Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение методики составления сегментарной отчетности.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- дать точное и полное понятие сегмента;
- определить сферу и порядок применения ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»;
- формирование информации по операционным и географическим сегментам;
- раскрытие информации по отчетному сегменту;
- определить принципы и условия построения внутренней сегментарной отчетности;
- отметить правила построения сегментарной отчетности для внешних пользователей;
- перечислить и охарактеризовать каждый из этапов построения сегментарной отчетности организации.
Введение…………………………………………………………….......................... 3
Глава 1. Сущность и назначение сегментарной отчетности…………………….. 5
1.1. Понятие сегмента. Сфера и порядок применения ПБУ 12/10 «Информация по сегментам»……………………………………………………………………..…5
Выбор отчетного сегмента и раскрытие информации по нему…………...9
Глава 2. Правила, порядок построения и возможности применения информации сегментарной отчетности в организации………………………………………....14
2.1. Условия, принципы построения внутренней сегментарной отчетности..14
Правила построения отчетности по сегментам для внешних пользователей……………………………………………………………………….20
Задачи и этапы построения системы сегментарной отчетности организации………………………………………………………………………....26
Заключение……………………………………………………………………….…32
Список литературы………………………………………………………………....34
Доходы (выручка) сегмента складываются из таких двух составляющих, как:
- доходы, которые непосредственно могут быть отнесены на сегмент;
-
часть обшей выручки организации, которая
обоснованно может быть
отнесена на данный сегмент. Для ее определения
на практике применяются
косвенные методы расчетов.
Если сегменты реализуют продукцию (работы, услуги) между собой, то для объективной оценки их доходов используются не трансфертные, а внешние цены.
С сегментом идентифицируют те активы, которыми он пользуется для производства определенных товаров, выполнения определенных работ, оказания определенных услуг или для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в определенном географическом регионе деятельности организации. Большинство активов можно легко идентифицировать с конкретным подразделением организации. Здания, оборудование, запасы материалов, готовой продукции и дебиторская задолженность принадлежат сегменту, выпускающему и реализующему данную продукцию (работу, услугу).
Если
активы одновременно принадлежат двум
и более сегментам, то они распределяются
между структурными подразделениями
с использование косвенных
Вместе с тем некоторые виды активов (здание головного офиса, гудвил, организационные расходы, денежные средства и т.д.) невозможно идентифицировать с деятельностью конкретного сегмента. Такие активы на практике не распределяются между сегментами и относятся на деятельность компании в целом. Внешняя задолженность, которая возникла у сегмента в связи с производством и реализацией продукции (работ, услуг), рассматривается ПБУ 12/2000 как обязательства сегмента. Действительно, некоторые виды текущих обязательств (например, кредиторскую задолженность) легко идентифицировать с деятельностью конкретного подразделения. С деятельностью сегментов, например, не отождествляют выплату процентов по долгосрочным кредитам и займам, привлеченным в интересах развития компании в целом. В обязательства сегмента не включается задолженность бюджету по налогу на прибыль. На практике такие обязательства остаются нераспределенными.
Рассмотрев вопрос о том, что может пониматься под сегментом для целей составления внешней отчетности, перейдем к решению следующей задачи: какие из выбранных сегментов должны стать отчетными? В Положении определены правила выбора отчетных сегментов, т.е. тех структурных подразделений организации, по которым помимо консолидированной отчетности будет представляться сегментарная бухгалтерская информация.
В соответствии с ПБУ 12/2010 такой выбор осуществляется организацией самостоятельно, с учетом организационной структуры юридического лица (что в полной мере согласуется с принципами бухгалтерского управленческого учета).
Предполагая
свободу выбора со стороны предприятий,
Положением для этого сформулированы
необходимые и достаточные
Шаг 1. Проверка выполнения необходимых условий. Положением определено, что в один операционный сегмент может быть включено несколько видов товаров (работ, услуг), если они объединены следующими факторами:
- назначением товаров (работ, услуг);
- процессом их производства;
- общими потребителями или едиными методами реализации продукции (работ, услуг).
Шаг 2. Проверка выполнения достаточных, условий. Согласно ПБУ 12/2010 операционный или географический сегмент должен рассматриваться как отчетный, если:
- выручка от продажи внешним покупателям
и от операций с другими
сегментами данной организации составляет
не менее 10% общей суммы
выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;
или
- прибыль (или убыток) от деятельности
данного сегмента составляет
не менее 10% суммарной прибыли (или убытка)
всех сегментов; или
- активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.
Шаг 3. Последний в процессе формирования отчетных сегментов — определение доли их совокупной выручки в обшей выручке организации. Если эта доля составляет менее 75%, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты.
После выделения отчетных сегментов необходимо решить вопрос,: в каком формате представлять информацию об их деятельности? Положением выделяются два понятия об информации по сегментам: «первичная» и «вторичная». Решение о том, какая из них должна быть первичным, в конечном счете, зависит от организационной и управленческой структуры организации, от построения системы внутренней отчетности.
Если риски и прибыли организации определяются главным образом различиями в производимых товарах, работах, услугах, то первичным признается раскрытие информации по операционным сегментам, а вторичным — по географическим.
Если риски и прибыли организации определяются главным образом различиями в географических регионах деятельности, то первичной признается информация по географическим сегментам, а вторичной — по операционным сегментам.
В любом случае в составе первичной информации по отчетному сегменту раскрываются следующие показатели:
- общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами;
- финансовый результат (прибыль или убыток);
- общая балансовая величина активов;
- общая величина обязательств;
- общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;
- общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам.
Вторичная информация в этом случае будет представлена данными о деятельности операционных сегментов. Они выделяются дополнительно и должны удовлетворять одному из двух условий:
- выручка от внешних продаж этого сегмента
составляет не менее 10%
общей выручки организации;
- величина активов этого сегмента
составляет не менее 10% величины
активов всех операционных сегментов.
Если операционные сегменты выделены, в бухгалтерской отчетности по ним представляется следующая вторичная информация:
- выручка от продаж внешним покупателям;
- балансовая величина активов;
- величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы.
Если
же организационная и
Сегментарная
отчетность может и должна представляться
организациями, не только имеющими дочерние
и зависимые общества, но и составляющими
сводную отчетность. Подобно тому, как
результаты финансового учета обобщаются
во внешней финансовой отчетности, заключительным
этапом управленческого учета является
формирование внутренней (сегментарной)
отчетности.
2.3. ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ СЕГМЕНТАРНОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.
Цель создания системы сегментарного учета и отчетности в организации — это обеспечение собственников и менеджеров всех уровней управления полной, оперативной и достоверной информацией о деятельности структурных подразделений для анализа и принятия грамотных управленческих решении. Эту информацию не может предоставить система финансового учета. Постановка же сегментарного учета, кроме того, позволяет усовершенствовать существующий в настоящее время на предприятии документооборот, оптимизировать показатели деятельности, как отдельных центров ответственности, так и предприятия в целом.
При создании системы сегментарного учета и отчетности необходимо иметь в виду, что;
- затраты на внедрение и обслуживание системы должны быть меньше, чем получаемый от ее использования эффект;
- система должна обеспечивать конфиденциальность информации;
- система должна быть автоматизирована
и универсальна.
Постановка системы сегментарного учета
предполагает прохождение предприятием
следующих этапов.
Этап 1. Формирование децентрализованной структуры управления с выделением центров ответственности. Последние в свою очередь должны подразделяться на центры прибыли и центры затрат.
По центрам ответственности (одновременно являющимися и местами возникновения затрат) осуществляется управленческий учет и контроль (нормирование, планирование и учет затрат обращения). Ответственность за результаты деятельности центров ответственности возлагается на директоров аптек, пунктов и аптечного склада. Работа сформированных центров ответственности контролируется административными службами (отделами) предприятия.
Специалисты и директора отделов на основании управленческой информации принимают решения в рамках должностных полномочий. Вопросы, выходящие за пределы их компетенции, решаются генеральным директором самостоятельно или на совете директоров отделов.
Заседание совета директоров может проводиться в двух вариантах:
- открытое совещание директоров отделов в полном составе;
- собрание директоров некоторых отделов.
При частных вопросах, касающихся, например, кадровых изменений руководящего состава в аптеке, генеральный директор для решения вопроса может ограничиться мнением директоров отдела кадров и отдела аптечной сети.
С офисом ситуация выглядит иначе. Ответственность за результаты работы этого центра ответственности можно возложить на главного бухгалтера предприятия. Он будет осуществлять непосредственный контроль за местами возникновения затрат в офисе, а поскольку каждый отдел будет являться местом возникновения затрат, все директора отделов по требованию главного бухгалтера должны будут предоставлять объяснения по причинам любых отклонений от установленных норм, которые закреплены в бюджете предприятия, утвержденном на совете директоров отделов. Сведения об отклонениях, выходящих за рамки допустимых, предоставляются генеральному директору. Границы допустимых отклонений могут устанавливаться в процессе формирования любого бюджета.
Этап 2. Кодировка статей затрат центров ответственности. Организация системы сегментарного учета предполагает специальную кодировку затратных и доходных статей центров ответственности для их детального отражения в системе управленческого учета и для последующего составления сегментарной отчетности.
Рассмотрим этот вопрос на примере организации учета затрат обращения.
Для контроля и оценки деятельности отдельных сегментов бизнеса необходимо провести:
- классификацию их расходов на переменные, постоянные, условно-постоянные. К переменным, как обычно, будем относить затраты, размер которых находится в прямой зависимости от объема продаж аптеки и аптечного пункта (от их деловой активности). К постоянным затратам, напротив, отнесем затраты, величина которых не зависит от изменения объема продаж. Затраты, которые нельзя однозначно отнести ни к переменным, ни к постоянным, будем рассматривать как условно-постоянные;
- разделение затрат центров ответственности на регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые — затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от деятельности руководителя центра ответственности. Другими словами, директора аптек и аптечных пунктов путем принятия тех или иных управленческих решений могут повлиять на размер регулируемых затрат. Нерегулируемые затраты, напротив, не подвержены такому влиянию.