На предприятии
выделяются следующие функции управленческого
учета (УУ):
- Учет. Одной
из ключевых функций УУ является обеспечение
оперативного, полного и достоверного
учета ресурсов предприятия (материальных,
финансовых и человеческих) с целью осуществления
контроля и повышения эффективности их
использования.
- Контроль
финансово-хозяйственной деятельности.
Задачи данного контроля — обеспечение
целостности финансовой информации, касающейся
деятельности предприятия и его активов;
мониторинг и измерение ключевых показателей
деятельности; инициализация корректирующих
действий, необходимых для достижения
запланированных результатов деятельности.
- Финансово-экономический
анализ, задачами которого являются оценка
абсолютных показателей, финансово-экономического
состояния предприятия, рентабельность
оборота, структура затрат и т. д.
- Планирование,
под которым понимается процесс распределения
ресурсов во времени.
Указанные
функции УУ реализуются оператором
УУ вместе с сотрудниками предприятия
по функциональным направлениям.
Схема взаимодействия
оператора УУ с подразделениями
предприятия представлена на рис. 1.
Рис. 1. Схема взаимодействия
оператора управленческого учета с подразделениями
предприятия
Рекомендации
по принятию решений на основе данных
управленческого учёта
На
основе информации, полученной в результате
автоматизации аналитических процедур
и удовлетворяющей соответствующим
требованиям, при необходимости, могут
проводиться различные мероприятия,
направленные на улучшение финансового
состояния коммерческой организации.
Для производственной коммерческой организации
к таким мероприятиям могут относиться:
обновление ассортимента выпускаемой
продукции в соответствии с запросами
потребителей, ее активное продвижение
на рынок, завоевание и укрепление рыночных
позиций (путем рекламной деятельности,
гибкой ценовой политики, выбора наиболее
эффективных способов реализации продукции),
диверсификация производства. Кроме того,
может даваться обоснование и других мероприятий,
в результате проведения которых будет
обеспечиваться сокращение объемов производства
отдельных видов продукции (в первую очередь,
тех ее видов, которые являются наиболее
убыточными), проводиться распродажа излишнего
оборудования и других видов имущества,
сокращаться численность работников.
Все это должно быть направлено на уменьшение
затрат, связанных с производством и реализацией
продукции, а также на улучшение финансового
состояния предприятия.
АРМ
аналитика обеспечивает решение
задач, связанных с обработкой информации
для оперативной диагностики финансово-хозяйственной
деятельности коммерческих организаций.
Цель такой диагностики – обнаружение
признаков кризисного финансового состояния
отдельных организаций и разработка мероприятий
по предупреждению возможного банкротства.
Результаты диагностики могут использоваться
внешними пользователями (в частности,
при принятии решений об инвестировании,
о предоставлении кредитов и т.д.). В качестве
исходной информации для проведения этого
анализа используются данные годовой
бухгалтерской отчетности, обладающие
соответствующими характеристиками. Как
правило, при проведении такой диагностики
учитывается ограниченное число показателей
бухгалтерской отчетности, состав которых
определяется целью проведения диагностики
и особенностями деятельности отдельных
предприятий. Если это необходимо, то данные
бухгалтерской отчетности должны агрегироваться
и обобщаться. На основе таких агрегированных
данных определяются структура отдельных
видов имущества и источников его формирования
в валюте баланса предприятия и ее динамика
по отношению к данным предшествующей
диагностики. При этом изменения в структуре
могут оказывать как позитивное, так и
негативное влияние на финансовую устойчивость
коммерческой организации и на ее возможное
банкротство. Для производственной коммерческой
организации при этом должны учитываться
взаимосвязи таких основных факторов
как цены на продукцию, на выполняемые
работы и услуги, объемы производства,
расходы на производство и реализацию
продукции. По результатам подобного рода
диагностики делаются обоснованные выводы
о возможности безубыточной работы коммерческой
организации в будущем после проведения
соответствующих мероприятий, связанных
с совершенствованием ее деятельности.
Выводы и предложения
На
основании изученных вопросов учета
и аудита предприятий общественного питания
можно сделать следующие выводы:
Отрасль
общественного питания имеет
сложную технологическую цепочку
требующую тщательного учета
сырья и товаров поступающих
и отпускаемых со склада, учета
сырья и товаров получаемых и реализуемы
в производствах и постоянного контроля
за правильностью ведения учета;
Важно
на стадии формирования учетной политики
предприятия выбрать и обосновать
такие способы ведения бухгалтерского
учета, применение которых создает
возможность формирования полной и достоверной
информации об имущественном и финансовом
положении предприятия общественного
питания;
При
учете сырья и товаров необходимо
соблюдать методику учета сырья
и товаров, регламентирующую порядок
документального оформления и учета
сырья, продукции и товаров на предприятиях
общественного питания, правильного и
своевременного отражения операций по
движению сырья, продуктов и товаров, достоверную
информацию об остатках и движении продуктов,
способствующую установлению оперативного
контроля за сохранностью и правильным
использованием сырь, продукции и товаров
на всех этапах их движения и в местах
хранения;
Учет
затрат включаемых в издержки обращения
и производства предприятий торговли
и общественного питания должен
обеспечить своевременное, полное и достоверное
отражение фактических расходов, а также
контроль за использованием материальных,
трудовых и финансовых ресурсов;
Калькулирование
себестоимости продукции предприятий
общественного питания должно достоверно
отражать стоимостную оценку используемых
в процессе производства продукции сырья,
продуктов и товаров, топлива, энергии,
основных фондов, трудовых ресурсов, а
также затрат на ее производство и реализацию.
Однако на сегодняшний день калькулирование
себестоимости блюд, кулинарных изделий,
полуфабрикатов, мучных кондитерских
хлебобулочных изделий в условиях быстрого
изменения цен на сырье и товары трудоемко.
Для повышения эффективности работы бухгалтеров-калькуляторов
необходимо применение прикладных программ
калькулирования себестоимости блюд на
ЭВМ;
Особенность
определения финансового результата
от продаж в торговых (снабженческо-сбытовых)
организациях состоит в предварительном
исчислении валового дохода, который представляет
собой сумму реализованной торговой наценки,
определяемой в виде разницы между покупной
и отпускной ценой проданного товара.
Аудит
предприятий общественного питания
сложен из-за большого объема необходимых
для анализа документов, соответственно
увеличиваются трудозатраты аудиторов,
которые должны обеспечить выполнение
следующих задач:
Проверка
документации по сертификации услуг
и оценка внутреннего контроля обязательны
для подтверждения законности хозяйственной
деятельности предприятия общественного
питания и оценки риска системы
внутреннего контроля, которая в случае
положительного результата позволит скорректировать
объем предстоящего аудита;
Проверка
организации и правильности ведения
синтетического и аналитического учета
товарно-материальных ценностей важна
для определения достоверности
учетной информации о наличии и движении
ТМЦ, правильности отражения операций
в регистрах бухгалтерского учета;
Проверка
отражения операций по реализации покупных
товаров и продукции собственного
производства и формирования финансовых
результатов для целей налогообложения
осуществляется для проверки правильности
определения и отражения реализации покупных
товаров и продукции собственного производства,
себестоимости продукции и формирования
достоверных финансовых результатов для
целей налогообложения;
Проверка
правильности проведения инвентаризации
ТМЦ и отражения в учете потерь от недостачи
и порчи товаров важна для обеспечения
достоверности данных бухгалтерского
учета.
Список
литературы
1.
|
ГОСТ Р 50647-94
"Общественное питание. Термины и
определения" |
2.
|
Кондраков Н.П.
Бухгалтерский учет. – М.:ИНФРА-М, 2001
|
3.
|
Методика учета
сырья, товаров и производства в
предприятиях массового питания
различных форм собственности. Утверждена
Отраслевым центром повышения квалификации
работников торговли Комитета РФ по торговле
12 августа 1994 г. №1-1098/32-2 |
4.
|
Методические
рекомендации по бухгалтерскому учету
затрат, включаемых в издержки обращения
и производства, и финансовых результатов
на предприятиях торговли и общественного
питания (утверждены Роскомторгом и Минфином
России 20.04.95 г. № 1-550/32-2). |
5.
|
Методические
рекомендации по использованию данных
учета выручки, полученных с применением
контрольно-кассовых машин, при осуществлении
контроля за полнотой и своевременностью
поступления выручки, уплаты налогов и
других поступлений в бюджеты Российской
Федерации (письмо Банка России № 51 и Госналогслужбы
России № ВЗ-6-13/272 от 18.08.93 г.). |
6.
|
Методические
рекомендации по учету и оформлению
операции приема, хранения и отпуска
товаров в организациях торговли
(утверждены письмом Комитета Российской
Федерации по торговле от 10.07.96 г. № 1-794/32-5).
|
7.
|
Методические
указания по инвентаризации имущества
и финансовых обязательств (приказ Минфина
России от 13.06.95 г. № 49). |
8.
|
Мокшанина И.М.,
Коган П.Я. и др. Организация питания
школьников. – М.: Экономика, 1989 |
9.
|
О формировании
цен и наценок па продукцию (товары)
в предприятиях общественного питания.
Письмо Комитета РФ по торговле от 5 апреля
1993 года №1-565/32-7 |
10.
|
Основные положения
по учету тары на предприятиях, в производственных
объединениях и организациях, утвержденные
Минфином СССР 30.09.85 г. № 166. |
11.
|
План счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организаций. Утвержден
Приказом Министерства финансов РФ от
31 октября 2000 года №94н |
12.
|
Положение о
составе затрат по производству и
реализации продукции (работ, услуг), включаемых
в себестоимость продукции (работ, услуг),
и о по рядке формирования финансовых
результатов, учитываемых при налогообложении
прибыли (утверждено постановлением Правительства
РФ от 5.08.92г. №552 с последующими изменениями
и дополнениями). |
13.
|
Положение по бухгалтерскому
учету «Доходы организации» (ПБУ
9/ 99). утвержденное приказом Минфина
России от 6.05.99 г. № 32н. |
14.
|
Положение по бухгалтерскому
учету «Расходы организации» (ПБУ 10/ 99),
утвержденное приказом Минфина России
от 6.05.99 г. № 33н. |
15.
|
Положение по бухгалтерскому
учету «Учетная политика предприятия»
ПБУ 1/98. Утверждено приказом Министерства
финансов Российской Федерации от 9 декабря
1998 г. № 60н. |
16.
|
Положение по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации, утвержденное
приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н.
|
17.
|
Порядок отражения
в бухгалтерском учете товарообменных
операций или операций, осуществляемых
на бартерной основе (письмо Минфина России
от 30.10.92 г. № 16-05/4). |
18.
|
Постановление
Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС
от 28.12.77 г. № 447/24 (в ред. постановления
Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС
от 14.09.81 г. № 259/16-59) «Перечень должностей
и работ, замещаемых или выполняемых работниками,
с которыми предприятием, учреждением,
организацией могут заключаться письменные
договоры о полной материальной ответственности
за обеспечение сохранности ценностей,
переданных им для хранения, обработки,
продажи (отпуска), перевозки или применения
в процессе производства, а также типового
договора о полной материальной ответственности».
|
19.
|
Постановление
Комитета Российской Федерации по стандартизации,
метрологии и сертификации № 230-7/ 431, Комитета
Российской Федерации по торговле № 1-1177/32-7,
Государственного комитета Российской
Федерации санитарно-эпидемиологического
надзора от 7.09.95 г. «О введении обязательной
сертификации услуг общественного питания».
|
20.
|
Постановление
Правительства Российской Федерации
от 15.08.97 г. № 1036 «Об утверждении Правил
оказания услуг общественного питания».
|
21.
|
Сборник технологических
нормативов – Сборник рецептур блюд
и кулинарных изделий для предприятий
общественного питания. – М.: Хлебпродинформ,
1996 |
22.
|
Справочник
руководителя предприятия общественного
питания. – М.: Экономика, 1986 |
23.
|
Федеральный закон
от 05.08.2000г №117-ФЗ "Налоговый кодекс
Российской Федерации (часть вторая)"
|
24.
|
Федеральный закон
от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». |
|
Приложения
Приложение
А.
«Схема
организационной
структуры ООО
«Агата»
Приложение
Б.
Унифицированная
форма N ОП-1
Утверждена
Постановлением
Госкомстата России
от 25.12.98
N 132
┌─────────┐
│ Код │
├─────────┤
Форма по ОКУД│ 0330501 │
├─────────┤
по ОКПО│
│
______________________________________________________
├─────────┤
организация
│ │
______________________________________________________
├─────────┤
структурное подразделение
│ │
Вид деятельности по ОКДП│
│
______________________________________________________
├─────────┤
наименование блюда
│ │
Номер блюда по сборнику рецептур,
ТТК, СТП│
│
<