации также активно использовали механизм получения кредитов по фиксированной процентной ставке, обеспеченных активами или поручительствами кредитных организаций. Объем предоставления Банком России указанных кредитов в первом полугодии 2010 г. составил 313,0 млрд. руб. (в том числе за II квартал — 154,6 млрд. руб.).

Общий объем предоставленных кредитным организациям кредитов без обеспечения в первом полугодии 2010 г. снизился до 120,5 млрд. руб. по сравнению с 2,2 трлн. руб. в первом полугодии 2009 года. Общая сумма задолженности по указанным кредитам Банка России по состоянию на 1.07.2010 составила 50,3 млрд. руб. и сократилась по сравнению с уровнем на начало 2010 г. в 3,8 раза.

Общий объем депозитных операций Банка России с кредитными организациями в первом полугодии 2010 г. составил 15,7 трлн. руб. и увеличился по сравнению с первым полугодием 2009 г. в 1,8 раза.

В первом полугодии 2010 г. активность на рынке облигаций Банка России (ОБР) существенно увеличилась по сравнению с предыдущим периодом. За первое полугодие 2010 г. Банк России разместил на первичном рынке ОБР в объеме 1,24 трлн. руб. по номинальной стоимости. Совокупный объем ОБР в обращении к 1.07.2010 достиг рекордного уровня, составив 1,01 трлн. руб. по номинальной стоимости. При этом объем средств, привлеченных на аукционах по размещению ОБР на первичном рынке, составил в апреле 104,9 млрд. руб., в мае — 3,8 млрд. руб., в июне — 572,8 млрд. рублей.

В первом полугодии 2010 г. на фоне восстановления экономической активности и усиления платежного баланса состояние денежной сферы характеризовалось укреплением рубля, увеличением спроса на национальную валюту, ростом банковских резервов и снижением процентных ставок.[7]

 

Инструменты денежно-кредитной политики в первом полугодии 2011 года.

    В первом полугодии 2011 г. в условиях высокого уровня ликвидности банковского сектора Банк России проводил в основном операции по абсорбированию свободных средств кредитных организаций.

    Общий объем заключенных Банком России депозитных сделок в первом полугодии 2011 г. составил 43,1 трлн. руб. (из них 20,5 трлн. руб. — во II квартале), увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. в 2,7 раза. В соответствии с решением Комитета Банка России по денежно-кредитной политике с 27.04.2011 была повышена минимальная сумма, принимаемая Банком России в депозит от кредитных организаций при проведении депозитных операций по фиксированным процентным ставкам с использованием системы "Рейтерс-Дилинг", — с 20 до 100 млн. рублей.

    В январе—июне 2011 г. спрос на облигации Банка России (ОБР) со стороны банковского сектора снизился. Объем средств, привлеченных на аукционах по размещению ОБР на первичном рынке, в рассматриваемый период составил 0,5 трлн. руб. (из них во II квартале — 80,8 млрд. руб.), что в 2,3 раза меньше, чем в первом полугодии 2010 года.

    Объем продажи Банком России ОФЗ из собственного портфеля за первое полугодие 2011 г. составил 8,0 млрд. руб. (во II квартале — 3,7 млрд. руб.). Операции по покупке ценных бумаг на открытом рынке Банком России не проводились.

    В рассматриваемый период Банком России были приняты решения о повышении нормативов обязательных резервов по всем категориям резервируемых обязательств с 1 февраля, с 1 марта и с 1 апреля 2011 года:

    — по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами — нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте на 1 процентный пункт в каждый из указанных этапов: с 2,5 до 3,5, с 3,5 до 4,5 и с 4,5 до 5,5%;

    — по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, по иным обязательствам в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте на 0,5 процентного пункта в каждый из этапов: с 2,5 до 3,0, с 3,0 до 3,5 и с 3,5 до 4,0%.

       Объем средств, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, на 1.07.2011 был равен 331,3 млрд. руб. (на 1.01.2011 — 188,4 млрд. руб.). При этом во II квартале 2011 г. они увеличились на 87,2 млрд. руб., что в значительной степени явилось следствием повышения нормативов обязательных резервов, предпринятого Банком России в течение I и II кварталов 2011 года.

    В условиях высокого уровня ликвидности в первом полугодии 2011 г. спрос на инструменты рефинансирования Банка России со стороны кредитных организаций в целом снизился по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.

    В то же время объем внутридневных кредитов, предоставляемых в целях обеспечения бесперебойного функционирования платежной системы, в январе—июне 2011 г. составил 16,1 трлн. руб. (в том числе во II квартале — 8,8 трлн. руб.), увеличившись на 28,8% по сравнению с соответствующим периодом 2010 года. Объем предоставленных Банком России кредитов овернайт для завершения операционного дня в первом полугодии 2011 г. увеличился на 14,7% по сравнению с январем—июнем 2010 г. и составил 116,6 млрд. руб. (в том числе во II квартале — 58,8 млрд. руб.).

    Наряду с этим совокупный объем операций прямого РЕПО в первом полугодии 2011 г. составил 78,9 млрд. руб. (сделки заключались в основном во II квартале), в то время как в аналогичный период 2010 г. он был равен 1,8 трлн. рублей. Средний объем задолженности кредитных организаций перед Банком России по данному инструменту рефинансирования за II квартал составил 1,3 млрд. руб., снизившись на 0,7 млрд. руб. по сравнению с I кварталом 2011 года.

    В первом полугодии 2011 г. общий объем предоставленных кредитным организациям ломбардных кредитов составил 20,8 млрд. руб., что более чем в 2 раза ниже, чем в первом полугодии 2010 года. При этом 17,6 млрд. руб. (84,6%) было предоставлено по фиксированной процентной ставке на срок от 1 до 30 календарных дней.   

    Дополнительным источником предоставления ликвидности являлось размещение временно свободных средств федерального бюджета на депозиты российских кредитных организаций. К концу первого полугодия 2011 г. объем размещенных в банках средств федерального бюджета составил 513,5 млрд. руб. (в том числе к концу II квартала — 300,5 млрд. руб.).[8]

 

 


2.2.Центральный Банк РФ как орган надзора за Банковской деятельностью.

Важным условием успешного функционирования банковской системы рыночного типа является ее государственное регулирование. Необходимость регулирования банковской деятельности обуславливается особой экономической и социальной природой банков, их значимостью для развития экономики страны. Учитывая эти обстоятельства, государство прибегает к регулированию банковской деятельности в целях обеспечения ее стабильности и защиты инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

Формирование основ банковского надзора в России началось сразу после создания двухуровневой банковской системы. Этот процесс продолжается и в настоящее время, отражая развитие банковского регулирования и надзора, сближение российской практики с международной.

Правовую основу банковского регулирования и надзора составляет, прежде всего, законодательство Российской Федерации, в частности Конституция РФ, Федеральный закон «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

Первые банковские законы, регулирующие деятельность Банка России и коммерческих банков, были приняты в 1990 г. Уже в первой редакции этих законов содержалось указание на то, что Центральный Банк осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, устанавливает для них обязательные нормативы, проводит проверки на месте соблюдения кредитными организациями и их филиалами действующего законодательства и нормативных актов Банка России.

Вместе с тем в банковском законодательстве 90-х годов не был четко прописан порядок надзора за деятельностью коммерческих банков.

Новая редакция этих законов, принятая в 1995 и 1996 г., существенно расширила изложение этих вопросов.

С тех пор законодательно зафиксированы процедуры выдачи и отзыва лицензий на банковскую деятельность; порядок представления отчетности в Банк России; способы обеспечения стабильности банковской системы; экономические нормативы, которых должны придерживаться коммерческие банки; основные подходы к организации и проведению инспекционных проверок.[9]

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Информация о работе Роль межбанковаских кредитных операций в деятельности комерческого банка