Роль значение и порядок сставления пояснительной записки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 02:41, курсовая работа

Описание

Развитие рыночной среды предъявляет достаточно жесткие требования к системе управления организациями. В кризисных условиях современной экономики повышается роль информационных систем, используемых менеджерами для принятия управленческих решений на основе не только анализа деятельности предприятия, но и затрат на производство. Очевидно, что подобные системы не могут ограничиваться только бухгалтерским учетом. Для решения поставленных задач будут применяться новейшие разработки управленческого учета, менеджмента, маркетинга, автоматизированной обработки данных и др., т.е. инструментарий контроллинга.

Содержание

Введение
3
1.Формирование пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности
1.1. Сущность, значение и структура пояснительной записки
1.2.Расшифровка существенных агрегированных показателей
5

5
12
2. Порядок составления пояснительной записки
2.1.Раскрытие информации об учетной политике организации
2.2.Пояснения обязательные для всех организаций
2.3.Информация о государственной помощи и связанных сторонах
2.4.Раскрытие информации по сегментам
2.5.Раскрытие информации о прекращаемой деятельности
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая пояснительная записка).docx

— 73.12 Кб (Скачать документ)

величина  списанной дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, других долгов, нереальных для  взыскания, в том числе за счет резерва по сомнительным долгам.

Показатели, отражающие аналогичные по характеру  отношения и операции со связанными сторонами, могут быть сгруппированы, за исключением случаев, когда обособленное раскрытие их необходимо для понимания  влияния операций со связанными сторонами  на бухгалтерскую отчетность организации.

При этом информация должна раскрываться отдельно для каждой из следующих групп  связанных сторон: основного хозяйственного общества; дочерних хозяйственных обществ; преобладающих (участвующих) хозяйственных обществ; зависимых хозяйственных обществ; участников совместной деятельности; основного управленческого персонала организации, составляющей бухгалтерскую отчетность1; других связанных сторон (ПБУ 11/2008, п. 11).

Кроме того, в составе информации о связанных  сторонах организация обязана раскрыть информацию о размерах вознаграждений, выплачиваемых ею основному управленческому персоналу.

Если  юридическое и (или) физическое лицо контролирует другое юридическое лицо, или юридические лица контролируются (непосредственно или через третьи юридические лица) одним и тем же юридическим и (или) одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц), то характер отношений между ними подлежит описанию в бухгалтерской отчетности независимо от того, имели ли место в отчетном периоде операции между ними (ПБУ 11/2008,п. 13).

 

2.4. Раскрытие информации по сегментам

 

Информация  по сегменту — это информация, раскрывающая часть деятельности организации  в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности организации. Иными словами, сегмент — часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях, информация по сегменту — комплекс показателей бухгалтерской отчетности по выделенному сегменту (ПБУ 12/2000, п. 5).

Как правило, в сами отчетные формы  информация по сегментам не включается (иначе они будут существенно  перегружены), но подлежит раскрытию  в пояснительной записке. При  этом раскрывается следующая информация.

1. Для целей ПБУ 11/2008 под основным управленческим персоналом организации понимаются руководители (генеральный директор, иные лица, осуществляющие полномочия единоличного исполнительного органа организации), их заместители, члены коллегиального исполнительного органа, члены совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления организации, а также иные должностные лица, наделенные полномочиями и ответственностью в вопросах планирования, руководства и контроля над деятельностью организации (ПБУ 11/2008, п. 11).

1. Выручка (доходы) сегмента — выручка от продажи определенных товаров или от продажи товаров в определенном географическом регионе (сведения о величине, непосредственно относящиеся к данному сегменту), а также часть общей выручки организации, которая обоснованно приходится на данный сегмент. Например, в определенном регионе торговая организация имеет филиал (розничную торговую точку), выручка которого будет непосредственной выручкой сегмента. Однако в этот же регион из головного офиса, минуя филиал, могут отгружаться оптовые партии товара — это будет часть общей выручки, приходящаяся на тот же сегмент.

Выручка оценивается на основе фактически применяемых  организацией цен, основы ценообразования также подлежат раскрытию в пояснительной записке к отчетности.

  1. Расходы сегмента — расходы по производству товаров (работ, услуг), издержки обращения по реализации определенных товаров или товаров в определенном географическом регионе, а также часть общих расходов организации, которые обоснованно приходятся на данный сегмент. Возвращаясь к приведенному примеру, увидим, что издержки филиала будут непосредственными издержками, а часть общих издержек будет выделяться в качестве издержек сегмента только в том случае, когда есть возможность достоверно выделить затраты, связанные с реализацией указанных оптовых партий товара.
  2. Финансовый результат сегмента — разница между выручкой (доходами) и расходами сегмента.
  3. Активы сегмента — активы, которые используются для производства определенных товаров (работ, услуг), торговли определенными товарами или в определенном географическом регионе. Например, имущество филиала будет отнесено к активам того сегмента, в регионе которого филиал находится.

Активы, используемые совместно в двух и  более сегментах, распределяются между этими сегментами в случае, когда распределяются соответствующие доходы и расходы.

5.Обязательства сегмента — обязательства, которые возникают при производстве и продаже определенных товаров или товаров в опреде- 
ленном географическом регионе (кроме задолженности по налогу на 
прибыль). В нашем примере это будут как обязательства розничной 
торговой точки (филиала), так и все обязательства по сделкам реализации оптовых партий товара в том же регионе. При этом выделяются два вида сегментов — операционные и географические Выделение операционных и географических сегментов необходимо для отбора из их состава отчетных сегментов. Под отчетным сегментом принято понимать отдельный сегмент, информация по которому подлежит обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Таблица 1 –Характеристика сегментов рынка 

Операционный сегмент - часть деятельности по производству и продаже определенного товара или однородных групп товаров, которая подвержена однотипным рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам или однородным группам товаров

Географический сегмент - часть деятельности по производству и продаже товаров в определенном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности той же организации

Несколько видов товаров  могут быть объединены в однородную группу при условии сходства по всем или большинству из следующих  факторов:

назначение;

процесс производства;

потребители;

методы продажи;

система управления деятельностью  организации

В зависимости от деятельности регионом может являться группа государств (например, СНГ), государство, группа регионов (например, Нечерноземье) или регион одного государства (России).

При выделении регионов следует  исходить из:

сходства условий, определяющих экономические и политические системы  государств;

наличия устойчивых связей;

сходства деятельности;

сходства рисков;

общности правил валютного  и таможенного контроля; налогообложения.

Информация может выделяться:

по местам расположения активов (ведения деятельности организации),

по местам расположения рынков сбыта (покупателей товаров).


 

Перечень  отчетных сегментов устанавливается  организацией самостоятельно. Операционный или географический сегмент считается  отчетным, если выполняется хотя бы одно из следующих условий (ПБУ 12/2000, п. 9):

  • выручка от продажи составляет не менее 10 % общей суммы выручки всех сегментов;
  • финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10 % суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов (в зависимости от того, какая величина больше в абсолютном значении);
  • активы данного сегмента составляют не менее 10 % суммарных активов всех сегментов.

На  выделенные отчетные сегменты должно приходиться не менее 75 % выручки организации. Если эта величина составляет менее 75 %, то выделяются дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяют ли они по отдельности перечисленным выше условиям.

Отчетный  сегмент, выделенный в периоде, предшествовавшем отчетному (например, в 2009 г.), должен выделяться в отчетном периоде (в 2010 г.) независимо от того, удовлетворяет ли он в отчетном периоде критериям выделения отчетного сегмента (ПБУ 12/2000, п. 11). В противном случае будет утрачена сопоставимость данных бухгалтерской отчетности.

Представляемая  по сегментам информация делится  на первичную и вторичную. В составе первичной информации по отчетному сегменту в бухгалтерской отчетности раскрываются следующие показатели, относящиеся к отчетному сегменту (ПБУ 12/2000, п. 16, 21):

общая величина выручки;

финансовый  результат (прибыль или убыток);

общая балансовая величина активов;

общая величина обязательств;

общая величина капитальных вложений в  основные средства и нематериальные активы;

общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;

совокупная  доля в чистой прибыли (убытке) зависимых  и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и  совместную деятельность.

Если  риски и прибыли организации  определяются, главным образом, различиями в товарах, то первичным признается раскрытие информации по операционным сегментам, а вторичным — по географическим сегментам, если различиями в географических регионах деятельности, то первичным признается раскрытие информации по географическим сегментам, а вторичным — по операционным сегментам. Если риски и прибыли определяются в равной мере различиями в товарах и в географических регионах, то первичной считается информация по операционным сегментам, а вторичной — по географическим сегментам. Если структура организации, а также система внутренней отчетности не основываются ни на товарах, ни на географических регионах, то выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам производится на основе решения руководителя организации.

Если первичной признается информация по операционным сегментам, то вторичная информация по каждому географическому сегменту представляется следующими показателями (ПБУ 12/2000, п. 22):

величиной выручки в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта, — для каждого географического сегмента, выручка от продажи которого составляет не менее 10 % общей выручки организации;

балансовой  величиной активов отчетного  сегмента по местам расположения активов — для каждого географического сегмента, величина активов которого составляет не менее 10 % величины активов всех географических сегментов;

величиной капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов — для каждого географического сегмента, величина активов которого составляет не менее 10 % величины активов всех географических сегментов.

Если первичной признается информация по географическим сегментам, то вторичная информация по каждому операционному сегменту, выручка которого составляет не менее 10 % общей выручки организации либо величина активов которого составляет не менее 10 % величины активов всех операционных сегментов, раскрывается в бухгалтерской отчетности следующими показателями (ПБУ 12/2000, п. 23):

выручкой;

балансовой величиной активов;

величиной капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы.

 

2.5. Раскрытие информации о прекращаемой деятельности

 

Порядок раскрытия информации о прекращаемой деятельности в бухгалтерской организации, приведенный в ПБУ 16/02, распространяется на случаи, когда определенное направление деятельности прекращается по добровольному решению самой организации, ее собственников или под давлением внешней экономической или правовой среды. Этот порядок не применяется организацией при прекращении деятельности вследствие обстоятельств, носящих чрезвычайный характер (стихийного бедствия, пожара, аварии и т. п.), вследствие принудительного изъятия имущества по основаниям, предусмотренным законодательством, а также вследствие обращения имущества в государственную собственность (национализации).

Деятельность  признается прекращаемой при условии  принятия уполномоченным органом организации решения о прекращении части деятельности организации и выработки единой программы прекращения на дату возникновения наиболее раннего из следующих событий (ПБУ 16/02, п. 7):

заключения  организацией договоров купли-продажи  активов, без которых деятельность, выделяемая как прекращаемая, практически  неосуществима;

доведения информации о решении прекращения  деятельности до сведения юридических  и физических лиц, чьи интересы непосредственно будут затронуты (акционерам, работникам организации, поставщикам и др.).

Прекращение части деятельности организации  может осуществляться:

а) путем продажи имущественного комплекса (предприятия) или 
его части, представляющих собой совокупность активов и обязательств, 
относящихся к прекращаемой деятельности, в результате заключения 
единой сделки;

б) путем продажи отдельных активов и прекращения (исполнения) 
в установленном законодательством порядке отдельных обязательств, 
относящихся к прекращаемой деятельности;

в) путем отказа от продолжения части деятельности.

Кроме того, прекращение деятельности может  осуществляться при реорганизации  организации в форме выделения  из ее состава одного или нескольких юридических лиц.

При прекращении  деятельности путем продажи имущественного комплекса (предприятия) или его  части, представляющих собой совокупность активов и обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, в результате заключения единой сделки финансовый результат от продажи формируется как разница между доходами, получаемыми в результате продажи, и расходами по ее осуществлению и отражается в бухгалтерском учете на счете по учету прочих доходов и расходов (ПБУ 16/02, п. 10).

Информация о работе Роль значение и порядок сставления пояснительной записки