Сегментарная отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:41, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение методики составления сегментарной отчетности.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- дать точное и полное понятие сегмента;
- определить сферу и порядок применения ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»;
- формирование информации по операционным и географическим сегментам;
- раскрытие информации по отчетному сегменту;
- определить принципы и условия построения внутренней сегментарной отчетности;
- отметить правила построения сегментарной отчетности для внешних пользователей;
- перечислить и охарактеризовать каждый из этапов построения сегментарной отчетности организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………….......................... 3
Глава 1. Сущность и назначение сегментарной отчетности…………………….. 5
1.1. Понятие сегмента. Сфера и порядок применения ПБУ 12/10 «Информация по сегментам»……………………………………………………………………..…5
Выбор отчетного сегмента и раскрытие информации по нему…………...9
Глава 2. Правила, порядок построения и возможности применения информации сегментарной отчетности в организации………………………………………....14
2.1. Условия, принципы построения внутренней сегментарной отчетности..14
Правила построения отчетности по сегментам для внешних пользователей……………………………………………………………………….20
Задачи и этапы построения системы сегментарной отчетности организации………………………………………………………………………....26
Заключение……………………………………………………………………….…32
Список литературы………………………………………………………………....34

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 196.50 Кб (Скачать документ)
ign="justify">      - процессу их производства;

      - потребителям;

      - методам продажи;

      - системам управления деятельностью  организации.

      Географический  сегмент – часть деятельности организации по производству товаров в определенном географическом регионе, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других регионах деятельности организации. При выделении географических сегментов следует исходить:

      -   из сходства условий, определяющих  экономические и политические  системы государств, на территории  которых организация ведет деятельность;

      - наличие устойчивых связей в деятельности в различных географических регионах;

      -    сходства характера деятельности;

      - рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе;

      -    общности правил валютного контроля;

      - валютного риска, связанного с  деятельностью организации в  определенном географическом регионе.

При этом организацией может быть выделен  один географический сегмент по определенному  государству или нескольким государствам, региону или регионам в Российской Федерации.

      Исходя  из организационной структуры и  системы внутренней отчетности географические сегменты могут выделяться по местам расположения активов (ведения деятельности организации) или по местам расположения рынков сбыта (потребителей или покупателей).

      Организация самостоятельно устанавливает перечень сегментов, информация о которых  должна раскрываться в бухгалтерской отчетности. В качестве основы для выделения сегментов используется организационная и управленческая структура организации. Целесообразно также принять во внимание систему внутренней отчетности организации, которая является основой для анализа и принятия решений руководством. Как правило, именно организационная и управленческая структура организации, а также система внутренней отчетности отражают основные источники рисков и получения прибылей.

      При выделении сегментов принимаются во внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски, которым может быть подвержена деятельность организации. При этом оценка рисков не предполагает точное количественное измерение и выражение их. Последовательность действий по выделению сегментов и подготовке, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности, представлена в Приложении 1. 

      1.2. ВЫБОР ОТЧЕТНОГО СЕГМЕНТА И  РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО НЕМУ. 

      Не  все операционные и географические сегменты отражаются в бухгалтерской  отчетности. Сегменты, информация о которых раскрывается в годовой бухгалтерской отчетности, называются отчетными сегментами. Сегмент считается отчетным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям. Кроме того, одновременно должно выполняться хотя бы одно из условий:

      -     выручка от продажи внешним  покупателям и от операций  с другими сегментами данной  организации составляет не менее  10% общей суммы выручки (внешней  и внутренней) всех сегментов;

      -    финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов;

      -  активы данного сегмента составляют  не менее 10% суммарных активов  всех сегментов.

      На  отчетные сегменты, выделенные при  подготовке бухгалтерской отчетности организации, должно приходиться не менее 75% выручки организации. Если на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности, приходится менее 75% выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты. При этом бухгалтер может учитывать заинтересованность внешних пользователей в информации по сегментам. Каждый из определенных операционных или географических сегментов выделяется как отчетный в отдельности.

      Отчетные  показатели, используемые при раскрытии  информации по сегментам, должны применяться и интерпретироваться в контексте соответствующих нормативных актов по бухгалтерскому учету. В частности, при определении доходов и расходов следует руководствоваться ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

      При формировании сегментарной информации по группе взаимосвязанных организаций  или объединению юридических  лиц (ассоциаций, союзу и т.д.) в  качестве отчетных показателей могут  быть использованы данные бухгалтерских балансов и отчета о прибылях и убытках. Если информация по сегментам раскрывается в рамках одной организации, то в качестве показателей могут использоваться данные синтетического и аналитического учета по счетам активов, обязательств, доходов и расходов. Если организация бухгалтерского учета не позволяет определить суммы, относящиеся к данному операционному или географическому сегменту, то бухгалтер вправе использовать свой метод распределения отчетных показателей организации по сегментам.

      За  базу распределения может быть взят любой критерий. Метод распределения должен быть обоснован, надлежащим образом документально оформлен, закреплен в качестве элемента учетной политики. Для упрощения процедуры сбора и формирования информации по сегментам в отчетности следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета следующие положения:

      -  порядок определения отчетных  сегментов;

      -  способы распределения первичной  и вторичной информации;

      -  метод распределения активов,  обязательств, доходов и расходов.

      Если  деятельность организации стабильна на протяжении многих лет, указанные положения учетной политики могут не меняться в течении всего времени.

      Не  все данные аналитического и синтетического учета применимы при расчете  показателей по сегментам. Так, в  частности, при расчете выручки (доходов) сегмента не учитываются:

      -  обороты по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы», отражающие поступление процентов и дивидендов (если они не являются предметом деятельности организации), и поступления от продажи финансовых вложений (если они не являются предметом деятельности организации);

      -  обороты по кредиту счета 99 «Прибыли и убытки», отражающие  доходы в связи с чрезвычайными  обстоятельствами.

      Выручка (доходы) сегмента – представляет собой  выручку от продажи определенных товаров или выручку от продажи товаров в определенном географическом регионе (данные о величине, непосредственно относящиеся на данный сегмент), а также часть общей выручки организации, которая обоснованно приходится на данный сегмент (в том числе от продаж внешним покупателям или от операций с другими сегментами этой же организации). Выручкой (доходами) сегмента не являются проценты и дивиденды, кроме случаев, когда такие доходы порождены основной деятельностью отчетного сегмента; доходы от продажи финансовых вложений, кроме случаев, когда финансовые вложения являются предметом деятельности отчетного сегмента; чрезвычайные доходы.

      Применительно к сводной бухгалтерской отчетности такая выручка может быть определена на основе показателей выручки до корректировки в процессе подготовки сводной бухгалтерской отчетности, то есть за основу принимается информация до исключения некоторых данных в процессе объединения бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводную бухгалтерскую отчетность. Аналогичный подход должен быть использован в отношении финансового результата, обязательств, активов.

      В отчетности юридического лица выручка  отчетного сегмента от операций с  другими сегментами может быть оценена  только условно, поскольку ни юридически, ни по данным бухгалтерского учета факт продажи товаров между подразделениями одного юридического лица не имеет места.

      В соответствии с ПБУ 12/2010при формировании информации о выручке (доходах) отчетного сегмента от операций с другими сегментами передачи между ними должны оцениваться на основе фактически применяемых организацией цен. Основа ценообразования на передачи между сегментами и изменения этой основы подлежат раскрытию в отчетности.

      Расходы сегмента - определяются как расходы по производству определенных товаров или расходы по производству товаров в определенном географическом регионе, а также часть общих расходов организации, которые обоснованно приходятся на данный сегмент (в том числе от продаж внешним покупателям или от операций с другими сегментами этой же организации). Расходами отчетного сегмента не являются проценты, кроме случаев, когда предметом деятельности отчетного сегмента является получение доходов от финансовой деятельности (обороты по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»); расходы, связанные с продажей финансовых вложений, кроме случаев, когда финансовые вложения являются предметом деятельности отчетного сегмента (обороты по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»); налог на прибыль (оборот по дебету счета 99 «Прибыли и убытки»); общехозяйственные расходы и прочие расходы, относящиеся к организации в целом (обороты по дебету счетов 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»); чрезвычайные расходы (обороты по дебету счета 99 «Прибыли и убытки»).

      Финансовый  результат сегмента – разница  между выручкой (доходами) и расходами  сегмента. Финансовый результат отчетного  сегмента для представления в  сводной бухгалтерской отчетности рассчитывается до поправок на долю меньшинства.

      Активы  сегмента – это активы, используемые для производства определенных товаров, выполнения определенных работ, оказания определенных услуг или для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг  в определенном географическом регионе деятельности организации (п. 5 ПБУ 12/2010). Они начисляются по данным бухгалтерского баланса (см. Приложение 2), отражаемым в его первом и втором разделах.

      Обязательства сегмента – обязательства, которые  возникают при производстве и  продаже определенных товаров, выполнении определенных работ, оказания определенных услуг или при производстве и продаже продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг в определенном географическом регионе деятельности организации.

      В обязательства сегмента не включается задолженность по налогу на прибыль.

      При определении доходов, расходов, активов  и обязательств сегмента в расчет принимаются только те данные, которые  непосредственно относятся к  отчетному сегменту, либо которые  могут быть отнесены к нему путем обоснованного распределения. Активы, используемые совместно в двух и более отчетных сегментах, распределяются между этими сегментами в случае, когда распределяются соответствующие доходы и расходы.

      Способ  распределения доходов, расходов, активов и обязательств, относящихся к двум и более отчетным сегментам, зависит от характера объектов учета, видов деятельности организации, степени обособленности отчетных сегментов. При этом в отношении разных объектов могут применяться разные способы распределения.

      Организация должна последовательно применять  избранную основу распределения  доходов, расходов, активов и обязательств.

      Суммарная информация о выручке, финансовом результате, активах и обязательствах сегментов  может отличаться от данных, приведенных в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках организации (группы). Основные различия заключены в:

      -   статьях, относящихся к операциям  между сегментами;

      -   статьях, относящихся к организации  (группе) в целом;

      - статьях, которые не могут быть отнесены к сегментам путем обоснованного распределения.

      Кроме того, ПБУ 12/2010 прямо устанавливает перечень статей, которые не включаются в показатели сегментов и которые частично могут быть включены в перечисленные группы статей.

      Показатели, исчисленные по сегментам, бухгалтер должен отразить в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности2. Информация по сегментам может раскрываться в отдельном разделе пояснительной записки. В первую очередь раскрывается первичная информация по сегментам, затем – вторичная. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 2.

Правила, порядок построения и возможности  применения информации сегментарной отчетности в организации.

Информация о работе Сегментарная отчетность