Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 18:27, реферат
Рыночная система представляет собой совокупность взаимосвязанных рынков, которые охватывают различные сферы человеческой деятельности. Эти рынки взаимодействуют между собой на основе цен, которые формируются на них под воздействием спроса и предложения, конкуренции и т.д. Рыночные цены являются той информацией, что позволяет поставщикам и потребителям ресурсов принимать необходимые экономические решения и согласовывать их. Составляющими рыночной системы являются: рынок товаров (сырья, материалов, топлива, готовых изделий, проектных работ, научных исследований, услуг, жилья), рынок капитала (инвестиций, ценных бумаг, денег (кредитов)) и рынок труда.
Самыми
ценными для работодателей
Чтобы быть успешными, компании должны будут больше инвестировать в человеческие ресурсы и новые технологии, полагают исследователи.
В менеджерах будет цениться умение выстраивать отношения с людьми и организациями.
Российские эксперты готовы согласиться с мировыми оценками. По мнению специалистов, для российских компаний, которые в девяностые году прошли этап завоевания рынков и активной экспансии. В этот период у менеджеров ценились агрессивность, амбициозность и инициатива.
Сейчас же компании стремятся упорядочить свою структуру, повысить эффективность работы, поэтому от менеджеров требуется умение ставить цели и постепенно идти к их достижению.
Однако, как говорят специалисты, достаточно скоро между компаниями начнутся войны за ценные кадры. Поэтому управленцы, которые смогут создавать команду и удерживать важных сотрудников, будут высоко цениться.
На самом деле психологический портрет кандидата уже сегодня для многих компаний не менее важен, чем профессиональные навыки кандидата. Естественно, что особенно это важно для сферы обслуживания, где от умения проявлять гибкость и быстро находить компромисс зависит успех работы. И, как считают специалисты, вопросам психологической совместимости сотрудников в России уделяется даже больше внимания чем на Западе.
Не менее важным в будущем будет образовательный и интеллектуальный уровень работников. Понятно, что и сейчас компании стараются набирать как можно более способных сотрудников, но в будущем, когда доля нематериальных активов у компаний и доля интеллектуальных затрат в производстве будет расти, это требование будет приобретать все большее значение. Причем распространяться оно будет на все большее число работников. Если сейчас сотрудники на низовых должностях или производстве не обязаны понимать процессы, протекающие в компании, то, по мнению экспертов, в будущем это будет обязательным условием.
Если
составить сводный
Хорошо образованный,
Следует
добавить, что, если руководствоваться
прогнозами, то это будет немолодая женщина,
работающая в транснациональной компании,
базирующейся в Азии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок
труда — это такая
Рынок труда является важным элементом рыночной экономики наряду с рынком товаров и рынком капитала. При этом рынок труда, будучи объектом государственного регулирования, приобретает характер экономико-правовой категории.
Он представляет собой особую совокупность экономических и правовых отношений, связанных с обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса и предложений на рабочую силу. Субъектами этих отношений выступают: безработные граждане, работодатели и государство, имеющие на рынке свои общие и особые интересы.
В структуре рынка труда можно выделить следующие компоненты:
1) субъекты рынка труда;
2)
экономические программы,
3) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);
4)
безработица и социальные
5) рыночная инфраструктура.
Различают федеральный (на уровне страны) рынок труда, региональные (на уровне автономной республики, области, района области, города), а также рынок труда на уровне предприятия, фирмы (корпоративный или, иначе, внутризаводской, внутрифирменный). Федеральный рынок может интегрироваться в международный в соответствии со сложившимся международным разделением труда.
Современный рынок руда в России неоднороден. Он представляет собой многослойную структуру, образуемую двумя взаимосвязанными сферами, несущими разную функциональную нагрузку, различающимися способом и формами аккумуляции резервов рабочей силы, организации и регулирования, характером влияния на эффективность производства и положение трудящихся. По этим признакам российский рынок труда можно подразделить на "открытый" и "скрытый".
Рынок
труда в России еще до сих пор
функционирует в условиях независимости
института социального
Для нашего рынка характерны стихийное его формирование, становление и развитие, пока еще не сложилась единая инфраструктура рынка труда, что же касается биржи труда, то она занимается в большей своей части лишь сбором информации о наличии рабочих мест, регистрацией незанятого населения, выдачей пособий по безработице и т.п.
Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной зашиты населения является Министерство труда и социального развития Российской Федерации, образованное Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г., № 1177 «О структуре органов исполнительной власти».
Основными задачами Министерства труда и социального развития Российской Федерации являются разработка предложений и реализация основных направлений и критериев государственной социальной политики по решению комплексных проблем социального развития, народонаселения, повышению уровня жизни и доходов населения, развитию социального страхования, кадрового потенциала, совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства, организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания, улучшению условий и охраны труда, обеспечению эффективной занятости населения и социальных гарантий, социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, становлению и развитию государственной службы, совершенствованию законодательства о труде, занятости и социальной защите населения, осуществлению международного сотрудничества в установленной сфере деятельности.
Введенная с начала 2009 г. обязанность оперативно информировать ГСЗ о переводах работников на неполное время и предоставлении им вынужденных отпусков повысила для предприятий риск, что при обращении к этим мерам они сразу же привлекут к себе повышенное внимание со стороны региональных, а, возможно, и центральных властей – со всеми вытекающими отсюда малоприятными последствиями. Все это делает вынужденную неполную занятость намного более дорогостоящим, чем прежде, механизмом адаптации, заметно снижая его привлекательность в глазах предприятий.
Нынешний
С началом кризиса
стало ясно, что развитие российского
рынка труда подошло к
На рубеже 2008-2009 годов государство приняло целый ряд важных решений, связанных с регулированием рынка труда. Одни были разработаны и намечены к принятию еще в период быстрого экономического роста, другие стали непосредственной реакцией на начавшийся кризис. Неожиданно высокая активность, проявленная государством впервые кризисные месяцы, вполне могла изменить привычный ход работы российского рынка труда, направив его реакцию по иному руслу, чем прежде.
Правительством была разработана и принята специальная антикризисная программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Программа адресована не столько безработным, сколько "работникам, находящимся под риском увольнения" - намеченным к сокращению, переведенным на нестандартные режимы работы и т.д. Определены четыре основных направления ее реализации: организация опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения (предполагаемый охват – свыше 200 тыс. человек); организация общественных работ и создание временных рабочих мест для работников, находящихся под риском увольнения (предполагаемый охват – порядка 1 млн. человек; сюда же относятся меры по предоставлению стажировок на предприятиях выпускникам образовательных учреждений); содействие переезду работников, находящихся под риском увольнения, для замещения рабочих мест в других регионах (предполагаемый охват – около 50 тыс. человек); содействие малому предпринимательству и самозанятости среди безработных (предполагаемый охват – 15 тыс. человек). На эти цели из федерального бюджета планируется потратить примерно 43 млрд. рублей.Федеральный бюджет РФ в 2010 году выделит более 35 миллиардов рублей на программы по снижению напряженности на региональных рынках труда.
Изменение
экономической обстановки в России
и в мире качественно изменит рынок труда
через 15 лет. В 2020 году компании будут,
как никогда, ценить в работниках интеллект,
способность творить и уживаться в коллективе.
Как прогнозируют эксперты, выжить в конкурентной
борьбе смогут только те компании, персонал
которых будет адаптирован к новым условиям.
Чтобы быть успешными, компании должны
будут больше инвестировать в человеческие
ресурсы и новые технологии, полагают
исследователи.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рощин С.Ю. - «Теория рынка труда», Москва 1999
2. Адамчук В.В., Ромашов О.В. – «Экономика и социология труда», Москва 1999
3. http://www.bibliotekar.ru
4. http://www.bfm.ru
5. http://www.demoscope.ru
6. http://www.dialogbv.ru
7. http://www.enbv.narod.ru
8. http://www.firstjob.ru
9. http://www.geosite.com.ru
10. http://www.hr-anticrisis.ru
11. http://www.proforientator.ru
12. http://www.rinoktruda.org
13. http://www.ronot.ru
14. http://www.rsuh.ru
15. http://www.vuzlib.net
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рисунок 1 Кривая спроса на труд
Рисунок 2 Кривая
предложения труда
Рисунок
3 Индексы потребительских цен и цен производителей
промышленной продукции, 2005-2009 годы, % (январь
2005 года = 100%)
Рисунок 4 Индексы реальной "потребительской" и реальной "производительской" заработной платы, 1998-2009 годы, % (промышленность, декабрь 1998 года = 100%)
Повышение МРОТ (выталкивает в безработицу работников с низкой производительностью) | + |
Повышение на 30 % заработной платы работников бюджетной сферы (сокращает спрос на труд, так как вынуждает частный сектор также идти на повышение заработной платы) | + |
Сокращение численности вооружённых сил (увеличивает приток в безработицу) | + |
Сокращение
квот на привлечение труда мигрантов
(реэкспорт безработицы в |
- (?) |
Повышение максимального размера пособий по безработице (усиливает приток в безработицу, прежде всего – регистрируемую) | + |
Фактическое повышение пособий безработным, уволившимся с последнего места работы по собственному желанию (усиливает приток в безработицу, прежде всего – регистрируемую) | + |
Создание общероссийского банка вакансий (сокращает время поиска работы) | - |
Ужесточение трудового законодательства и усиление его инфорсмента (повышает издержки, связанные с оборотом рабочей силы, и через это способствует снижению уровня занятости) | + |
Обязательное информирование ГСЗ о применении нестандартных режимов работы (ограничивает свободу действий предприятий – снижение безработицы вначале, рост потом) | -/+ |
Дополнительные мероприятия по снижению напряжённости на рынке труда (43 млрд. рублей) | |
Опережающая профессиональная подготовка (209 тысяч человек – фактически форма материальной поддержки работников, находящихся под угрозой увольнения) | -/+ |
Создание
временных рабочих мест и организация
общественных работ для работников,
находящихся под угрозой |
-/+ |
Временная передислокация работников, находящихся под угрозой увольнения, в другие регионы (мизерные размеры – 48 тысяч человек) | -/+ |
Содействие
малому предпринимательству и |
- |