Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:40, курсовая работа
Тема данной курсовой работы «Роль Банка России в Банковской Системе России». Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.
Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих является обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И БАНК РОССИИ.
ГЛАВА II. АНАЗИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ.
Методы и инструменты денежно-кредитной политики.
Инструменты денежно-кредитной политики в 2010г.
Инструменты денежно-кредитной политики в первом полугодии 2011 года.
ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не управляет кредитными организациями, а только наблюдает за соответствием их деятельности установленным финансовым нормативам.
Основные виды банковского регулирования:
1. Нормотворчество;
2. Регистрация, лицензирования деятельности и ее изменений, выдача разрешений на использование иностранного капитала и др.;
3. Установление экономических нормативов деятельности: нормы обязательных резервов, нормативов ликвидности и др.
ЦБ РФ осуществляет так называемое пруденциальное регулирование.
Главными видами надзора являются:
1. Дистанционный (документальный, текущий – посредством анализа отчетности)
2. Испеционный (последующий – посредствам проверок на месте)
По результатам проверок применяются предупредительные и принудительные меры воздействия.
Банк Росси ввел для кредитных организаций предоставление отчетности в электронном виде. При анализе отчетности при использовании программных методов определяется финансовое состояние банков и степень выполнение ими пруденциальных норм деятельности. На основе анализа банки классифицируются по 2 категориям: финансово стабильные и проблемные с выделением в них групп с различной степенью устойчивости финансового состояния.
ЦБ постоянно работает над совершенствованием порядка оценки финансовой отчетности банков.
Что касается органа, который должен осуществлять банковский надзор, то есть здесь существует несколько мнений. Согласно исследованию, проведенному в январе 2008 года Консалтинговой группой «Банки. Финансы. Инвестиции» совместно с Ассоциацией региональных банков России около десяти процентов российских банков считают, что надзором должен заниматься отдельный орган, но не уточняется какой именно, и с каким объемом полномочий[10]
По мнению главы банковского комитета Государственной Думы Владислава Резника: «Возможно, имеет смысл оставить Банка России надзорные функции, а регулирование забрать и передать Минфину». Это заявление вызвало бурные дискуссии по этому вопросу, но все-таки, большинство, считает, что реформирование надзора, путем выведения его функций из Центрального Банка РФ несет больше рисков, чем положительных моментов. М.А. Котляров считает, что передача функций – это кардинальная перестройка системы банковско-финансвого регулирования, первым этапом которой неизбежно станет передел функций между заинтересованными органами, что может негативно сказаться на финансовой системе, участниках рынка и экономике в целом.
Кроме того, по данным журнала «Банки и деловой мир» (Рисунок 1) большинство инвестиционных и других банков также поддерживает точку зрения, согласно которой оптимальным вариантом органа банковского надзора является Банк России
Рисунок 1 – Оптимальный вариант органа банковского надзора по результатам опроса российских банков.[11]
Рациональнее сохранить надзорные функции за центральным Банком РФ, поскольку при, неподотчетном Центральному Банку органе надзора возникает проблема выделения необходимых и достаточных полномочий данному органу, возникнет конкуренция непосредственно с Центральным Банком РФ, что повлечет долговременную борьбу за полномочия, а не эффективный надзор.
ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ.
3.1 Мероприятия Банка России по совершенствованию Банковской Системы.
В 2012-2014 годах деятельность Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора будет сосредоточена на реализации мер, предусмотренных Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года в части повышения качества банковской деятельности и обеспечения устойчивости кредитных организаций.
Банковский сектор будет развиваться в условиях обострения конкуренции (как внутриотраслевой, так и межотраслевой) на наиболее доходных сегментах рынка банковских услуг. Это обусловливает необходимость реализации кредитными организациями мер по повышению их капитализации. Ожидается также активизация процессов консолидации в банковском секторе с формированием более крупных банковских структур.
Одновременно получат развитие процессы диверсификации банковского бизнеса и доходов, в том числе в связи с внедрением новых технологий, совершенствованием систем управления банковскими рисками и банковского регулирования. Предстоит обеспечить снижение концентрации рисков, в том числе на заемщика (группу связанных заемщиков), объект вложений, вид деятельности, отрасль. Предполагается, что для поддержания стабильного уровня доходов банки будут развивать продукты, генерирующие комиссионный доход.
Существенное внимание кредитные организации уделят формированию долгосрочной ресурсной базы, все более важным элементом которой становятся вклады населения.
Указанные тенденции должны оказать благоприятное влияние на уровень обеспеченности банковскими услугами граждан и организаций.
В сфере совершенствования банковского регулирования и банковского надзора Банк России в 2012-2014 годах продолжит работу, направленную на повышение качества банковского капитала и активов, ограничение уровня рисков, включая степень их концентрации, повышение достоверности учета и отчетности кредитных организаций. Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет развитие риск-ориентированных, содержательных подходов, базирующихся на отечественном опыте и международной практике.
Совершенствование практики банковского надзора и повышение его качества намечается осуществлять по следующим направлениям:
- идентификация принятых банками рисков с учетом перспектив состояния экономики и финансовой сферы, развитие системы раннего реагирования;
- реализация дифференцированного подхода к режиму надзора с учетом системной значимости, профиля и уровня рисков, а также степени транспарентности кредитных организаций;
- осуществление надзорных мероприятий по снижению концентрации рисков, в том числе рисков на бизнес аффилированных с банками лиц;
- развитие надзора на консолидированной основе;
- развитие взаимодействия с органами государственного регулирования и контроля, включая зарубежные, по вопросам обмена информацией.
Предусматривается развитие системы контроля со стороны центрального аппарата Банка России за ситуацией, прежде всего в системно значимых кредитных организациях.
Банк России исходит из необходимости создания законодательных основ внедрения в Российской Федерации всех стандартов банковского регулирования и банковского надзора, установленных Базельским комитетом по банковскому надзору (БКБН), включая предоставление Банку России права определять для кредитных организаций требования к системам корпоративного управления, управления рисками и капиталом, осуществлять консолидированный надзор, использовать в надзорной практике профессиональное суждение, а также определять применение мер воздействия в отношении членов исполнительных органов и совета директоров (наблюдательного совета) за недостатки в деятельности кредитных организаций.
В целях снижения административной нагрузки на банки предполагается унифицировать через внесение соответствующих изменений в законодательство надзорные требования к устойчивости кредитных организаций и требования к участию в системе страхования вкладов.
Предстоит законодательно урегулировать обязанность владельцев акций и лиц, оказывающих косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, включая третьи лица, предоставлять кредитной организации сведения для раскрытия структуры собственности, в том числе в случае если акции кредитной организации находятся у номинального держателя.
Продолжится работа по законодательному совершенствованию процессов слияния и присоединения. В законодательство будут внесены изменения, предусматривающие возможность участия юридических лиц (в том числе кредитных организаций) различных организационно-правовых форм в реорганизации кредитных организаций, что послужит дополнительным стимулом для повышения уровня капитализации посредством реорганизации.
Реализация курса на интеграцию в мировой финансовый рынок должна осуществляться с учетом национальных интересов, реального уровня развития и конкурентоспособности российского банковского сектора. В качестве необходимой меры поддержания конкурентоспособности российских банков на внутреннем рынке банковских услуг останется запрет на открытие филиалов иностранных банков, в связи с чем продолжится участие Банка России в разработке соответствующего федерального закона.
Банк России примет участие в работе над законопроектами, направленными на обеспечение дополнительной защиты прав кредиторов и потребителей финансовых услуг, в том числе в рамках совершенствования законодательства о залоге и разработки законодательства о потребительском кредите. Одновременно продолжится реализация мер по повышению финансовой грамотности населения в области банковской деятельности.
Повышение транспарентности деятельности кредитных организаций в результате применения ими Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) является фактором роста эффективности банковского сектора и увеличения доверия к нему со стороны клиентов. В этой связи указанные задачи должны быть решены в рамках реализации положений Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», в соответствии с которым кредитные организации должны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность. Со своей стороны Банк России исходит из задачи обеспечения должной меры консерватизма при реализации кредитными организациями предусмотренной МСФО концепции справедливой стоимости и при необходимости будет использовать полномочия по банковскому регулированию и над¬зору в целях корректировки оценок исходя из пруденциальных подходов.
Банк России уделит дополнительное внимание изучению подходов и мер по поддержанию системной устойчивости банковского сектора. Продолжится совершен¬ствование инструментов так называемого макропруденциального анализа, в том числе на основе расчета показателей финансовой устойчивости банковского сектора и их пуб¬ликации на сайте МВФ в сети Интернет, а также оценки системных рисков методами стресс-тестирования.
В целях повышения уровня защищенности банковской системы, кредиторов кредитных организаций, в том числе вкладчиков банков, и снижения рисков злоупотреблений со стороны руководства и собственников кредитных организаций продолжится работа по совершенствованию механизмов ликвидационных процедур в кредитных организациях, включая вопросы установления уголовной ответственности для руководителей кредитных организаций, а также лиц, ответственных за бухгалтерскую и иную отчетность, за внесение в документы, регулирующие гражданские права и обязанности, бухгалтерские и иные учетные и отчетные документы, отражающие экономическую деятельность кредитной организации, заведомо ложных данных, а также исправлений, искажающих их действительное содержание, если они совершены из корыстной или личной заинтересованности и причинили ущерб гражданам, организациям или государству.
В 2012-2014 годах в ходе инспекционной деятельности Банка России особое внимание будет уделяться проверкам кредитных организаций, системно значимых для банковского сектора Российской Федерации и ее субъектов, а также кредитных организаций, ведущих высокорискованную деятельность, и кредитных организаций, деятельность которых недостаточно транспарентна.
В ходе проверок основное внимание будет уделяться оценке рисков банков (кредитного и рыночного рисков, риска потери ликвидности и риска концентрации, в том числе на бизнес собственников) и систем управления ими, а также выявлению сомнительных операций.[12]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Роль Центрального Банка Российской федерации очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Достаточно сказать, что Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих является обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики. В настоящее время деятельность ЦБ РФ приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.
В данной курсовой работе были решены следующие задачи:
1. Рассмотрена сущность, виды Банковской системы Российской Федерации;
2. Опредены цели, функции деятельности Центрального Банка РФ и его правовой статус;
3. Произведен анализ основных направлений деятельности Банка России;
4. Рассмотрены направления деятельности Центрального Банка в сфере развития Банковской Системы;
5. Определить роль ЦБ РФ в Банковской системе страны.
Так же мною были предоставлены инструменты денежно-кредитной политики за 2010-2011 гг.
В этой работе мною была сделана попытка показать двойственную правовую природу Центрального Банка РФ, поскольку он одновременно является органом государственного управления специальной компетенцией и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Российская газета», №237, 25.12.1993г.
2. Банки и банковские операции: Учебник / Под ред. Челноков В. А. –М: «Высшая школа», 2008. 272 стр.
Информация о работе Роль межбанковаских кредитных операций в деятельности комерческого банка