Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:02, шпаргалка

Описание

1. Бухгалтерский учет, его виды и задачи
2. Нормативное регулирование бухгалтерской деятельности в РФ
..
35. Учет резервного капитала
36. Учет выбытия основных средств
37. Учет товаров

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерский учет.doc

— 306.50 Кб (Скачать документ)

90(2)-43- готовая продукция продана  покупателям

62-90(1)-  начислена выручка от  продажи готовой продукции

90(3)-68- начислен НДС на продажу  продукции

90(2)-44- в конце месяца на финансовый  результат отнесенных расходов на продажу готовой продукции

43-91(1)- опреходован  излишек готовой  продукции по результатам инвентаризации

  1. Счета бухгалтерского учета

План счетов бухгалтерского учета: понятие, построение, назначение. Как известно, для ведения бухгалтерского учета используется система счетов бухгалтерского учета.

Счета бухгалтерского учета – это  способы группировки, текущего отражения  и контроля изменений отдельных  объектов бухгалтерского учета.

Счета бухгалтерского учета отдельно отражают увеличение и уменьшение соответствующего показателя. То есть счета бухгалтерского учета имеют двустороннюю форму. Левая часть счета называется дебетом, а правая – кредитом.

Каждая операция отражается на счетах бухгалтерского учета методом двойной  записи, который заключается в том, что каждая операция записывается в одной и той же сумме дважды: по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Связь между счетами бухгалтерского учета при оформлении хозяйственной  операции получила название корреспонденция  счетов бухгалтерского учета. Для обеспечения единообразного отражения операций в счетах типовая корреспонденция счетов бухгалтерского учета устанавливается инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета.

План счетов по бухгалтерскому учету  и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31.10.200 № 94н. На основе указанного приказа предприниматель разрабатывает свой рабочий план счетов по бухгалтерскому учету

Структура счета. Виды счетов. Только записи поступления и выбытия средств предприятие ведет в специальных таблицах, которые называют бухгалтерскими счетами, и колонку приход называют дебет (Д), а колонку расход — кредит (К). В конце месяца рассчитывают сумму всех операций, которые прошли по дебету счета, ее называют оборотом по дебету (Од), итоговая сумма операций по кредиту счета даст оборот по кредиту (Ок). Остаток средств, который имеется на счете на начало месяца, называется сальдо начальное (Сн), остаток средств на конец месяца — сальдо конечное (Ск). При подсчете оборотов сальдо начальное не учитывается.

Схема бухгалтерского счета

Дебет

Кредит 

Сальдо начальное, Сн

Оборот по дебету, Од

Оборот по кредиту, Ок

Сальдо конечное, Ск


Активные счета — счета бухгалтерского учёта, предназначенные для учёта состояния, движения и изменения хозяйственных средств по их видам.

На активных счетах отображена информация о средствах (в денежном эквиваленте), которые имеются в распоряжении организации, это могут быть банковские счета, имущество на складе и в эксплуатации.

На активных счетах:

Начальное сальдо записывается по дебету счёта

Записи, характеризующие увеличение хозяйственных средств записываются по дебету счёта

Записи, характеризующие уменьшение хозяйственных средств записываются по кредиту счёта

Конечное сальдо записывается по дебету счёта

Пассивные счета — счета бухгалтерского учёта, предназначенные для учёта состояния, движения и изменения источников средств предприятия.

На пассивных счетах отображаются операции, изменяющие сумму средств  предприятия (актив предприятия). Кроме этого могут быть операции, изменяющие состав долгов (перекидывание средств между 2-мя пассивными счетами, например удержание налогов из зарплаты).

На пассивных счетах:

  • Начальное сальдо записывается по кредиту счёта
  • Записи, характеризующие увеличение источника средств записываются по кредиту счёта
  • Записи, характеризующие уменьшение источника средств записываются по дебету счёта

Конечное сальдо записывается по кредиту счёта

Активно-пассивный счёт — счёт, который имеет признаки как активного, так и пассивного счета и служит для отражения расчетных операций, где одновременно могут возникать дебиторская и кредиторская задолженности. Сальдо на таких счетах называется развернутым. Обычным порядком его определить невозможно, для этого необходимы данные аналитического детального учета.

Примером такого счета может  служить счет «76» Расчеты с  дебиторами и кредиторами.

Забалансовые счета – счета, остатки на которых не входят в баланс, а показываются за его итогом, т.е. за балансом. Используются для учета ценностей не принадлежащих предприятию, но находящихся на определенное время в его распоряжении или на его сохранении, а также для контроля за отделом хозяйственных операций.

Главная особенность – учет ведется  без использования метода двойной  записи, а проводятся только записи в ведомости по графам приход-расход.


 

  1. Метод двойной записи

Хоз оперции заносятся на счета  БУ с применением метода двойной записи, что означает запись каждой хоз операции не менее как на 2-х взаимосвязанных счетах. Каждая хоз операция запис-ся дважды: -- на дебит одного счёта –на кредит другого. Метод двойной записи хоз операций в БУ обусловлены не столько техникой ведения учётной регистрации, сколько экономической природой смены форм ст-ти в процессе кругооборота средств труда, предметов труда и денежных средств. Для ведения учёта необходимо правильно определить счета, затрагиваемые каждой операцией. Определение того, на каких счетах будет отражаться хоз операция наз-ся контировкой. Сама запись на бух счетах и указанием сумм наз-ся бух проводкой. Взаимосвязь счетов, на кот отражаются операции наз-ся корреспонденцией счетов, а сами взаимосвязанные счета наз-ся корреспонджентами.  Корреспонденция счетов бывает простая и сложная. Простой называется кор-я счетов, когда один счёт дебитуется и один кредитуется. Сложные кор-ции счетов бывают двоякого рода. В первом случае один счёт дебитуется, и одновременно несколько кредитуются, во 2-м случае несколько счетов дебитуется и 1 кредитуется.

  1. План счетов бухгалтерского учета

План счетов БУ планом счетоа наз-ся систематизированный перечень синтетич счетов и их субсчетов в основу построения кот положена класс-я счетов по эк-му содержанию. С целью облегчения работы со счётным планом каждму счёту присваивается шифр. Шифры синтетич счетов двухзначные, а субсчетов 3-хзначные. Действующий план счетов БУ фин-во-хоз-ной деят-ти организации утверждён приказом Минфина РФ от 31 окт 2000г. №94н. На его базе разработан и утверждён приказом Минсельхозпрома РФ от 13 июня 2001г. №654 план счетов БУ фин-хоз деят-ти организации АПК. В дополнение к плану счетов разрабатываются инструкции, в кот даётся хар-ка содержания и назначения каждого счёта и его корреспонденция с др счетами. Все счета разбиты на 8 разделов. Забалансовые счета приведены в приложении к плану счетов. План счетов содержит след разделы: 1.внеоборотные активы 2. произ-ые запасы 3. затраты на пр-во 4. готовая продукция и товры 5. денежные средства 6. расчёты 7. капитал 9. фин-е рез-ты.

  1. Учетная политика организации

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения и организации бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости амортизируемого имущества, организации документооборота, инвентаризации, способы вменения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Учетная политика должна быть разработана  на каждом самостоятельном предприятии  независимо от формы собственности. Вид деятельности и форма собственности предприятия существенно влияет на положения учетной политики.

Учетная политика предприятия выбирается и обосновывается экономическими, юридическими и бухгалтерскими службами предприятия  и утверждается руководителем, она должна быть оформлена соответствующим организационно-распорядительным документом предприятия и утверждена приказом или распоряжением по предприятию. При этом утверждаются:

· рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

· формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

· порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

· методы оценки активов и обязательств;

· правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· порядок контроля хозяйственных  операций;

· другие решения, необходимые для  организации бухгалтерского учета.

Принятая организацией учетная  политика подлежит оформлению соответствующей  организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Допущения и требования, применяемые при формировании учетной  политики При формировании учетной политики предполагается соблюдение, установленных принципов (допущений) бухгалтерского учета: допущения имущественной обособленности, допущения непрерывности деятельности, допущения последовательности применения учетной политики, допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика организации должна обеспечивать соблюдение требований бухгалтерского учета: полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности.

- Допущение имущественной обособленности  означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника. Для нашей страны в период становления рыночной экономики это допущение представляется особенно важным, так как во многих организациях их имущество находится в личном пользовании учредителей, участников или работников.

- Допущение непрерывности деятельности  организации означает, что она  будет продолжать свою деятельность  в обозримом будущем и у  нее отсутствует намерение ликвидации  или существенного сокращения  деятельности. Это не означает, что предприятие не может быть создано на конкретный срок. В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса РФ предприятие может быть создано на конкретный срок или для достижения какой-либо цели.

- Допущение последовательности  применения учетной политики означает, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

- Допущение временной определенности  фактов хозяйственной деятельности  означает, что они отражаются  в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Например, начисленная заработная плата относится на издержки производства или обращения того периода, в котором она начислена, независимо от фактического времени выплаты начисленной суммы работникам.

Формируемая организацией учетная  политика должна соответствовать требованиям  полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

- Требование полноты означает  необходимость отражения в бухгалтерском  учете всех фактов хозяйственной  деятельности.

- Требование осмотрительности  означает большую готовность  к учету потерь (расходов) и пассива,  чем возможных доходов и активов (не допуская скрытых резервов).

- Требование приоритета содержания  перед формой означает, что в  бухгалтерском учете факты хозяйственной  деятельности должны отражаться  исходя не только из их правовой  формы, но и из экономического  содержания фактов и условий хозяйствования. Например, сам по себе факт выдачи руководителем организации крупных сумм ссуд не является незаконным. Однако, если выдача этих сумм осуществляется в период неустойчивого финансового состояния организации, особенно при задержке выплат начисленной оплаты труда из-за отсутствия денежных средств, то данную хозяйственную операцию следует признать неправомерной.

- Требование непротиворечивости  обусловливает необходимость тождества  данных аналитического учета  оборотом и остатком по синтетическим счета на 1-е число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.

- Требование рациональности означает  необходимость рационального и  экономического ведения бухгалтерского  учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.


  1. Правовой статус бухгалтерской службы

В случае значительного объема учетной  работы и при наличии трех и  более бухгалтеров на предприятии  учреждается структурное подразделение  — бухгалтерская служба. Деятельность бухгалтерской службы предприятия должна строиться на основании Положения о бухгалтерии, которое составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

Организация бухгалтерии – структура бухгалтерской  службы на предприятии.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, а также  соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители предприятий.

В соответствии со ст. 6 Закона «О бухгалтерском  учете» руководители организации могут в зависимости от объема учетной работы:

1) учредить бухгалтерскую службу  как структурное подразделение,  возглавляемое главным бухгалтером;

2) ввести в штат бухгалтера;

3) передать на договорных началах  ведение бухгалтерского учета  централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

4) вести бухгалтерский учет лично.

Правовой статус бухгалтеркой службы регулируется нормативными документами, организационно-правовой формой и общей  структурой управления организацией.

Количество работников бухгалтерии и число рабочих мест определяются масштабом организации, количеством одновременно осуществляемых видов предпринимательской деятельности и объемом бухгалтерской информации по каждому направлению.

Если на предприятии бухгалтерия выделена в отдельную службу, в учетной политике необходимо отразить ее структурное строение.

Структура бухгалтерии напрямую зависит  от формы организации учета на предприятии.

В учетной политике можно привести и вертикальную структуру сомой  бухгалтерской службы. В этом случае в учетной политике должна быть четко указана система подчиненности руководителей бухгалтерских служб подразделений главному бухгалтеру предприятия.

Задачами бухгалтерской службы являются: 
•организация взаимоотношений организации с другими субъектами хозяйствования; 
• поиск внутренних и внешних краткосрочных и долгосрочных источников финансирования, выбор наиболее оптимального их сочетания; 
• своевременное обеспечение финансовыми ресурсами текущей деятельности организации; 
• эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей организации; 
• сохранение и рациональное использование основного и оборотного капитала, собственного и заемного капитала; 
• обеспечение своевременности платежей по обязательствам организации. 
Таким образом, организация бухгалтерского дела предполагает: 
• разработку организационно-распорядительных документов (положения о бухгалтерии, должностных инструкций работников бухгалтерии, штатного расписания); 
• составление графика документооборота организации; 
• создание номенклатуры дел и организацию хранения документов; 
• формирование кадровой политики бухгалтерии (порядка аттестации бухгалтеров, системы подбора персонала и повышения его квалификации); 
• создание технологии обработки получаемой информации (применяемая форма ведения учетного процесса). 
Конкретными формами реализации задач финансово-бухгалтерской службы является разработка учетной политики, элементами которой являются: 
• финансовая политика; 
• кредитная политика; 
• политика управления денежными потоками; 
• амортизационная политика; 
• дивидендная политика; 
• политика формирования доходов и расходов; 
• налоговая политика. 
Деятельность бухгалтерской службы организации осуществляется на основании самых разнообразных документов: организационных, распорядительных, платежных, учетных

  1. Синтетический и аналитический учет. Учетные регистры

Синтетический учёт это организация  учёта сопровождается составлением проводок  по счёту

 Данные аналитического учёта  должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта.

Синтетические счета содержат обобщенные показатели об имуществе, обязательствах и операциях организации по экономически однородным группам, выраженные в денежном измерителе. К синтетическим счетам относятся: 01 «Основные средства»; 10 «Материалы»; 50 «Касса»; 51 «Расчетные счета»; 43 «Готовая продукция»; 41 «Товары»; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; 80 «Уставный капитал» и др.

Аналитические счета детализируют содержание синтетических счетов, отражая данные по отдельным видам имущества, обязательств и операций, выраженных в натуральных, денежных и трудовых измерителях. В частности, по счету 41 «Товары» следует знать не только общее количество товаров, но и конкретно наличие и местонахождение каждого вида товара или группы товаров, а по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — не только общую задолженность, но и конкретную задолженность по каждому поставщику отдельно.

Субсчета (синтетического счета II порядка), являясь промежуточными счетами  между синтетическими и аналитическими, предназначены для дополнительной группировки аналитических счетов в пределах данного синтетического счета. Учет в них ведется в натуральных и в, денежных измерителях. Несколько аналитических счетов составляют один субсчет, а несколько субсчетов — один синтетический счет.

Синтетический и аналитический  учет организуются так, чтобы их показатели контролировали друг друга ив конечном итоге совпадали, вот почему записи по ним проводятся параллельно; записи на счетах аналитического учета производятся на основании тех же документов, что и записи на счетах синтетического учета, но с большей детализацией

  1. Пассивы организации

Собственный капитал - это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и ее обязательствами. (уставный, добавочный, резервный капитал, фондов специального назначения, накоплений нераспределенной прибыли, целевых финансирований и поступлений). Собственный капитал отражен в первом разделе пассива баланса.

Целевое финансирование и поступление – это ср-ва, полученные из бюджета, отраслевых и межотраслевых фондов специального назначения, от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.

Нераспределенная  прибыль - это чистая прибыль, не распределенная между акционерами (учредителями), использованная на накопление имущества хозяйствующего субъекта.

Обязательствами организаций являются краткосрочные и долгосрочные кредиты банка, кредиторская задолженность, займы и обязательства по распределению.

Краткосрочные ссуды организация получает на срок до 1 года - на запасы товарно-материальных ценностей, расчетные документы в пути и другие нужды, а долгосрочные на срок от 1 года - на внедрение новой техники, организацию и расширение производства, механизацию производства и другие цели.

Кредиторская  задолженность - это задолженность данной организации перед другими организациями, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой материальных ценностей, называют поставщиками, а кредиторов, которым предприятие должно по нетоварным операциям, - прочими кредиторами.

Займы - это полученные от других организаций займы под векселе и другие обязательства, а также средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации. Займы, полученные на срок до 1 года, называют краткосрочными, а на срок более 1 года - долгосрочными.

Обязательства по распределению включают задолженности рабочим и служащим по заработной плате, органам социального страхования и налоговым органам по платежам в бюджет. Они появляются в связи с тем, что момент возникновения долга не совпадает со временем его уплаты.

Хозяйственные процессы - это процессы снабжения, производства и реализации продукции промышленной организации.

  1. Учет поступления основных средст

Ос – это часть имущества  используемое организацией в течение  длит времени более12 месяцев при  производстве продукции.

Основными документами явл. накладная, счет-фактура, акт приемки-передачи, форм ОС1.

Для каждого объекта составляется собственный акт, в котором содержатся заводской номер, инвентарный номер, первоначальная стоимость, год выпуска, дата ввода в эксплуатацию, норма амортизации, размер отчислений в ремонтный фонд, номер счета, подписи комиссий и ответственного лица.

На поступивший объект заводится инвентарная карточка. К акту прилагается техническая документация объекта. На основании акта производятся записи на счетах бухучета.

Синтетический учет ср-в ведется  на 01 счете. По дебету учитываются наличие  и поступление осн.ср-в. По кредиту  в убытие в оценке по полной ст-ти

Износ (амортизация) учитывается на 02 счете.

Осн.ср-ва поступают в организацию: от учредителей (вклад в уст.капитал), в рез-те строительства, безвозмездно по договору мены, путем приобретения.

Порядок учета поступления осн.ср-в  зависит от источника их поступления.

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"